Газета.GZT.Ru | Татьяна Невская | 31.07.2006 |
В 1986 году Георгий Федорович Шапошников, москвич, актер по профессии, купил в Арпачево избу прямо напротив храма Казанской иконы Божией Матери. И вот уже восемнадцать лет он занимается восстановлением этой церкви. В 1989 году при храме был зарегистрирован православный приход. С его образованием появилась юридическая основа для начала восстановительных работ. В 2005 году внешний облик храма был восстановлен профессиональными реставраторами за счет частных пожертвований и средств епархии, но внутренний интерьер еще требовал серьезной работы. Еще в начале восстановления храма, когда Георгий Федорович сам покрыл купол кровельным железом, внутри проступили фрески, написанные Владимиром Боровиковским. Выдающийся русский художник был другом Львова и расписал его храм.
В 2005 году Шапошников решил посадить вокруг церкви парк в честь 60-летия Победы. Была достигнута договоренность с районными организациями о безвозмездной помощи. Нашлась техника, лесничеством было выделено необходимое количество саженцев, студенты торжокских колледжей готовы были приступить к работе, обещали помочь предприниматели, районная администрация поддержала инициативу, приход получил соответствующие документы.
Но тут вмешался нынешний хозяин Арпачево, бывший председатель колхоза имени 1 Мая Юрий Лавягин. Он категорически запретил сажать деревья, мотивируя это тем, что на месте предполагаемого парка (25 соток в центре села) у него выпас скота. Вопреки принятому решению из районной администрации поступил окрик, останавливающий работы. Вот тут и выяснилось, что церковь не имеет своей земли.
Тогда же Шапошников узнал, что несколько лет назад все церковные приходы Тверской епархии прошли перерегистрацию. Но, по словам Шапошникова, епархия не сочла нужным поставить в известность приход в Арпачево о проведении новой регистрации. В итоге полтора года понадобилось для того, чтобы оформить все документы, подтверждающие право на жизнь храма Казанской иконы Божией Матери. В процессе оформления, как рассказал Шапошников в интервью «Газете», в чиновничьих кабинетах терялись документы, совершались описки и опечатки, требующие переоформления бумаг.
Наконец в феврале 2006 года было принято решение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о предоставлении земельного участка под храм. Просьба об этом уже полгода лежит в районной администрации. Второй год не ведется реставрация храма и колокольни. На паперти храма и на кладбище XVII века пасется скот.
— Почему не решается вопрос с землей?
— Возможно, эти земли уже скуплены. Вы ведь знаете, что скупаются колхозные паи. Мне торжокская администрация прислала письмо — чисто, как я считаю, чиновничий ход, — что «для оформления права безвозмездного пользования на земельный участок, вам необходимо представить договор безвозмездного пользования на объект культурного наследия федерального значения и кадастровый план земельного участка под объектом… а также необходимо представить пакет учредительных документов на православный приход церкви Казанской иконы Божией Матери». Но кадастровый план в советское время на церковь не делали! Она была недействующей, разрушенной. А теперь я слышу: план представишь, тогда будем разбираться. Я этого сделать не могу. И, стало быть, разговор окончен. Куда бы я ни обращался, мне говорят: судитесь!
— Вы должны судиться как частное лицо?
— Да, получается, что я частное лицо, хотя в свое время, начиная восстановление храма, я зарегистрировал приход.
— А батюшка есть?
— Пока нет. Если бы был священник в приходе, были бы другие разговоры. По крайней мере, эта церковь была бы нужна епархии.
— Расскажите подробнее о парке, с которого и начался конфликт с местным руководством.
— Как вы понимаете, раньше рядом с церковью был парк, там сейчас только кусты; была усадьба, полностью разрушенная. Когда местные власти запретили разбивать парк вокруг храма, я неожиданно получил записку с предложением приобрести землю.
Я созвонился с этим товарищем, встретился. Он мне говорит открытым текстом: «Четыре тысячи долларов за гектар — и через неделю земля будет ваша».
Записка написана на бланке главы районной администрации. А нынешний хозяин села Арпачево господин Юрий Лавягин мне откровенно говорит: «Ты объясни, зачем тебе это нужно. Скажешь, может быть, я тебе и разрешу».
Я объясняю ему, что в этом году посадил несколько яблонь. Яблочек с них я не попробую, мне уже восьмой десяток. Вот для чего я сажал? И храм я для чего восстанавливаю? Я не собираюсь его приватизировать, рукополагаться там не собираюсь.
Это надо сохранить! Я же под парк просил всего-то две полоски в 25 метров!
А вся зелень рядом с церковью — это кладбище, ему более трех веков. Это не просто кладбище, здесь хоронили только помещиков. Уникальные надгробия. Мы с супругой их повалили в свое время и присыпали землей. Потому что приезжали на машинах, вывозили гранитные и мраморные монументы. Вот я их и спрятал. А позади церкви, где алтарная часть, могилы духовных лиц. У меня есть старая церковная книга, с XVIII века сохранилась. Там исторические имена. Дарья Пожарская, например. Помните, у Пушкина о пожарских котлетах?
Все это нужно сохранить и объединить в единый комплекс.
Но нет! А теперь здесь пасут скотину.
— Может, с давних пор пасли?
— Конечно, нет. Это чистая провокация, ожидают, что я сорвусь. А пока вокруг храма все поросло бурьяном.