Российская газета | Елена Яковлева | 31.07.2006 |
— Открытие небольшой монашеской общины в Сарове оправданно, — подчеркнул святейший Патриарх. — Это будет давать духовную поддержку и утешение тем, кто работает здесь.
Директор Федерального ядерного центра Радий Илькаев поддержал идею возрождения монастыря: «Мы, оружейники, занимаясь грозным делом, должны иметь серьезные и нравственно объяснимые цели». Надо заметить, что поселившиеся в монастыре в ХХ веке ученые по-разному относились к прошлому Сарова, ставшего Арзамасом-16. Не все из них превращали храмы в лаборатории. Один из бывших директоров ядерного центра, получив в 50-е годы приказ взорвать колокольню, убедил начальство использовать ее в качестве самой высокой в городе антенны.
Сегодня праздничные мероприятия перейдут из «закрытого» города на «открытую» территорию Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Начав день с молебна преподобному Серафиму в Саровской пустыни, вечером Патриарх отслужит вечерню с акафистом преподобному Серафиму уже в Дивееве. Дивеево, когда-то маленькая женская монастырская общинка, отечески и с большой любовью окормляемая преподобным, превратилось в большой монастырь и крупнейший паломнический центр России и мира. В этом году в Дивееве собралось около 8 тысяч паломников и более 200 журналистов, которым по монитору транслировали торжества из «закрытого города». Для паломников оборудованы три палаточных городка, каждый из которых рассчитан на две с половиной тысячи человек.
Первыми паломниками стали студенты-киевляне Николай и Марьяна с маленьким сыном Елисеем, которому чуть больше года. Жена с ребенком приехали на поезде, муж добирался автостопом.
Справка «РГ»
Саровская пустынь основана 16 июня 1706 года — это день освящения первого храма обители в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Но пустынники селились там еще задолго до официального открытия монастыря. Высочайшего разрешения императора Петра I и благословения местоблюстителя Патриаршего престола на устройство монастыря добился к 1706 году арзамасский инок Исаакий (в схиме Иоанн). А к середине XIX века монастырь достиг своего расцвета. После революции монастырь был разорен и закрыт.