Русская линия
Православие и Мир Сергей Путилов08.08.2006 

Иерусалим между прошлым и будущим

С Елеонской горы открывается прекрасная панорама Иерусалима — святого города для представителей трех мировых религий: христианства, иудаизма и ислама. Уже при внешнем осмотре столицы удивляешься невообразимому смешению эпох, культур и стилей. Слева — каменные руины времен Первого и Второго Храмов. Правее видны два серых купола храма Воскресения эпохи крестоносцев. Все это опоясано зубчатой крепостной стеной с черными бойницами, сложенной из могучих известняковых блоков. Это уже постарались турки-османы, правившие Палестиной добрых четыре сотни лет. Плоские крыши синагог соседствуют с шатрами церквей и стройными как кипарисы мечетями. Среди массива жилых кварталов в обрамлении деревьев «священного сада» — «Харам аш Шариф» на Храмовой горе возвышается огромная золотая сфера. Она покоится на отливающем смальтой голубом восьмиугольнике. Это мечеть Омара или «Купол Скалы», самый величественный монумент Иерусалима и Ближнего Востока. Раньше здесь стоял не менее впечатляющий Соломонов храм, в котором проповедовали ветхозаветные пророки, предвозвещая пришествие в мир Сына Божия. Старый город-крепость нависает над покрытой оливковыми деревьями и древними надгробиями долиной Иосафата, местом Страшного суда.

Подобно хамелеону Иерусалим умеет менять свой цвет. Днем он обычный — бурый с серым, а вот вечером, на закате вдруг становится опалово — розовым. Дело в том, что основным строительным материалом здесь исстари был местный камень, добываемый в окрестностях города — так называемый «иерусалимский камень». Это редкая разновидность известняка. При шлифовке он становится на ощупь и внешним видом похож на сыр, а когда его используют в виде строительного материала, то сделанные из «иерусалимского камня» дома в лучах заходящего солнца приобретают изумительный розоватый оттенок. Вот и сегодняшним февральским вечером, раскинувшийся на холмах под прозрачным небом город горит огнем, словно отражение небесного Иерусалима.

Последнему, ведь надлежит когда-то спустится с солнечной выси на землю! «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего… Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин», — пишет автор Апокалипсиса.

Кстати, во времена Христа Иерусалим по сообщению Иосифа Флавия имел как раз двенадцать ворот. Сейчас, правда, из них остались только семь. Причем самые большие из них, выходящие на Елеонскую гору — Золотые, замурованы. Через них когда-то въехал на ослике в сопровождении восторженных толп народа в город Христос. И через них же, согласно иудейскому преданию придет Мессия в последние времена. Чтобы не пропустить сюда «еврейского пророка», турки-османы, считающие иудеев и христиан «неверными», замуровали ворота камнями. Даже в такой детали принадлежность города одновременно трем религиозным мирам наложила отпечаток на его облик. Таково оно, многоликое духовное сердце человечества. Но можно сказать, что Иерусалим это и настоящий «пуп Земли». Если не верите, то сходите в знаменитый храм Воскресения — там установлена скульптура изображающая сию часть тела.

«Атомный шпион» или узник совести?

В Восточном Иерусалиме за высокой каменной оградой иерусалимской церкви Святого Георгия от угроз фанатичных иудеев, презрения соотечественников и полицейского произвола спрятался человек, чью судьбу легкой не назовешь. Два десятка лет назад это имя — Мордехай Вануну гремело по всей планете и стало синонимом ядерного Апокалипсиса, который Израиль по его утверждениям готовит Ближнему Востоку. Сетка морщин вокруг усталых глаз, волосы с проседью, загорелое волевое лицо — он не выглядит сломленным. Хотя не дай Бог кому-нибудь пережить тоже, что ему. «Опять журналисты?», — Вануну откидывается в пластиковом кресле и на мгновение задумывается. Из-за ограды храма врываются звуки утреннего намаза — еврей Вануну предпочел обосноваться в арабском квартале города, где его соплеменникам появляться просто небезопасно. Но израильского диссидента здесь почти все знают в лицо, при встрече здороваются, смуглые арабские лица расплываются в улыбке. Наконец Мордехай размыкает плотную складку мясистых восточных губ и начинает свою печальную повесть.

«Я родился в Марокко, в Марракеше. В Израиль приехал в возрасте 10 лет и воспитывался в ревностной иудейской семье. Но лет с 16 я начал критиковать иудаизм, потому что не мог принять его», — Мордехай пристально смотрит на крест венчающий купол храма. «Изучая философию в университете, — продолжил Вануну, — я стал задавать неудобные вопросы об иудаизме, справедливости нашего общества, потом меня взяли на работу в ядерный центр в Димоне». Хотя правительство Израиля отрицает наличие у него атомной бомбы, по словам Вануну, работа его заключалась как раз в производстве ядерных материалов, таких как плутоний, литий, тритий и других, достаточных для изготовления десяти атомных бомб в год. Наконец он для себя решил, что «мир должен знать правду, люди должны это знать, потому что израильское правительство готовится использовать ядерное оружие в следующей войне с арабами. «Я только хотел предотвратить Хиросиму и Нагасаки на Ближнем Востоке», — Вануну пристально глядит мне в глаза, словно допытываясь, верю ли я его словам. Так, в 1986 году он опубликовал статью в лондонской газете Sunday Times где рассказал все, что знал о ядерной программе Израиля.

Спецслужбы Израиля, считающиеся едва ли не лучшими в мире — не дремали. Вскоре после публикации «Моссад» похитил Вануну в Риме и доставил катером по Средиземному морю в Израиль. Здесь его приговорили к 18 годам тюрьмы. «Атомный шпион» покинул ашкелонскую тюрьму только в апреле 2004 года. Но еще накануне освобождения министр внутренних дел подписал распоряжение, строго ограничивающее свободу действий человека, который по его мнению «слишком много знал». Вануну запрещалось ближе, чем на четыреста метров приближаться к аэропортам и причалам, пограничным пунктам, не говоря уже об иностранных посольствах. Не допускались какие-либо разговоры о бывшей работе, и даже участие в интернет-чатах. Чтобы выехать за пределы Тель-Авива или ночевать вне дома, нужно сообщить «куда следует» за сутки. О любой попытке вступить с ним в контакт, Вануну также обязан информировать спецслужбы. Нарушение хотя бы одного из этих условий автоматически влекло новое судебное разбирательство. Весной 2005 г. статус «живого мертвеца» был продлен еще на год. Основную причину своих злоключений по выходу на «свободу» Мордехай видит не в обладании «атомными секретами» Израиля, а в его переходе из иудаизма в христианство.

«Меня преследуют не из-за моих ядерных секретов, — Вануну встает с кресла и вытаскивает из-под синей рубашки нагрудный крестик — а потому, что я — последователь Христа. Меня крестили в австралийском Сиднее (Австралия) незадолго до публикации роковой статьи. Это одна из главных причин, по которой правительство Израиля и люди этой страны до сих пор мстят мне. Если ты не иудей, израильтяне не уважают тебя, не дают тебе всех прав. К тебе относятся как к врагу, как к человеку «второго сорта». Гневный взгляд, брошенный им в сторону невидимого противника укрывшегося за кирпичной оградой храма, кажется едва не прожег в ней дырку. «А что касается моих ядерных секретов, — Мордыхай грустно улыбается, — то не верьте «моссадовской» пропаганде, их у меня уже давно нет».

И это похоже на правду. По единодушному мнению экспертов, в частности физика-ядерщика Фрэнка Барнаби из Oxford Research Group, в свое время консультировавшего газету Sunday Times на предмет достоверности сенсационной статьи Вануну о ядерном центре в Димоне, «информация, полученная им в середине 80-х годов, в наши дни имеет лишь условную ценность». И уж тем более она не может нанести никакого вреда национальной безопасности Израиля. Тем не менее, весной 2005 года Верховный суд Израиля отклонил прошение Вануну о снятии с него запретов на свободу слова и передвижения. В решении суда, принятом по рекомендации спецслужб, говорится, что «шпион N1» по-прежнему представляет опасность. Сам он, однако, придерживается другой версии: «Тем, кто называет меня предателем, я говорю: я горд и счастлив тем, что я сделал. Я страдал за Христа».

Религиозные мотивы преследования, о которых говорит «атомный шпион», местные власти отметают с порога. Но так ли это на самом деле? С точки зрения подавляющего большинства израильтян, Мордехай Вануну не только нанес ущерб обороноспособности страны, но и, перейдя в тюрьме из иудаизма в христианство, тем самым еще больше усугубил свое предательство. От него отвернулись даже ближайшие родственники, кроме брата. «Как только я вышел из тюрьмы Ашкелон, за воротами меня уже ждали пара сотен ультрарелигиозных иудеев, которые бурно протестовали против моего освобождения и готовы были разорвать меня на куски. Но к счастью, там было и много людей со всего света, которые пришли отпраздновать мое освобождение, которые не дали им это сделать», — говорит Вануну. После серии угроз в свой адрес, из опасения за жизнь он вынужден был укрыться за стенами небольшой церкви Сент Джордж в Восточном Иерусалиме.

Чувствует ли он себя здесь спокойно? «Моя жизнь в опасности, — спокойно отвечает он, — когда я нахожусь среди евреев. Как только они меня видят, начинают кричать, пытаются ударить… Да, это небезопасно и сильно ограничивает мою свободу передвижения. Поэтому я не чувствую себя свободным в этой стране. Но все равно иногда я хожу в Старый Город, наслаждаюсь видом старых церквей, Виа Долороса (Крестный путь), встречаю палестинцев, многие из которых узнают меня, здороваются». Иддилия продолжалась не долго. Однажды в храм ворвались несколько десятков солдат в бронежилетах с автоматами наперевес. Не предъявив никаких официальных бумаг, они перерыли все в комнате Вануну, забрали его компьютер и устроили допрос с пристрастием священнику Абу эль- Ассалу, родом палестинцу. Посыпались угрозы и обвинения… в связях духовного лица с палестинским сопротивлением. Комедия продолжалось довольно долго, пока захватчикам не надоело все это, и они убрались восвояси. «За сто лет, что существует этот храм, ничего подобного здесь не происходило. Это вторжение означает неуважение к святому месту. Подобные провокации недопустимы на Земле Господа», — так разгневанный священнослужитель прокомментировал инцидент» местной газете «Гаарец».

И это только один из немногих эпизодов нынешней «свободной» жизни Мордехая Вануну, свидетельствующих о полном презрении его гонителей к религиозным чувствам «шпиона» и его покровителей-христиан. Уехать из страны Вануну не дают, поэтому он до сих пор является полноправным гражданином Израиля. Между тем, свобода вероисповедания — фундаментальное право человека, и один из основополагающий столпов израильского государства, в случае с Мордехаем Вануну, словно бы не существуют. В конце прошлого года, Мордехай, принявший в крещении имя Иоанн, как и все здешние верующие, хотел попасть в Вифлеем, на праздник Рождества Христова. Однако на въезде в палестинский город его скрутили полицейские, и он оказался в «обезьяннике» секретной службы «ШАБАК». Вместо радостного торжества бедолага просидел несколько часов за решеткой, отвечая на каверзные вопросы следователя. Словно издеваясь, Вануну отпустили глубокой ночью, когда служба в храме Рождества уже давно закончилась.

Более того, именно эта поездка, ему же еще была и поставлена в вину. Весной 2005 года Верховный суд Израиля отклонил прошение Мордехая о снятии с него запретов на свободу слова и передвижения — после выхода из тюрьмы ему под угрозой новых санкций запретили покидать территорию страны. Посещение Вифлеема, расположенного в двадцати минутах езды от израильской столицы — Иерусалима было расценено именно как этот «запретный случай». Примечательно, что буквально накануне расправы судья иерусалимского окружного суда Йоэль Цур постановил, что поскольку для пребывания на Западном берегу реки Иордан не требуется загранпаспорт («даркон»), а достаточно иметь при себе удостоверение личности («теудат-зэут»), то Вануну не может быть обвинен в том, что он выезжал за границу. Однако Верховный суд принял решение, которое продавили израильские спецслужбы. Едва ли Вануну пришлось заплатить такую цену, не будь он христианином. То есть не реши он вместе с тысячами своих единоверцев отправиться на Рождественскую службу в Вифлеем, где родился его Спаситель.

«Если ты не иудей, израильтяне относятся как к врагу. Но я решил, что это мой путь, христианство — моя вера. Я не могу принять иудаизм. Поэтому в мои планы входит покинуть Израиль. Я надеюсь, что рано или поздно все же смогу уехать из этой страны. Здесь я никогда не смогу чувствовать себя свободным. В моих планах встречи со многими людьми за границей, моими друзьями во всем мире, в разных городах. Вот мое будущее», — говорит, махнув на прощание рукой «атомный шпион». Совсем недавно из Норвегии пришло известие, что Мордехай Вануну выдвинут на получение Нобелевской премии мира.

http://www.pravmir.ru/article_1256.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика