Русская линия
Православие и современность Михаил Осипенко04.08.2006 

Путешествие по Австралии с православной иконой

Сегодня в рубрике «Большой мир» мы предлагаем вниманию читателей заметки об Австралии. Они принадлежат Михаилу Осипенко, сыну известного иконописца (тоже Михаила Осипенко). Он сопровождал икону Божией Матери «Порт-Артурская» (или «Торжество Богородицы»), которую написал его отец, в ее путешествии по православным приходам удивительного материка.

Из России в Австралию. Первое знакомство

Из Москвы до Мельбурна добираться почти сутки. Сначала я долетел до столицы Объединенных Арабских Эмиратов — города Дубаи. После трехчасовой остановки — семичасовой перелет до Сингапура. И вот, наконец, приземление в Мельбурне. Была поздняя ночь 21 декабря 2005 года.

Первый человек, встретившийся мне в Австралии, была девушка-таможенник. Она подробно расспрашивала о цели визита, интересовалась тем, где и как будет проходить 41-й Съезд русской православной молодежи, где тоже ждали икону. Досмотр я прошел без проблем — к моим документам была приложена фотография образа.

Меня должен был встретить в аэропорту сотрудник Русского благотворительного общества имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, Леонид Михайлович, поэтому я долго искал глазами человека, похожего на православного священника — почему-то мне казалось, что иначе и быть не могло. Столкнулись мы с Леонидом Михайловичем неожиданно — около справочного центра. Человек на вид лет шестидесяти, в белой майке и шортах приветливо улыбался мне.

Вместе с Леонидом Михайловичем мы садимся в микроавтобус с яркой надписью на фоне российского триколора: «Русское благотворительное общество имени святого Иоанна Кронштадтского». Выше надписи изображена маковка купола храма. Кажется, что я еще в России… Но стоило выехать на трассу, сразу осознал — я в Австралии! Движение на дорогах здесь левостороннее.

Грузовой терминал, к которому мы поехали сначала, немного задержал икону. Как оказалось, в Австралию запрещено ввозить дерево. Австралийцы опасаются, что таким образом к ним попадут вредоносные жучки, которые легко могут прижиться в местной природной среде. После некоторой заминки мне объявили, что сейчас икону нам не отдадут — она проходит экспертизу. Австралийские таможенники часто случайным образом выбирают контейнеры с грузом, которые просматривают с помощью рентгена.

Данденонг

Вот я в Данденонге, пригороде Мельбурна, — в гостях у протоиерея Михаила Протопопова, благочинного штата Виктория и Тасмания, Западной и Южной Австралии, настоятеля храма в честь Успения Божией Матери.

Отец Михаил управляет данденонгским домом престарелых, некоторые из проживающих здесь настолько немощны, что не могут передвигаться без посторонней помощи. Но всех стариков и старушек окружает забота. Здесь царят потрясающая чистота и покой. Все очень любят отца Михаила.

Этот дом престарелых — учреждение Русского благотворительного общества имени святого Иоанна Кронштадтского.

* * *

На ночлег меня определили к Леониду Михайловичу. Он живет в Австралии уже очень давно. У него замечательная жена, выпускница Санкт-Петербургского университета. Недавно супруги стали бабушкой и дедушкой — у них родился внук.

К их дому мы ехали на стареньком (но в прекрасном состоянии!) «Мерседесе». Оказалось, супруга Леонида Михайловича так же, как и муж, любит водить машину. И однажды на юбилей свадьбы Леонид приобрел «Мерседес» 60-х годов, отремонтировал его, выкрасил в ослепительно-красный цвет и отполировал до блеска.

Утром Леонид Михайлович приготовил типичный австралийский завтрак. В него обязательно входит вкусное и очень сытное блюдо из бобов, перемешанных с яйцом. Еще австралийцы уважают натуральные соки и пьют их в большом количестве. Никогда в жизни я не пил столько соков, как в эту поездку! А русские австралийцы не могут жить без клюквенного морса, который продают в местных магазинах.

* * *

Позавтракав, я пошел прогуляться по улочкам Данденонга, дойти до побережья.

Здесь редко встретишь прохожих. Но часто рядом с домами видны транспаранты с надписью «For Sale» («Продается»). Многие австралийцы не могут постоянно жить на одном месте и, чтобы сменить окружающую обстановку, продают старые и покупают новые дома.

Я добрел до железнодорожного переезда. Здесь у платформы стоит… автомат, продающий билеты. Рядом небольшая пристройка, где человек может укрыться от дождя и солнца, недалеко стенд с расписанием. И все! Пассажиры добросовестно покупают билеты в автомате, не стоя в очередях, не ругаясь с кассиром и… не обманывая контролеров. Недалеко от переезда — торговая улочка, на которой расположены китайские павильончики с необходимыми в пути мелочами.

Когда я спустился к океану, пляж был совершенно безлюдным. Только волны с шорохом набегали на песчаный берег, а над ними летали белые чайки. Вдруг я заметил, как ко мне приближается нечто, похожее то ли на трактор, то ли на комбайн: едет по берегу, чуть касаясь воды. Оказалось, что это грузовик, собирающий мусор и морские водоросли, выброшенные ночью на берег. Из кабины раздалось: «Hi! How are you?» («Привет! Как дела?»), затем выглянул улыбающийся водитель. «Fine, it’s all right» («Хорошо, все в порядке»), — ответил я. И мы разминулись.

Свято-Преображенский монастырь в Бомбале

23 декабря я побывал на открытии 41-го съезда православной молодежи, который проводится в Австралии ежегодно. Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион отслужил молебен перед Порт-Артурской иконой. Отец Михаил Протопопов прочитал лекцию, посвященную истории образа.

* * *

На Новый год меня пригласили в православный мужской монастырь в Бомбале. От Мельбурна до Бомбалы примерно 500 километров в глубь континента. На машине этот путь преодолевается за 7−8 часов.

Свято-Преображенский монастырь находится в буше, в эвкалиптовых зарослях, здесь очень жарко и влажно. Его настоятель — архимандрит Алексий (Розентул), гигантский человек с русой бородой. Он основал обитель в 1984 году. С ним вместе подвизаются четыре монаха и два послушника, все разных национальностей.

В монастыре есть храм в честь Преображения Господня, расписанный в греческом стиле. Работал над росписью сам настоятель. Вообще, отец Алексий всесторонне образован, очень любит музыку, особенно классическую. Недалеко от монастыря есть небольшой домик, в нем стоит пианино. Временами настоятель любит удаляться сюда и играть произведения Баха и Бетховена.

На территории монастыря располагаются также братский корпус, трапезная с кухней, отдельно от храма стоит колокольня с целым ансамблем колоколов. Также в Преображенской обители есть своя библиотека, располагающая довольно большим собранием книг.

Гостиница для паломников отстоит от монастыря на двести метров. К ней нужно идти по узкой тропе и через мост над речкой, омывающей уступы взгорья, на котором расположена обитель.

Кстати, в Свято-Преображенском монастыре нет электричества, здесь все на газу — даже холодильник.

Путешествие с иконой начинается

2 января началось путешествие с Порт-Артурской иконой по православным приходам Австралии. Утром микроавтобус, в салоне которого находится образ, выехал из Мельбурна. Дорога лежала среди бескрайних прерий. Изредка попадались одинокие эвкалипты, высохшие от зноя. Виднелись отары пасущихся овец. Посчастливилось увидеть мне и семейство кенгуру.

К вечеру мы приехали в Кентлин, пригород Сиднея. Первая остановка — в местной Казанской женской обители. Настоятельница ее — игумения Евпраксия. Под колокольный звон икону вынесли из машины и установили в храме монастыря. Во время службы его насельницы украсили образ венком из свежих цветов.

Монахини кентлинской обители как святыню хранят чудом оказавшуюся здесь книжную закладку царевен Романовых — их последний подарок перед арестом дворцовой прислуге.

* * *

После службы мы отправились в епархиальную резиденцию к архиепископу Австралийско-Новозеландскому Илариону.

Владыка Иларион родился в США в семье эмигрантов с Украины. В 70-х годах он закончил Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле и стал послушником в Свято-Троицком монастыре, затем — иеромонахом. Главным его послушанием была работа в типографии наборщиком. Спустя 17 лет иеромонах Иларион был возведен в сан епископа Манхэттенского — викарного епископа митрополита Нью-Йоркского. В 1996 году он стал правящим архиереем в Австралии.

Владыка встретил нас очень тепло. У него добрый, ласковый взгляд. По-русски он говорит хорошо, с едва заметным акцентом. Все его очень любят. При резиденции архиепископа есть храм, в котором хранятся святыни: облачение святителя Иоанна (Максимовича), список Ахтырской иконы Божией Матери, редкий образ Спасителя в отроческом возрасте.

3 января мы отправились дальше, в Свято-Покровский храм в Кабрамматте. Расписывал его отец Алексий (Розентул).

От Сиднея до Брисбена

4 января икона посетила Владимирский храм в Сиднее. В этом храме хранится редкая икона «Собор святых новомучеников Китайских».

Затем мы заехали в благотворительный дом имени преподобного Сергия Радонежского. Это дом одноименного русского благотворительного общества, которое существует уже около пятидесяти лет. Оно оказывает помощь престарелым, одиноким и немощным людям, в основном русского происхождения. Священник Борис Игнатьевский, настоятель сиднейского Покровского храма, отслужил краткий молебен перед Порт-Артурским образом. Пожилые люди, кто сидя на скамейках, кто — в инвалидных колясках, горячо молились перед иконой. После окончания молебна на память старикам и старушкам были вручены небольшие копии образа и книжечки с акафистом.

После этого отец Борис показал нам древний список Абалацкой иконы Божией Матери, находящийся в Покровском храме, и рассказал о чуде, явленном от этого образа. У архимандрита Алексия (Розентула) родственница умирала от рака. Он оставил на несколько дней икону рядом с больной, чтобы она могла молиться Божией Матери об исцелении. Женщина быстро пошла на поправку и прожила после этого более двадцати лет.

В этот же день мы отправились на кладбище Ботани в Сиднее, самое крупное русское кладбище в Южном полушарии. Здесь, в часовне, перед Порт-Артурским образом была отслужена панихида обо всех русских людях, похороненных за пределами России.

* * *

В рождественское утро, 7 января, Порт-Артурская икона Божией Матери уже находилась в Петропавловском кафедральном соборе Сиднея. Перед ней была отслужена Божественная литургия, которую возглавил архиепископ Иларион. Людей было столько, что многие молились на улице.

Вечером икона была перевезена во Владимирский храм в Эшвилде, где служит священник Александр Корженевский. В храме стояла украшенная рождественская елка.

На следующий день мы двинулись в сторону Брисбена. Это один из самых крупных городов на востоке солнечной Австралии. От Сиднея до Брисбена предстояло преодолеть более 700 километров пути вдоль юго-восточного побережья.

* * *

9 января мы прибыли в Николаевский храм в Файрфилде. Дорожка, по которой образ переносили из машины в церковь, была устлана лепестками цветов. Настоятель храма протоиерей Никита Чемодаков произнес замечательную проповедь об истории Порт-Артурской иконы. Несвоевременность доставки этого образа в осажденную крепость Порт-Артур он сравнил с невыполнением военными завета Божией Матери — принести Песчанскую икону Божией Матери в расположение русских войск в Первую мировую войну.

Следующая остановка — Ньюкасл, Богоявленский храм Московского Патриархата. На другой день мы приехали в Рокли, пригород Брисбена. В храме в честь Владимирской иконы Божией Матери был прочитан акафист Порт-Артурской иконе. Затем настоятель, священник Петр Фомин, объявил с амвона, что желающие принять образ у себя дом, а могут оставить свои адреса. На следующий день мы смогли посетить семь семей.

Два Николая

Еще когда мы были в Брисбене, однажды после службы к нам подошел пожилой человек. Оказалось, что он — сын моряка, служившего на «Авроре» до революции и эмигрировавшего после. Он оставил нам адрес, и на следующий день мы поехали к нему в гости.

Николай (так он назвался) провел нас в небольшую комнатку. Она вся уставлена полками с книгами, посвященными искусству фотографии и истории России, завешана картинами русских художников. Показал нам свою коллекцию дворянских кортиков и оружия. Некоторое время назад в Австралии была полоса беспорядков, и Николай начал по разрешению полиции закупать оружие. Он увлекается стрельбой из лука.

Николай любит плести казацкие плетки — научился по старым, дореволюционным книгам. Также хранится у него бело-сине-красный стяг царской России, напечатанный на ткани целиком в отличие от современных флагов, сшитых по кусочкам. В советское время Николая спрашивали: «Этот флаг давно умер. Для чего вы его держите?». Он отвечал: «Он не умер, он просто записан в историю и снова вернется». Так и получилось.

* * *

Когда мы уже планировали пуститься в обратный путь, нам позвонил православный серб, представился братом Николаем и попросил приехать с Порт-Артурской иконой к его семье. Мы приехали на ночлег ближе к ночи, прибытие образа Божией Матери все ждали с замиранием сердца. Около двадцати сербов в благоговейном молчании долго стояли перед иконой, а потом всю ночь молились перед образом Царицы Небесной.

За завтраком брат Николай рассказал, что всю жизнь искал Бога. Жил в буддийских монастырях, изучал Коран и каббалу. Но истину обрел в православной вере.

Конец пути

На обратном пути мы заехали к Владыке Илариону, где по просьбе журналиста русского радио Австралии дали интервью о нашем туре с иконой.

* * *

13 января Порт-Артурская икона Божией Матери вернулась в храм в честь Успения Божией Матери в Данденонге. Через два дня ей смогли поклониться верующие Мельбурна — в стенах бывшего костела перед образом была совершена литургия. Скоро в Мельбурне богослужения будут проходить в недавно отстроенном грандиозном пятикупольном Покровском кафедральном соборе.

* * *

В день Крещения Господня, во время молебна, который под открытым небом служил отец Михаил, было так жарко, что над ним держали зонт, чтобы защитить от палящего солнца. Все мечтали о русском снеге. И я тоже по нему соскучился.

19 января из аэропорта в Мельбурне взлетел самолет. Я возвращался домой, в Россию.

Справка

Порт-Артурская икона Божией Матери


Порт-Артурская икона Божией Матери
Порт-Артурская икона Божией Матери
На этой иконе мы видим Пресвятую Богородицу, Которая держит в руках плат с Нерукотворным образом Спасителя. Божия Матерь стоит на фоне скалистого дальневосточного берега и бескрайнего моря, Своими стопами попирая два обнаженных меча. Над Ней с правой стороны изображен Архистратиг Божий Михаил с огненным мечом, с левой — Архангел Гавриил с цветущей ветвью в руках, по центру — изображение Бога-Отца.

История иконы такова. За два месяца до начала Русско-японской войны в Киево-Печерскую Лавру на богомолье пришел старик-матрос, участник обороны Севастополя. Ему во сне было видение: стоящая спиной к морскому заливу Пресвятая Богородица (так, как Она изображена на Порт-Артурской иконе). Она поведала матросу, что вскоре начнется война, в которой Россию ожидают тяжелые потери и испытания. При этом Она повелела написать образ, точно передающий видение, и отправить икону в Порт-Артурскую крепость, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии иконы в указанное место.

Когда пришло первое известие о начале Русско-японской войны, десять тысяч паломников буквально по пятачку собрали сумму, необходимую для написания иконы. Но иконописец и мастера, работавшие над иконой, за свой труд ничего не взяли. Образ был изготовлен п о описанию матроса. На полях иконы вязью по эмали были начертаны слова: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Образ переслали в Петербург на адрес Адмиралтейства для отправки по назначению.

Но только в августе, через полгода после начала войны, икона была доставлена во Владивосток. Начальник Тихоокеанской эскадры распорядился оставить икону в кафедральном соборе города, объяснив это отсутствием свободных кораблей, на которых можно было бы безопасно доставить образ в осажденный Порт-Артур. За время пребывания иконы во Владивостоке с нее было снято несколько копий, которые верующие моряки пытались различными путями доставить в Порт-Артур. Ни одна из попыток не увенчалась успехом. Время шло, положение на фронте ухудшалось. Завет Пресвятой Богородицы не исполнялся. Наконец, в Петербурге объявился доброволец, из газет узнавший о судьбе Порт-Артурской иконы и решивший с благословения своего духовника, отца Иоанна Кронштадтского, доставить ее в Порт-Артур. Но сделать это не удалось — крепость была сдана. Икона была отправлена в действующую армию. Дальнейшая судьба ее неизвестна.

6 мая 1998 года группа паломников из Владивостокской епархии обрела Порт-Артурскую икону в одном из антикварных магазинов Иерусалима, узнав этот образ по сохранившимся описаниям.

Список с этой иконы и путешествовал по Австралии.

Православие в Австралии

Первые русские православные церкви в Австралии стали строить с началом русской эмиграции после Октябрьской революции. На протяжении всего XX века они не только были местом богослужений, но и становились центрами русских общин. Церковно-приходские школы долгое время оставались единственным местом, где обучали русскому языку.

Сегодня русские православные храмы есть в Сиднее, Брисбене, Канберре, Мельбурне, Аделаиде, Перте, Ньюкасле, Данденонге, Джилонге. Есть и два монастыря — женский в Кентлине, под Сиднеем, и мужской монастырь в Бомбале возле Кумы, в штате Новый Южный Уэльс. Ежегодно в разных городах Австралии проводится съезд русской православной молодежи.

Большинство православных храмов в Австралии находится в подчинении Епархиального управления Русской Православной Церкви Заграницей во главе с архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским. Приходов, относящихся к юрисдикции Московского Патриархата, два — в Сиднее и Мельбурне.

http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/01church/158.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика