Русская линия
Православие.Ru А. Самарина31.07.2006 

Как сейчас созидаются монастыри. Записки очевидца

План Александро-Свирского монастыря 1912 г.
План Александро-Свирского монастыря 1912 г.
30 июля 2006 года отмечает 500-летний юбилей Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Полтысячелетия назад пришел в глухой северный край преподобный Александр Свирский, и еще при его жизни обитель прославилась на всю Русь. Столетиями стекались в далеко отстоящий от шумных городских центров монастырь тысячи паломников. Ныне имя святого известно далеко за пределами нашей страны. Много чудес творил преподобный Александр при жизни, но еще больше совершилось их после его отшествия в отечество небесное. А я сейчас хочу рассказать о самом большом чуде, которое произошло по молитве к преподобному Александру за последние несколько лет — об удивительно быстром и качественном восстановлении монастыря после многолетней разрухи.

Так как все эти годы я исполняла в монастыре послушание пресс-секретаря, возрождение проходило у меня на глазах, и теперь, в канун 500-летия обители, настало время рассказать о событии, которое можно назвать «чудом веры народной».

Но начнем по порядку.

Первые иноки — настоятель и два послушника — по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира поселились в монастыре летом 1997 года. В первые же дни приехали помогать братии и духовные чада отца настоятеля, тогда еще иеромонаха Лукиана (Куценко). Разбирали помойку, которая оскверняла собой двор и заброшенные помещения, чистили, мыли, стирали, убирали десятилетиями скапливавшуюся «мерзость запустения на святом месте».

Потом началась холодная осень и зима. Братии монастыря очень нелегко жилось в ту зиму. Келий еще не было. Спали в холодном большом помещении. Печку топили, но тепло быстро улетучивалось, хватало его ненадолго. В храме во время богослужения от холода сводило руки и горло перехватывало.

А главное, глядя на страшную разруху вокруг, казалось, что пройдут десятилетия, прежде чем хоть немножко будет приведена в порядок некогда славная обитель. Но для этого нужны огромные денежные средства, а где их взять? У монастыря не было ни государственных дотаций, ни помощи от епархии, ни каких-то солидных спонсоров. Теперь, оглядываясь назад, в девятилетнюю уже даль, понимаешь, что надо было иметь огромную веру, дерзновение и бодрость духовную, чтобы не сдаться, не отступить перед трудностями.

В то время уже сложился костяк братии (до сих пор сохраняющийся), который во главе с настоятелем привык много трудиться. Братия участвовали в обустройстве храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Покровского монастыря в Тервеничах. И тот и другой «дом Божий» возникли на пустом месте, среди развалин и груд мусора.

* * *

Многие даже верующие люди представляют себе жизнь монашескую, исходя из художественных образов: «постники, молитвенники» — так коротко обозначают они свой взгляд на иноков. Но забывают о третьей составляющей, без которой и первые две невозможны, — это труд. Все наши святые полагали великие труды не только на дело поста и молитвы, но и на обычные физические делания тоже.

В древнем монастыре Александра Свирского, например, каждый брат на ручных жерновах за ночь должен был измолоть для себя меру пшеницы. Потом вручную была выкопана 200-метровая глубокая протока, чтобы соединить два озера, поставить плотину и мельницу (часть этой протоки до сих пор служит напоминанием о том, как много трудился святой Александр с братией). Своими руками преподобный вырыл 12-метровой глубины колодец у входа в обитель. Своими руками вместе с братией (они сначала роптали и не хотели) он месил глину и делал кирпичи для храма Святой Троицы. Из жития преподобного мы узнаем, что он всегда был впереди всех на самых тяжелых послушаниях. И сам вызывался на работу. Так, когда трапезник попросил его послать какого-нибудь незанятого, свободного монаха за водой на озеро, преподобный ответил: «Я свободен». Так что небесный покровитель Свирской обители — пример и для нынешней братии в несении трудов не только молитвенных, но и обычных физических.

И не только пример, но и, конечно, помощник. Эту помощь, по свидетельству нынешней братии монастыря, они почувствовали в первые же дни его восстановления. Работа в монастыре, как говорится, сразу закипела. Это и до сих пор могут увидеть и паломники, и туристы, и удивленные киношники и журналисты. «Если бы везде так работали!» — восклицают они.

Одна из паломниц рассказывала о том, как несколько лет назад в составе делегации от управления культуры она приезжала в монастырь. Отец настоятель, проводя экскурсию для директоров областных музеев (женщина была одним из директоров), красочно описал, каким монастырь станет в ближайшее время. Они слушали, кивали головами, а про себя думали: «Мечтатель… Жизни не знает, молодой еще… Как такую махину из разрухи поднять?» А спустя пять лет раба Божия Вера стояла потрясенная посреди монастырского двора и повторяла: «А ведь он был прав!»

Уже через год после вселения в обитель первых иноков поехали к святыне паломники и туристы. Удивительно: мощи еще не были тогда обретены, монастырь еще был грязно-желтым. Что привлекало сюда людей? Да и рекламы никакой не было, — не было ни статей, ни интервью. Правда областная телекомпания приехала в монастырь уже в первый же год, у нас сохранились эта видеозапись, смотрим ее и поражаемся: «Какие все были молодые и зеленые!»

В те же дни отец настоятель получил странное письмо (к которому, надо сказать, отнеслись осторожно). В письме было сказано, что по предсказанию последних валаамских старцев, как только монастырь откроют, вскоре будут найдены и святые многоцелебные мощи его основателя — преподобного Александра. Теперь-то уже стало понятно, что письмо было напоминанием о том, что надо приложить труды к поиску мощей. Настоятель с братией прежде всего думали о восстановлении обители, а искать мощи и не собирались, надеялись, что мощи когда-нибудь сами найдутся на ее территории (существовала местная легенда, что они были закопаны где-то в монастыре). Но после этого письма начался «цивилизованный поиск» — работа в различных архивах. Не будем подробно описывать ход этих поисков, об этом уже немало написано. Только действительно всего лишь через несколько месяцев после получения «пророческого письма» мощи были обнаружены в Военно-медицинской академии.

Как все волновались, пока шли научные исследования: а вдруг это не он? Но преподобный послал утешение и уверение в подлинности святыни: когда был отслужен первый молебен и к святому обратились по имени: «Преподобный отче Александре, моли Бога о нас!» — мощи стали обильно мироточить. Святой как бы ответил: «Я вас слышу. Это — я».

Позднее ученые различных специальностей составили 500-страничный научный отчет об обследовании «экспоната анатомического музея ВМА», и тогдашний начальник академии поставил на этом труде свою резолюцию о том, что исследуемый объект следует признать святыми мощами преподобного Александра Свирского и передать их Церкви.

Потом наступили незабываемые дни: на наших глазах тысячи людей, отстаивая многочасовые очереди, подходили к мощам в маленьком храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на окраине Петербурга. И хотя по городу уже были пущены слухи, порочащие святыню, народ продолжал ехать к многоцелебным мощам со всех концов страны. Навсегда запомнится то особое благодатное состояние, которое мы все переживали: к нам пришел такой святой! И столько даров он принес нам! Меня лично именно тогда посетило острое чувство именно народной жизни, единства народного, сплавленного любовью. И было понятно, что это преподобный всех объединяет. Это он дает такое чувство семейного родства. Потому что святые ко всем людям относились как к братьям, все для них были родными, всех они жалели.

В ноябре 1998 года святой угодник Божий Александр своей нетленной плотью вернулся в родную обитель. И заступничество, и помощь небесного игумена тут же ощутила вся братия. Усиленными темпами пошло восстановление монастыря. Причем жертвователи находились сами. Так были пожертвованы «столярка» для окон и дверей, кровельное железо, краска, инструментарий… Монастырь из грязно-желтого постепенно превращался в белоснежный.

Зеленая яркая краска на куполах — символический цвет Святой Троицы — издалека притягивает взоры путешествующих. А в унылую осеннюю и зимнюю пору, которая на севере составляет большую часть года, яркая зелень напоминает о тепле и свете. Важнейшим событием было освящение и подъем на колокольню пожертвованных обители колоколов, особенно главного, большого колокола.

Служить в 1998 году уже стали в теплом и отреставрированном маленьком храме праведных Захарии и Елисаветы. Сюда же вошел своими мощами преподобный Александр. Восстановили первый этаж братского корпуса — братии стало прибавляться. Для трудников обустроили гостиницу за территорией монастыря в старинном двухэтажном деревянном доме (весной 2000 года эта гостиница сгорела). Рядом с гостиницей расположился «скотник», тогда его обитателями были овечки, позднее — хрюшки. В 2002 году там же расположился пчельник. Прямо на территории монастыря, вокруг колокольни, развели грядки, и на трапезе появились свои огурцы и зелень.

Часовня Покрово-Тервенического монастыря, построенная над святым источником.
Очень помогали тервенические насельницы (настоятель Свирского монастыря был и остается духовником этой дивной обители, которую он основал). У них уже окрепло серьезное хозяйство, поэтому с братией они делились и делятся и картошечкой, и молоком, и творогом, и сметаной, и домашним сыром, и разносолами.

В первый год братия еще успевала ходить в лес — тогда очень грибные и ягодные были годы. Солили и сушили впрок. Ловили рыбу в озерах (здесь их поблизости целых четыре). Потихоньку знакомились с местными жителями.

Отец настоятель с самого начала занял позицию «мирного сосуществования» с психиатрической больницей, которая занимала Троицкий комплекс монастыря. Но то, что повоевать на этом месте еще придется, показал уже первый крестный ход вокруг стен обители: из открытых окон «психушки» доносился страшный вой и нечеловеческим голосом изрыгаемая брань. Эти явления повторялись и во время совершения первых литургий в Троицком соборе, который соседствовал с больницей.

Благоукрашать обитель помогали тоже тервенические матушки. В их монастыре изначально существовала иконописная мастерская. Одна из насельниц, подвизавшаяся в этой мастерской, на несколько месяцев приехала в Свирский, здесь ей обустроили временную мастерскую, и она прямо на месте стала писать иконы для Преображенской церкви монастыря. Тогда с одной из икон произошло чудо. К празднику нужно было успеть закончить большую храмовую икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Матушка М. успела написать икону, но, поторопившись, закрыла ее киотным стеклом. Красочный слой прилип к стеклу, а на холсте все оказалось смазанным и размытым. Матушка отправилась на почивать (все это происходило поздно ночью), с ужасом думая: что она наутро скажет отцу настоятелю?

Утром ей пришлось-таки признаться в случившемся. Вместе с батюшкой они отправились смотреть на испорченную икону… И чудо: все было чисто, никакой краски на стекле, только ясный лик Божией Матери с Младенцем в окружении скорбящих и болящих предстал их взору.

Говоря мирским языком, «самым важным свершением» в деле восстановления монастыря было начало богослужений в отреставрированном Преображенском храме. Это произошло на Рождество 2000 года. И хотя еще холодно было в храме, и хор было плохо слышно (хоры еще не были отремонтированы, поэтому певчие стояли на солее, закрытой колоннами), все равно было так радостно! «Христос раждается, срящете!» — подпевали мы хору. И верилось, что «Христос посреди нас» воистину пребывал в те минуты.

К Пасхе 2001 года Преображенский собор был полностью побелен, был настелен пол, сделан иконостас. Мощи преподобного Александра вернулись на свое первоначальное место. В том же году открылись два монастырские подворья: Христорождественское в Санкт-Петербурге и Никольское в Свирьстрое.

Лето 2000 года стало переломным в нарастании паломнического внимания к монастырю. Теперь в монастырь стали приезжать уже не отдельные паломники, а целые приходы во главе со своими настоятелями. Как-то я спросила одного из сотрудников паломнической службы Александро-Невской лавры: «Как вы думаете, почему так много людей сюда приезжает? И с каждым годом паломников и туристов становится все больше и больше. Если сравнить количество автобусов, приезжающих в летнее время на воскресную литургию, то в 2000 году их было 5−6, в 2001 — 14−15, а в 2002 — уже 20−22». Он ответил: «Конечно, люди едут к святыне. Потом они видят, как восстанавливается монастырь. Видят, что тут люди горят душой за дело. Вот и хочется прикоснуться к этому горению».

Да, летнее время — особенно горячая пора в монастыре. И работы много, и людей приезжает много помолиться, просто посмотреть на «памятник архитектуры», много приезжает и поработать. В трапезной приходится заводить «вторую смену», за один раз все даже за большими столами не помещаются.

Здесь настало время ответить на вопросы, заданные в начале статьи: как восстанавливаются сейчас монастыри, и почему восстановление Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря можно назвать чудом?

Ответ на оба эти вопроса содержится в словосочетании «вера народная». Монастырь восстановила вера народная и посланная в ответ на эту веру по молитвам преподобного Александра помощь свыше.

Сколько раз в обители мы наблюдали случаи подобные тем, о которых приходилось читать раньше только в старинных житиях. В монастыре на профессиональных работах трудятся специалисты, то есть наемные рабочие, которым нужно платить зарплату. И вот за все годы возрождения монастыря постоянно повторялась одна и та же ситуация: приходит срок зарплаты, а денег нет. И все устраивалось каким-то непостижимым образом. Один раз бабушка-прихожанка передала пачку денег в виде шоколадки. Неоднократно именно в день «получки» приезжали в монастырь незнакомые люди и жертвовали те суммы, которые были необходимы. Деньги то приходили в нужный день по почте, то обнаруживались среди старых, забытых подарков, то дарились в дни престольных праздников в благодарность за молитвенную помощь преподобного Александра, то по копеечке собирались паломниками к нужному сроку… И потому за очень короткое время (мало монастырей восстанавливались после разрухи так быстро) вернулась былая красота в Свирскую обитель. Самые разные люди — насельники монастыря, добровольные трудники, паломники, доброхоты, старые и малые, больные и здоровые, бедные и богатые — трудились сообща для восстановления святыни, каждый делился тем даром, который у него есть, и все они просили преподобного Александра помочь им в этих трудах.

Вернемся к летописи событий. Особенно напряженные строительные работы велись в монастыре летом 2001 года.

Тогда была полностью заменена вся кровля и на Преображенском соборе, и на Троицкой часовне, и на всех братских корпусах. Была отреставрирована большая братская трапеза. Эта работа была самой тяжелой и для постороннего взора самой потрясающей. Вручную вынимали перекрытия между первым и вторым этажами — и в трапезной получился высокий потолок с двумя рядами окон. Огромные тяжеленные балки протаскивали через окна. Потом, также вручную, в ведерках на веревочке поднимали цементный раствор, который замешивался тут же, на улице. Некоторые трудники не выдерживали и сбегали со словами: «У вас тут надорвешься — век болеть будешь». Но те, кто проработал на стройке весь тот сезон, конечно, будут вспоминать его с радостью: ведь так важно, чтобы твоими руками было что-то создано на земле. Тем более святая обитель. Матерь Божия во время одного из своих таинственных посещений обещала преподобному Александру Свирскому, что тот, кто хотя бы один кирпичик принесет для созидания сей обители, незабвен будет в Царствии Небесном.

В 2002 году все, переданные на тот момент монастырю здания, были отремонтированы. Как-то незаметно, без особого на сторонний взгляд напряжения, восстановили настоятельские покои над святыми вратами и иконные лавки с правой стороны от врат, а также часовню, что стоит перед входом в монастырь. В тот год много было сделано для благоукрашения храма: в иконостасе были установлены новые иконы, все в едином стиле (копия работ художника-академиста Бейдемана), а деревянный остов иконостаса и царские врата украсила резьба. Резьбой украсили и икону «Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому», которая находится в Троицкой часовне. Один из жертвователей передал монастырю книжечки сусального золота. И летом 2002 года вознеслись над Преображенским собором, Троицкой часовней и Никольской часовней золотые кресты.

Последние четыре года обустраивали Преображенскую часть монастыря: храм святых Захарии и Елисаветы украсился старинными иконами, над ракой с мощами была воздвигнута резная деревянная сень, резьба покрыла иконостас, в храме появились новые иконы.

Накануне 500-летнего юбилея обновили кровлю и побелили храмы в Троицкой части. Установили иконостас в древнейшей церкви обители — Покровском храме, воздвигнутом в год смерти преподобного Александра. Благоустроили двор и аллею между двумя частями монастыря.

* * *

В заключении хочу рассказать, о том событии, которое предшествовало дню памяти преподобного Александра Свирского в сентябре 2002 года, — это было удивительное небесное знамение, которое наблюдали очень многие люди. Я специально опрашивала не только насельников монастыря, но и тех, кто живет за его стенами — знакомых дачников.

Вечером 6 сентября в стороне от монастыря, там, где прежде был скит святого целителя Пантелеимона, появилось красное облачко. Потом оно превратилось в святящий световой столб. Потом непосредственно над монастырем раскинулся светящийся купол (говорили: «Такое было впечатление, будто прожектором подсвечивают»). А потом внутри этого купола отчетливо стали видны ангельские фигуры, которые летали под куполом. Продолжалось это явление 20 минут, и видели его десятки самых разных людей. В других же местах, находящихся от монастыря в радиусе 100 километров (об этом даже появились краткие сообщения в светской печати), люди видели яркий круг на небе и расходящиеся от него лучи. Было это около 11 часов вечера, в это время у нас на севере уже темнеет. И луны в эти дни не было. Что означает это явление — мы не знаем. Но записываю рассказ о нем по обязанности летописца, который не имеет права предавать забвению даже и необъяснимые, непонятные события.

Преподобного Александра Свирского называли «апокалиптическим святым». В древнем житии есть рассказ, как он предстал в видении одному из иноков в числе 12 старцев, которые будут судить мир. Может быть еще и поэтому так стремятся люди под покров Александро-Свирского монастыря в наше «предпоследнее время», уже близкое к апокалиптическому, стараются внести свою лепту в его созидание и с упованием произносят слова молитвы: «О преподобный и богоносный отче наш Александре! Смиренно припадающе к раце честных твоих мощей, молим тя прилежно… Да в день Страшного суда услышим от тебе похвальный оный глас: „Се аз и дети, яже дал ми еси, Боже!“»

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 728 231 318


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика