Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Григорий Дьяченко04.08.2006 

4 августа — день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины

Ныне прославляемая святая Мария Магдалина, родом из Магдала, небольшого городка на берегу Галилейского озера, с тех пор, как милосердый Господь исцелил ее, освободив от мучивших ее семи бесов (Лк. 8, 2), всем сердцем предалась Ему, всюду следовала за Ним, слушала Его учение ненасытно, служила ему имением своим и трудами рук своих. В числе некоторых других жен она последовала за Ним из Галилеи и в Иерусалим, когда Господь отошел туда на вольное страдание и на смерть. Не оставила Мария Магдалина своего Спасителя и тогда, когда начались Его страшные страдания, неотлучно была при Нем и в минуты, когда оставили Его даже ученики (Мк. 15, 47, Мф. 27, 61).

В первый же день недели, который с тех пор называется воскресным, Мария Магдалина, приготовив благовонное миро, чтобы, по обычаю иудейскому, помазать им тело умершего Иисуса, рано пришла ко гробу, когда еще было темно, и увидела, что камень отвален от гроба; тогда она пошла к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и сказала им: «Унесли Господа из гроба, и не знаю, где положили Его».
После же того, как пришедшие по ее словам ученики, наклонившись ко гробу, увидели только «одни пелены лежащие» и уверовали в воскресение из мертвых Христа, так как из Писания знали, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых, и возвратились к себе, «Мария стояла у гроба и плакала». И вот ей, много возлюбившей Христа, явился Христос, обрадовав ее, скорбящую о Нем, неизреченной радостью.

При возвращении Марии Магдалины в Иерусалим от гроба, Иисус Христос в другой раз явился ей вместе с прочими женами мироносицами и сказал им: радуйтеся! — Они с благоговением поклонились Ему и с радостью пришли в Иерусалим и возвестили о воскресшем Христе.

С этого времени о жизни Марии Магдалины в Евангелии сведений нет; предание же свидетельствует, что она потрудилась для проповедования о Христе, путешествовала в Рим (Рим. 16, 6); лично сообщила императору Тиверию о незаконном суде над Иисусом, причем поднесла ему красное яйцо, как символ воскресения. — Скончалась Мария Магдалина в Ефесе.

История святой Церкви Христовой передала памяти грядущих времен имена многих святых жен, подобно равноапостольной Марии Магдалине, насаждавших веру Христову на земле, распространявших и сохранявших благочестие среди людей, убеждениями, увещаниями, мольбами и слезами, а наипаче своею благочестивой жизнью.

Святая равноапостольная царица Елена расположила своего сына Константина к принятию христианства; святая Нина распространяла веру христианскую в Грузии; у нас на Руси святая Ольга является зарей, предвещающей восход солнца: князь Владимир, введший христианство, предрасположен был к этому княгиней Ольгой. По свидетельству святого Григория Богослова, мать его — святая Нонна — не только в домашних заботах была помощницей своему мужу, но, как руководительница, наставляла его всякому добру словом и делом и, сколько по заповеди апостола Христова о супружестве повиновалась своему мужу, столько же боялась не поучать его в делах веры и благочестия своим поведением и советами. Блаженный Августин во дни юности, уклонившись с пути истины, предался всем удовольствиям порочного света. Но настойчивость любви нежной матери его — Моники, кроткие увещания и наставления, а паче всего ее горячие молитвы спасли заблудшего сына: Августин раскаялся, пал к ногам своей матери, признаваясь, что ей всецело обязан возвращением своим к вере и добродетели. Несомненно, что светила и столпы Православия — богомудрые отцы и учители Церкви, не другому кому-либо были обязаны своим благочестивым настроением, как скромным труженицам в семье.

Итак, не ученики только одни, а и ученицы Христовы могут быть светом мира — указывать сидящим во тьме путь к истинному благу и вечному спасению, могут быть солью земли — предохранять ближних своих от нравственного тления. В благодатном Царстве Христове все, без различия пола (Тал. 3. 28), — и мужи и жены, могут учить вере и благочестию, быть великими в Царстве Небесном, по обетованию Христову (Мф. 5, 19). Так было древле, так может быть и в настоящее время. И нынешние жены могут насаждать, распространять, поддерживать и сохранять познания веры и христианское благочестие в малых церквах Божиих — семействах и обществе, — могут светиться светом добрых дел пред людьми так, что многие, видя их добрые дела, прославят Отца нашего небесного; и у жен нашего времени есть способность быть настойчивыми в увещаниях, терпеливыми в наставлениях, кроткими в обличениях. Нужно только, чтобы они сами, подобно благочестивым женам древних времен, добре разумели святую веру Христову, были проникнуты духом ее, согреты истинным благочестием и сердечною любовью ко Господу Иисусу Христу, воодушевлены пламенным желанием служить спасению ближних своих. От женщины, которая сама не ведает учения евангельского, которая всю жизнь свою посвящает удовольствиям и наслаждениям, исполнению светских приличий, драгоценным украшениям, — от такой жены, разумеется, нельзя ожидать наставлений в вере Христовой и убеждений жить по этой вере.

Еще благотворнее, чем проповедница веры, может влиять женщина на детей, как мать. Подобно равноапостольной Марии Магдалине, приведшей многих ко Христу Спасителю, и всякая мать-христианка должна приводить ко Господу чад своих, воспитывать их в благочестии и страхе Божием, охранять их, как бесценный дар Божий, памятуя, что за них она должна будет воздать ответ в день судный… И подлинно, самое важное, самое существенное в воспитании детей есть образование сердца, или воспитание нравственное и религиозное, необходимое для вечности, необходимое всегда и во всем. А на нравственное воспитание детей никакой воспитатель не может иметь благотворного влияния настолько, насколько имеет его мать, верная обязанностям материнским. Тогда как отец семейства часто бывает отвлекаем от него нуждами домашними и делами своего звания, мать всегда находится с детьми; к своей родной матери дети более, чем к кому другому, бывают привязаны, — к ней прежде всего, чаще и охотнее обращаются с своими полунемыми вопросами. В свою очередь мать более всего любит детей своих; а для любви не тяжело иметь неусыпную бдительность, непрестанный надзор и внимательное наблюдение над детьми: любовь умеет учить ласково без слабости, строго без жестокости, деятельно без торопливости, медленно без лености… Первые представления малютки о Боге, первое призывание им имени Божия, первая его молитва, первое проявление им любви к Господу и ближним, — все это зависит от матери. От матери богобоязненной дети усвояют неземные и святые чувства. Слово и пример благочестивой матери глубоко западают в душу дитяти и дают направление, можно сказать, всей его жизни. Облик чистой матери остается для многих последней святынею, когда все святое уже утеряно, и весьма часто не только предохраняет их от конечной погибели, а и поднимает их на высокую степень нравственного совершенства; боязнь, как бы не огорчить матери при ее жизни, не омрачить ее посмертной памяти, предохраняет человека, как ангел хранитель, от дурных увлечений. Да, счастливы дети, родившиеся в богобоязненной семье и воспитанные благочестивой женщиной-христианкой, и счастлива та женщина, которой судил Всевышний нарицаться высоким, священным именем матери! Горе той семье и детям, где мать не заботится о первоначальном религиозно-нравственном воспитании своих детей. Это зло так велико, что трудно даже подыскать к нему названия.

Прославляя ныне память святой равноапостольной Марии Магдалины и исполняя священный долг верноподданничес-кой любви, вознесем, братия, Всевышнему усердные моления, да сохранит Он под кровом Своей благости, к общему нашему благу и утешению, на многие и долгие годы драгоценнейшую жизнь благочестивейшей тезоименитницы — Государыни Императрицы Марии Феодоровны, с высоты царского престола подающей собой пример в осуществлении святого призвания женщины и назидательный образец истинно христианской женщины. Аминь.

http://orthodox.etel.ru/2006/29/k_4mariya.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика