Русская линия
Нескучный садЕпископ Пантелеимон (Шатов),
Ксения Вдовиченко,
Ольга Стриевская
01.08.2006 

Кто лучше: хоббит или кузнечик-богомол?
Какие книжки покупать детям? Что читать с ними в кругу семьи? Как родителям научить детей читать хорошие книги и что такое здесь «хорошо» и «плохо»?

Проблему детского чтения протоиерей Аркадий ШАТОВ обсудил с преподавателем, переводчиком, литературным редактором Ксенией Алексеевной ВДОВИЧЕНКО. Беседа состоялась на радио «Радонеж», в ней приняли участие и радиослушатели.

Ксения Алексеевна ВДОВИЧЕНКО окончила в 1989 году филологический факультет МГУ. Десять лет работала учителем литературы в государственной школе и в православной гимназии. Является одним из авторов программы по литературе для средней школы, по которой преподается литература в Традиционной гимназии, и автором учебников и хрестоматий к этой программе. Преподает в ПСТГУ. Занимается переводами богословской литературы. Редактирует филологические издания в издательстве ПСТГУ. У Ксении Алексеевны две дочери семи и шести лет.

— Ксения Алексеевна, что бы вы рекомендовали читать в кругу семьи?

— Трудно рекомендовать конкретные книги, это зависит от семьи, от ребенка. Хотя есть мировая классика, детские книги, которые всегда пользовались успехом.

Я могу назвать любимые книги моей старшей дочери, которой семь с половиной лет. Это «Детская библия», былины в прозаическом пересказе И. Карнауховой, «Калевала» — тоже в переложении, исторические повествования, «Песня о Роланде». Еще «Хоббит — туда и обратно», повесть Толкиена. Любит она и повести Чарской. Хотя Чарскую можно трактовать как несколько слащавую, сентиментальную литературу, но я сочла, что вреда от этого не будет — надо предоставлять ребенку некоторую свободу. Но есть книги, которые я категорически не разрешаю читать и не покупаю, например, повести Н. Блохина.

— Я знаю, что была попытка создать список детской литературы, состоящий из четырех разделов: книги, обязательные для чтения; книги, которые можно прочитать; книги, которые не стоит читать; и книги, которые категорически читать нельзя. Хотели составить этот список с участием разных семей и утвердить у батюшек. Так ничего и не получилось. Разные родители по-разному оценивают книги.

— Мне кажется, батюшка, такой список создать невозможно. Все-таки Православие предполагает свободу: в главном — единство, в прочем — свобода и во всем любовь. Просто родители должны чувствовать ответственность и понимать, что ребенку невозможно давать читать книгу, которую они сами перед этим не просмотрели и не удостоверились в том, что в ней нет какой-нибудь гадости.

— Так и мы: что-то, может быть, не надо читать вслух вместе, но не запрещать читать ребенку, если он хочет. А из другой книги ограничиться отдельным эпизодом, интересным и поучительным. Отношение может быть избирательное.

— Мне кажется, в таких вопросах должна обязательно присутствовать деликатность с самого нежного возраста и уважение к личности ребенка. Бескомпромиссность нужна только в отношении однозначных вещей.

У нас в семье была одна смешная, на мой взгляд, история, связанная с советской литературой. Нам подарили «Тимура и его команду» Гайдара. Я решила ее куда-нибудь спрятать, чтобы она не попадалась детям. Убрала под шкаф, думала, что туда они никогда не долезут. И через два дня я увидела, как дочь читает эту книгу запоем. Потом я, правда, обратно убрала ее под шкаф, но в тот момент не стала у дочери отнимать: она читала с большим удовольствием, и маловероятно, чтобы ребенок мог увлечься какой-то пионерской тематикой.

— Есть люди, которые считают, что нельзя читать Льва Толстого, потому что он отлучен от Церкви. Конечно, не надо читать «Воскресение» или Евангелие в переложении Толстого. Но есть же у Толстого и другие произведения.

— Мне кажется, что крайне неудачны его рассказы для детей. Они просто бездарны, искусственны, фальшивы.

В то же время я не знаю, как можно стать человеком культурным, русским, не читая романа «Война и мир».

— Мне кажется, что в запретах иногда родители просто более испорчены, чем дети. Дети не видят то плохое, что есть в этом авторе или в книге.

— Конечно. В «Тимуре и его команде», например, культивируются очень хорошие принципы: помогать, делать добро. Причем тайно и вместе. Другое дело, что литературные достоинства этой книги весьма спорны.

Важна, на мой взгляд, общая ситуация в семье. Ребенок усваивает от родителей их вкус, предпочтения, общий настрой. Какая-нибудь одна книжка, случайно прочитанная, не может повредить (разумеется, речь не идет о каких-то одиозных книгах).

Про себя я могу сказать, что, когда я училась в четвертом классе, меня увлекла подруга книгами Дюма. И мы с четвертого по седьмой класс играли в трех мушкетеров. Носили имена Арамис, Атос, на «вы» друг к другу обращались. Потом, когда пришло время взрослой жизни и надо было переходить на Катю, Ксению, Машу, нам казалось это очень пошлым. Если посмотреть на этот роман взрослым трезвым взглядом — что там в центре? Королева, которая изменяет мужу и отечеству. Этого мы тогда абсолютно не понимали. Перед нами был образ благородной дружбы людей, которые всегда приходят на помощь высшему, то есть королеве. И я считаю, что мне это очень много дало.

— Можно сказать, что есть книги, которые нельзя читать до определенного возраста, и есть книги, которые нужно читать до определенного возраста, и до этого возраста они будут безопасны.

Если сейчас ребенок становится «книжным пьяницей», наверное, это лучше, чем быть наркоманом, или смотреть телевизор, или просиживать ночи у компьютера. Или все же нужно детей ограничивать в чтении?

— Чтение само по себе не является ни добром, ни злом. Все зависит от того, для чего, зачем ты читаешь, чего ты ждешь от этого чтения, потому что можно читать все подряд и просто засорять свой мозг, душу, питаться иллюзиями.

— А как научить ребенка правильно читать? Ведь человеку с богатым воображением не нужно ни телевизора, ни компьютера, достаточно какого-то романа, и он начинает этим жить. Чтение развивает мечтательность.

— Настоящее чтение предполагает труд и интерес к миру. Мне кажется, в основе полезного чтения должен лежать интерес к другой личности. А для того чтобы почувствовать и понять позицию, высказанную автором в книге, нужно потрудиться. В этом смысле, мне кажется, полезно привлекать внимание детей не только к содержанию, но и к форме, пытаться пробудить в них интерес к тому, как по-разному на одну и ту же ситуацию можно посмотреть. Мне кажется, полезно детей приучать к трудным книгам.

— А как это сделать?

— Когда дочь еще не ходила в школу, ей попалась в руки «Илиада», и она спросила: «Мам, можно я почитаю?»

Я в этот момент гладила белье и сказала: «Можно, но только при одном условии: ты будешь читать вслух, медленно, и мы будем останавливаться каждый раз, когда тебе что-то покажется непонятным, и попытаемся это расшифровать». У нас чтение превратилось в игру, это ей очень понравилось. Мы в общей сложности за несколько вечеров прочитали стихов четыреста — она читала медленно, ей нравилось, я научила ее ритмично произносить гекзаметр. Она оценила всякие сложные эпитеты — «румяноланитная», «светлоокая». Она оценила также несколько специфический юмор, который присущ эпосу (не только древнегреческому). Мне кажется, что только через приобщение к настоящим текстам — на первый взгляд трудным, но это только на первый взгляд — можно воспитать в ребенке любовь к настоящему чтению, а не к тому, чтобы просто забивать себе голову всякими интересными историями с захватывающим сюжетом. Но должно быть разнообразие. Дочь читает Чарскую, она увлекается: там гимназистки, и она гимназистка, ей это интересно и близко. Но надо перемежать это и серьезными вещами.

— Чтение вслух сейчас незаслуженно забыто. Еще лет пятнадцать тому назад я в письме к отцу Павлу Троицкому (великому старцу, священноисповеднику) спрашивал, стоит ли во время трапезы читать детям? Отец Павел отвечал, что это очень хорошо. Дети слушали очень внимательно, даже иногда забывали есть.

— Традиция чтения вслух сохранилась в некоторых семьях. Вся семья собирается вечером, чтобы почитать вслух. Это может быть светская литература — Диккенс, например. Слушатели занимаются в этот момент своими делами, как и раньше было принято: кто-то вяжет, кто-то рисует, кто-то моет посуду. Хотя, мне кажется, что дело не столько в семейном чтении, сколько в том, что обязательно в семье должны быть общие занятия, атмосфера совместного творчества и совместного делания.

— В церковных лавках и в книжных церковных магазинах сейчас очень много литературы. Наверное, никогда так много книг не продавалось и не издавалось, как сейчас.

Ольга СТРИЕВСКАЯ, филолог, мать восьмерых детей:

— В магазине часто глаза разбегаются, но, к сожалению, многие книги своим содержанием или оформлением смущают. Есть своя специфика в чтении для девочек и для мальчиков. С девочками мы начинали со сказок. К сериям вроде «книги для девочек» или «книги для мальчиков» я отношусь очень настороженно. Хотя бывает, нахожу здесь удивительные жемчужины. Могу рекомендовать книгу Веры Верейской «Три девочки». Это рассказ о взаимоотношениях девочек, живших в Ленинграде во время блокады. Хорошие серии в издательстве «ЭксмоПресс» — «Без семьи», «Романтические истории для девочек». Эти вещи можно читать и мальчикам, и девочкам. Они прошли испытание временем. Можно доверять издательствам «Детская литература», «Школьная библиотека».

— К сожалению, часто под какой-то псевдоправославной формой скрывается неправославное содержание, уровень этой литературы иногда очень низок. Бывают сказки, где сказочные герои участвуют в церковной жизни. Но нельзя смешивать церковную реальность, духовную жизнь со сказочными, вымышленными персонажами. Ребенок очень доверчивое существо, и он будет думать, что всякое волшебство — это то же самое, что евангельское чудо. Или какой-то ежик — то же самое, что монах с Афона или святой. Надо быть осторожными и отличать настоящие книги, хорошие и полезные, от тех, которые имеют форму православную, а по сути могут даже отвратить от веры.

— Я тоже считаю, что такие книги опасны. Поскольку в одном и том же художественном пространстве фигурируют магические предметы, волшебники, чудеса — и святые, причем самые сокровенные и главные реалии нашей веры: причастие например. По-моему, это страшнее, чем пресловутый Гарри Поттер, ведь он живет в собственном мире, и это пространство от начала до конца сказочное. О христианстве там не сказано ни слова.

Мне кажется, православные дети мало чем отличаются от других детей. Конечно, слава Богу, они растут в православной семье, ходят в храм, причащаются — и это главное. Эта закваска потом будет им помогать всю жизнь. Однако задача стать настоящим христианином для них впереди. Мне кажется, очень важно их в детстве не перекормить слащавой и сентиментальной литературой целиком на религиозные темы.

— Некоторые люди считают, что, если употреблять какие-то церковные слова, этого достаточно, чтобы ребенка воспитать в православном духе. Однако есть рассказы о добродетелях, написанные классическими авторами, где прямо не говорится о Церкви, о церковных таинствах, о святых, но это хорошая традиционная литература, которую детям нужно знать. Я помню, отец Павел в письме одной десятилетней девочке написал, что тебе пока еще рано читать Евангелие, читай детские книги.

Радиослушательница:

— Мы в семье очень любим читать «Хроники Нарнии» Льюиса. А как вы, батюшка, к ним относитесь?

— Я отношусь к ним очень хорошо, читал с удовольствием.

Радиослушательница:

— Почему, на ваш взгляд, книга Льюиса, где Христос изображается как лев, который скачет, трясет гривой, катает детей на себе, — это пример положительный, а вот книги монаха Лазаря «Паломничество в Оптину пустынь», где звери ни в каких богослужениях не участвовали, в церкви не стояли, а просто молились, — это пример отрицательный?

— Дело в том, что искусство вообще изъясняется образами, и лев — это один из ветхозаветных прообразов Христа (Быт. 49, 9−10 — пророчество Иакова). Если талантливая, умная книга возвышает детскую душу теми христианскими ценностями, о которых в ней говорится с помощью образов, то это хорошо, а не плохо. По-моему, совершенно очевидно, что когда лев катает детей на себе, то это воспринимается как образ той детской, невинной и вместе с тем подлинной радости, которую и взрослый, и ребенок обретает в христианстве. Вообще, до известной степени важен не образ сам по себе, а та художественная ситуация, в которой он функционирует, и то впечатление, которое эта «ситуация» производит (то, что филологи называют «пафосом»).

Человек должен прийти к Богу сам, свободно, в поиске, в творчестве. Это Богом данный дар человеку — возможность творить, мыслить, постигать. Мне кажется, не стоит этого бояться, убегать от этого. Мы часто преуменьшаем фактор человеческой устремленности к Богу, концентрируемся на отрицательном. Но ведь есть очень много и хорошего. Нужно стараться быть пчелой, которая выносит хорошее.

— Я вообще считаю, что нужно читать детям те книги, которые им интересны. Если им интересны жития святых, пусть читают жития в редакции святителя Димитрия Ростовского. Но нельзя читать жития святых, в которые добавляется что-то, многое фантазируется, придумывается: описывается, какая погода была в тот день, о чем говорил святой ребенок со своей мамой…

— Есть удачные серии. Просто надо потрудиться в книжном магазине, пролистать, сравнить, а не покупать все подряд. Понятно, что ребенка до какой-то поры можно заставлять, но он будет закрываться, уходить в себя. Потом все это прорвется. Главное, чтобы ребенок всегда оставался живым, естественным. И не надо бояться его несогласия, острых вопросов. Надо просто быть готовым к этому.

— Как сделать так, чтобы книги помогали человеку духовно расти и развиваться?

— Главное, как мне кажется, это дать детям почувствовать вдохновенность, жизнь, пульсирование творчества, которое всегда есть в хорошей литературе, помочь им полюбить это.

— Каков основной критерий, позволяющий отличить хорошую литературу от плохой?

— Это очень трудный вопрос, поскольку мы можем неизбежно уйти во вкусовщину. Но у каждого народа существует определенная традиция, «предание», включающее то, что отобрано и опробовано веками. И мне кажется, в первую очередь нужно доверять этому наследию.

Текст подготовлен по материалам цикла «В кругу семьи», который вы можете слушать на радиостанции «Радонеж» каждую пятницу с 21.00 до 22.00 часов. Ведущий — протоиерей Аркадий ШАТОВ

http://www.nsad.ru/index.php?issue=20§ion=10 005&article=467


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика