Русская линия | Протоиерей Геннадий Беловолов | 10.02.2009 |
«В этом году панихида была проведена с участием монахини из сербского монастыря Иоанна Богослова на границе с Косово, которые пели как клирошанки на панихиде, читали молитвы. Так что панихида получилась международной. Приятно было, что сербские монахини пришли на панихиду с поминальным коливом. По церковному правилу, на любое поминальное служение, будь то панихида или парастас, обязательно приготавливается в память об усопшем коливо. У нас в России коливо, которое должно готовиться из пшеницы, но часто делается из рисового зерна, обычно называют кутьей. К сожалению, изготовление колива, особенно в больших городах, постепенно уходит и забывается. Очень редко, когда родственники на панихиду приносят коливо, когда как в Сербии эта традиция строго сохраняется. Когда я был в Сербии, то видел, что практически ни одна поминальная служба не обходится без колива. В данном случае, сербы исполнили это правило. На панихиду по Достоевскому принесли коливо, приготовленное из сербской пшеницы сербскими монахинями. Это напомнило всем участникам панихиды, что необходимо хранить поминальные традиции. Последний роман Достоевского „Братья Карамазовы“ заканчивается поминовением Илюшечки Снегирева, и герои романа вкушают поминальные блины. На панихиде по Достоевскому была высказана мысль, чтобы эта традиция стала постоянной и дополнила служение панихид на могиле писателя. Участники панихиды с интересом и аппетитом вкушали коливо. В этом есть определенный символический смысл. Мы знаем, как сербы любят Достоевского. Именно в Сербии в ХХ веке была написана самая проникновенная книга, посвященная творчеству Достоевского. Ее автор — преподобный Иустин Попович, а называется она „Достоевский о Европе и славянстве“. Эта книга переведена на русский язык и стала открытием вселенского значения Достоевского, его духовных откровений. На панихиде также присутствовал раб Божий Алексей Чермак, потомок Леонтия Чермака, начальника того самого лицея в Москве, где учился молодой Федор Достоевский, где он получил начальное образования. Интересно, что спустя более чем полтора века потомки тех людей, с которыми был связан Достоевский, приходят на его могилу», — отметил священник.
«В этот же день, 9 февраля, в музее Ф.М.Достоевского была открыта новая экспозиция, посвященная его жизни и творчеству. Эта выставка призвана стать лицом музея. Как известно, литературно-мемориальная квартира Достоевского состоит из двух частей. В сохранившихся его комнатах писатель прожил два с половиной последних года своей жизни. В частности, сохранился и его кабинет, в котором он преставился. В литературной части музея находятся материалы о жизни и творчестве Достоевского. Новая экспозиция готовилась в течение нескольких лет и вчера была представлена на суд музейной общественности. На открытии экспозиции присутствовали городские власти, пресса, директора музеев Петербурга. Само открытие выставки было решено в своеобразном театральном жанре и началось с показа сцены из романа „Преступление и наказание“ в исполнении петербургского кукольного театра „Кукольный формат“. Сама экспозиция вызвала неоднозначные оценки. Она — смелая по концепции и необычная по воплощению. Экспозиция представляет собой воплощение своеобразной Вселенной Достоевского, которая включает в себя как бездну падения, так и вершину святости. Посетитель оказывается в затемненном помещении, состоящем из двух залов. На стенах и на потолке этих помещений мы можем видеть темные стеклянные щиты с фотографиями. Представлены снимки мест, где он жил, служил и работал. Создается общее ощущение некоего космоса в котором видятся окна света. Идея этой смелой композиции принадлежит научному сотруднику музея Вере Сергеевне Бирон», — продолжил отец Геннадий.
«Безусловно, в работе над выставкой принимали участие все научные сотрудники музея. Наверное, главное слово будет все же за посетителями, особенный интерес, я полагаю, проявят к выставке школьники 10-х классов, которые как раз в десятом классе, что называется, „проходят“ Достоевского и активно посещают со своими классами музей. Думаю, что учащиеся по достоинству оценят необычайную подачу Достоевского. Ведь необычайный мир Достоевского требует и необычайной подачи, и музыкальные работники имеют право на эксперимент. Традиционная экспозиция уже была, и теперь пришло время необычных новаторских решений», — считает священник.
«У Достоевского есть такая формула — „душа над бездной“. Достоевский был писателем, который видел душу, висящую над бездной, когда можно и погибнуть, но когда можно и возвыситься, так как бездна простирается как вглубь, так и ввысь. Сам Достоевский говорил, что в сердце человека диавол с Богом борется, и поле битвы — это сердце человека. Я думаю, что Достоевский будет актуален всегда. В каждое время его творчество открывается новой гранью, в том числе и в наше время мирового кризиса, когда экономические новости вылезли на первый план, а люди, которые никогда не интересовались прежде индексами РТС, вдруг стали их читать. Невольно вспоминаешь роман Достоевского „Бесы“, где говорится о том, как бы скрип колес, подвозящих хлеб, невольно не заглушил бы молитву души. И такой скрип колес, подвозящих хлеб человечеству, может заглушить душу человека. Сейчас мы из-за этого скрипа начинаем забывать духовные проблемы. Человек — существо хотя и зависящее от хлеба, но хлеб не составляет его суть, не материальное, а духовное надо ставить во главу угла. Достоевский напоминает устами старца Зосимы, что сущность человека — в иных мирах, и что касанием человека иных миров живет душа человека. Это ощущение вечности, ощущение трансцендентности человека — главное открытие и напоминание нам о Достоевском в наше непростое время», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия
https://rusk.ru/st.php?idar=181131
|