Русская линия | Олег Слепынин | 12.08.2006 |
Ильинский храм в Чернобыле |
Кто не бывал прежде в Чернобыле, того поражает дивной красоты, изысканной архитектуры Ильинский храм. Его настоятель о. Николай (Якушин) поведал, что в трагическую ночь 26 апреля 1986 года рыбаки на Припяти огненный столб сначала увидели над АЭС, а потом (это километрах в 15) — над Ильинским храмом. «Нашим слабым человеческим умом, — сказал отец Николай в проповеди, — пока нельзя понять смысла происшедшего. Со временем, конечно, Господь вразумит нас. Но и сейчас мы понимаем, что промысел Божий всегда витал над Чернобылем. Понимаем, что в апреле 1986-го пророк Илья изгнал отсюда людей…» Далее священник сказал, что на этот храмовый праздник специально никого не приглашали, что в обычные дни на литургию приходят 2−3 человека, много — десять, а сегодня людей — полный храм. «Пророк Илия собрал всех нас здесь сегодня».
О возрождении духовной жизни в Чернобыле говорит многое. Это и отреставрированная Ильинская церковь, и новая звонница, и начавшееся строительство Никольской церкви и часовни Чернобыльский Спас. Для кого это, если город пуст, для чего, если в течении года службы посещают 2−3 человека? «Мы нам этого знать не дано, — говорит о.Николай. — Но знаем, мы так чувствуем, что так должно быть».
Возрождение храма началось в 2003 г. по благословению блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Прежде храм стоял заброшенным в течении 17 лет. При проведении работ была сломана деревянная пристройка, которой при первоначальном строительстве нее было, и людям открылся изумительной красоты фронтон храма — с витыми колоннами, с иконами пророков Илии и Иеремии… Вспомнился Библейский Плач Иеремии: «Как одиноко стоит город, некогда многолюдный!» И далее: «Горько плачет он ночью…» Это, конечно, о другом городе. Но открытие этой иконы впечатляет. Там же, под разобранной пристройкой, при проведении земляных работ, был обнаружен большой металлический бюст императора Александра II.
Александр Второй в Чернобыле |
По данным 1884 г. в Чернобыле проживало 3098 русских (малороссов и великороссов), среди них заметную часть составляли старообрядцы, имевшие свой монастырь; поляков было 154; евреев, по сообщению раввинов, — 6559. При этом лучшие пахотные земли принадлежали польскому помещику. Исторические хроники доносят, что владелец имения, католик по вероисповеданию Ходкевич, в 1840 г. отдал питейный бизнес в Чернобыле евреям (за 12.600 руб. серебром в год). Для понимания значительности суммы скажем, что оплата мужской работа составляла 25−30 копеек в день. В 1850 г. в городке имелось уже 50 питейных заведений. Одним из центров хасидизма Чернобыль стал в 18 века (в 1798 г. здесь умер цадик Менахем Наум Чернобыльский). Считается, что в Чернобыле похоронены два цадика, их могилы сейчас укрыты в специально сооружённых кирпичных постройках. В 60-е годы XIX в. в Чернобыле было 5 синагог.
Любопытные записки о Чернобыле 1884 года оставил «Отставной военный Л.» (цитирую по книге Николая Черниговца «Чорнобиль — мiсто без майбутнього?», Белая Церковь, 2003). «Чернобыльские евреи, как и везде, по-своему набожны и фанатичны. По праздникам они, почитая город своим, ходят по улицам и площадям в богослужебных одеждах: таласах и кителях. А главная синагога и все церковные школы наполнены молитвенными криками по целым дням и ночам, хотя бы это стесняло других… Антисемитских движений за всю историю Чернобыля не обнаруживалось…»
В первой трети XIX в Чернобыле было три православных церкви. В 1849 г. две их них — Николаевская и Богородицкая сгорели. Уцелевшая, старая деревянная, Ильинская была построена в 1779 г., но и она сгорела в 1873 году. Какое-то время приходская школа функционировала в квартире дьяка Ильинской церкви (эту школу, кроме православных, посещали дети из семей католиков и старообрядцев). Таким образом, строительство большого и красивого православного храма являлось в Чернобыле делом государственным. В 1878 году Ильинская церковь была освящена и стала владеть 52 десятинами земли. Мы знаем, что в те годы покушения на императора следовали одно за другим. Ныне бюст Царя-Освободителя стоит на возвышении перед иконостасом.
Сияние над Ильинским храмом во время крестного хода |
Условный «первый камень» (фундамент уже готов) в стену будущей часовни Чернобыльский Спас заложили Юрий Андреев — глава общества «Союз-Чернобыль» и иерей о. Николай. Присутствующие отметили, что имя последнего священника, который служил литургию в храме в 1986-м, ныне уже покойного, тоже Николай. Священники-чернобыльчане (бывшие и нынешние) говорили о преемственности и духовном возрождении Чернобыля.
Но вот вопрос, при каком условии храм в Чернобыле может наполниться верующими? У меня есть несколько версий. Ну вот, например, самая неприятная для большинства, более того, которая мне кажется совершенно безумной: радиоактивный уровень в Зоне (после неких военно-политических потрясений, очевидно, сопровождаемых локальными ядерными ударами) окажется ниже, чем в неких иных точках мира. Или: Зона ЧАЭС окажется зоной ссылки определённой категории населения. Или… Впрочем, пока на этих фантастических версиях и остановимся.
А что же в реальности.
Девочка Мария из Чернобыля |
На обратном пути мы заехали в заброшенное село, в котором когда-то в невестках жила одна из наших паломниц. Мы увидели дома, — это через 20 лет после аварии, — хранящие следы долгой человеческой жизни (в избах у русских печей ухваты, в кладовой — кадки, в хлеве — сено), на окнах — занавесочки. Заросшие деревьями дворы производят тяжёлое впечатление. Одна из паломниц, как бы прикидывая возможное будущее, проговорила задумчиво: «За несколько дней всё можно привести в Божеский вид, можно спасаться».
Чернобыыльская стрекоза |
Паломники на мосту над Припятью |
Праздничный обед |
https://rusk.ru/st.php?idar=18237
|