Русская линия
Православие.Ru Иван Андреев05.08.2006 

Чудеса и пророчества как сверхъестественные признаки откровения

Чудеса, сопровождающие откровение, являются доказательством Божественного всемогущества и тем самым свидетельствуют истинность откровения. Пророчества, будучи доказательством Божественного всеведения, также свидетельствуют об истинности откровения. Истинное чудо можно рассматривать с онтологической, психологической и телеологической точек зрения. Как явление онтологическое, чудо есть явление сверхъестественной силы Божественного всемогущества в фактах обыденной жизни. Психологически — чудо производит потрясающее душу впечатление. Как явление телеологическое, чудо всегда имеет определенную цель, смысл и глубокое нравственное значение, открывающее людям существо Божественной любви и правды. Поэтому всегда истинное чудо является лучшим и нагляднейшим доказательством Божественности истинного откровения.

Спаситель учил, как власть имеющий открывать людям истину. Для доказательства Своей Божественной мощи и благости, а также мощи тех, кто имел веру в Бога и любовь к людям, Он иногда совершал чудеса и знамения. Иногда эти чудеса носили несомненный и исключительно сверхъестественный характер (например, воскрешение мертвого, исцеление слепорожденного при помощи брения от плюновения), иногда же для их совершения требовались личные усилия человека, главным образом проявление силы веры (например, при хождении по воде апостола Петра).

Особый вид имеют чудеса, представляющие собой вполне естественные явления, но совершающиеся в строго определенный момент, вследствие чего чудесность собственно оказывается в необыкновенности совпадения двух рядов явлений (например, переход евреев через Чермное море; землетрясение и помрачение солнца при смерти Спасителя).

Не менее замечательным доказательством истинности Божественного откровения является пророчество. Пророк Исаия придает решающее значение пророчествам в деле обнаружения истинности Божественного откровения.

«Приведите ваши доказательства, — говорит он, обращаясь к язычникам. — Пусть (ваши боги) представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть возвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги» (Ис. 41, 21−23).

В Новом Завете Сам Спаситель указал на Свои предсказания будущего как на признак Своего Божественного достоинства: «Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (Ин. 13, 19).

Какое исключительное и огромное значение придавал Спаситель ветхозаветным пророчествам, видно из сообщения апостола и евангелиста Луки: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (24, 27).

Силу доказательства откровения пророчествами Спаситель сравнивает с воскресением мертвого: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 31).

Из книги Ивана Андреева «Православная апологетика», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

http://www.pravoslavie.ru/put/60 802 130 225


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика