Пресс-служба Псковской епархии | Александр Мельник | 31.07.2006 |
Конечно, дело, прежде всего, не в названии, а в содержании. Первый Рим, как нам известно, изжил себя в хаосе безверия, Второй Рим — Константинополь, погиб за измену Православной вере. И теперь, зная причину падения Первого и Второго Рима, Третий Рим да утверждается на камне веры Православной и чистой любви к Живому Триипостасному Богу. Наш русский народ уже испытал на себе, что значит изменить вере своих предков, что значит пойти на заманчивый призыв к свободе, равенству и братству, а затем потерять и все, что ранее имел у себя. Так вот, если мы теперь устоим на твердом основании нашей веры, то и столица нашей Родины назовется Третьим Римом и не для падения, а для утверждения веры Православной и прославления Живого Бога во всем мире…
Да, народ все дальше уходит от Бога, от своего Творца. Да, может быть, мы и слабеем, но это не значит, что мы должны паниковать перед сатанинскою силою и приходить в растерянность. Пессимизма, уныния и отчаяния не было у первых христиан, исповедующих Истинного Бога. Они пошли на костры, на жесточайшие мучения, страдания, на всякого рода лишения, но не отступали от веры в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Которого они любили всем сердцем своим и исповедовали Его перед царями и вельможами.
Они не пошли ни на какие уговоры и обещанные блага мира. Они оставались до последнего вздоха верными Распятому и Воскресшему Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Их свидетельство об истинном Боге, их мужественное стояние в вере, их страдальческое мученичество подтверждало их верность и любовь к сладчайшему Господу. Как верные сыны Божии, как храбрые воины Христовы, герои духа Божия, они отдавали свою жизнь в борьбе со злом, за Правду Божию, за жизнь вечную. И вот, если говорить о времени, в которое мы живем, то оно намного благоприятнее, чем оно было на заре Христианства».
Информационная служба Псковской епархии взяла интервью у одного из инициаторов конференции «Москва — Третий Рим» руководителя общественного Фонда «Андреевский флаг» Александра Мельника.
Какими судьбами в Пскове, Александр Владимирович?
Мы достаточно давно дружим с Елеазаровским монастырем, я вхожу в Попечительский совет Спасо-Елезаровского монастыря, и, разрабатывая наши планы по сотрудничеству, с матерью игуменьей Елисаветой мы решили, что будем заниматься темой, связанной с развитием понимания наследия старца Филофея: «Москва — Третий Рим» и всего того, что входит в контекст этой проблемы. Мы привезли большую делегацию и провели в монастыре конференцию «Москва — Третий Рим», совершили паломничество по святыням Псковской земли.
А кто в делегации?
Разные люди, в том числе, и представляющие институты власти: Правительство, Госдуму, люди бизнеса, ученые и преподаватели вузов.
Александр Владимирович, Вы имеете отношение к Фонду Андрея Первозванного, который привозит в нашу страну великие святыни?
Я работал в этом Фонде, но Фонд «Андреевский флаг» — новое образование, и главная его задача — идеология. Мы ищем людей, которые способны, каждый на своем уровне, на своем поле отстаивать интересы России как государства, как геополитического образования, как религиозного объединения. Главная для меня лично задача: Россия — 2050.
Что это за задача?
Россия -2050 — это страна, в которой не будет никого из тех, кто сегодня принимает решения, эти люди не будут ни владеть ею, ни управлять, но сегодня они закладывают под ту страну будущего колоссальные либо фундаменты, либо промоины. И нам важно понимать, что все руководители, которые думают, что мир вертится вокруг них, должны понять и осознать, что этот центр — Россия, а не они. Для этого нам и нужен старец Филофей, и его послания, чтобы лишний раз напомнить, что не для себя труждаемся. Очень важно, чтобы мы понимали, ради чего трудимся. В течение перестроечных лет нам в сознании сломали гораздо больше, чем в течение советского времени, нам сломали нечто большее: нам сказали, что мы живем для себя.
Личный интерес — главное в жизни.
Личный успех выше всего. Нас в этом убедили, и у нас начинает возникать протестантское сознание. Мы начинаем жить и работать по принципу, если у меня все есть, значит, Господь меня целует, и мы боремся за это наше место под солнцем. Поэтому сейчас важно транслировать в обществе другие, государственные настроения. Насколько нам это удастся, не знаю. Но нам важно научиться объединять свои усилия, а это пока трудно получается. Каждый из нас по отдельности — глыба, а все вместо — песок., который сносит очередным половодьем. И опять начинаем бороться за право, за место и снова быстро заражаемся идеей своего величия, своего могущества и однажды с удивлением узнаем, что корней нет, что оторвались.
Что Родина исчезает.
Да, и мы внутренне начинаем к этому готовиться, и много об этом говорим, так что появляется ощущение, что мы уже почти готовы к ее исчезновению.
И нужна ли она нам?
Она нам нужна, но мы не задумывались серьезно, что такое Родина с точки зрения Дальнего Востока или Сибири. Попробуйте, кого-нибудь убедить, кто живет в Тюмени, что Псков имеет сакральное значение для России. Это с населением — то двести тысяч? Да ну! Мы ушли в нумерологию, начинаем считать цифры, которые заканчиваются большими нулями. Оцениваем человека по количеству нулей…Так мы можем потерять не только Родину, но и себя, что в общем — то одно и то же, и это — аксиома. Никто нас не ждет ни на каком Западе, ждут только одного, когда мы, наконец, до такой степени исчахнем, что можно будет спокойно забрать все, что у нас есть.
Известная нашему духовенству истина, которую мы сами не знаем и мало понимаем, что без России мир стоять не может, Россия скрепляет весь мир, «четвертому Риму не быти». Но этого не понимают на Западе, поучая нас жизни?
Нас поставили в такое положение. Мы ощущаем, что в мире организуется новое имперское сознание с центром США, и эта некая народившаяся империя, которая поглощает все имперские остатки и берет все необходимое, с таким же успехом примеряя теорию Рима, но берет не от Рима духовного, а от Рима легионов. От Рима военного, который собрал в себя всю мощь: силу, деньги и власть. Что касается религии, мудрости, культуры — это не входит в имперскую идеологию новой империи. И получается, что Россия обязана создать второй полюс, но не военный — нас одолели, нас победили, а духовный, который невозможно победить. Мы должны ее такой создавать и сохранять. Но мы этого не делаем вообще, по определению, а можем победить их только силой своего духа, пониманием того, что всякий человек в мире, у которого есть душа, должен тянуться к России. И когда мы даем миру такие сентенции, как «Москва — Третий Рим», нам говорят: «да вы что, русские, мы вас знаем: колбаса, водка, селедка» — так соседка ваша, латышский президент, оценила Россию. Мы же, в первую очередь, должны сделать все, чтобы уважать себя, и тогда нас зауважают другие. Но для этого нужно быть, а не казаться. А суметь быть очень сложно. Поэтому мы и занимаемся созданием новой ветви, нового направления Фонда — идеологического.
Вы на праздничной трапезе произнесли забытый тост: «За землю Русскую, за веру Православную, за власть Державную и воинство ея» и сказали…
Я говорил очень простую и понятную вещь: чтобы ожидать светлого далекого будущего, не у нас лично, а у России, времени нет. Но у нас есть понимание того, что, если не будет духовно крепкой России, то ничего не будет. На конференции прозвучала интересная мысль: известно противостояние в литературе: «Третий Рим», как основа духовная всего мира, или некая загибающаяся Россия, которая как черная дыра, всосет в себя весь этот мир. Мы должны понимать: Если Россия не взрастет духовно, то станет черной дырой, которая по каким — то законам, непонятным для нас, затянет, как воронка, весь этот мир, и все мгновенно завершиться.
Фонд «Андреевский флаг» — окологосударственный?
Нет, это общественный Фонд, но мы люди государственные по состоянию души и по своим жизненным задачам. А создание Фонда — инициатива людей, которые достигли чего-то в жизни. Все здесь люди православные, и собрались мы еще и для того в Пскове, чтобы разобраться с проблемой, связанной с правовой, юридической и общественно-политической составляющей понятия «Поле ратной Славы», в том числе, и по отношению к месту Ледового побоища. Оказывается, юридически это понятие нигде не закреплено, есть указы, распоряжения Правительства, есть Поля — Куликово, Бородино, Прохорово, и мы собираемся подписать письмо к руководству Правительства РФ с просьбой разрешить этот вопрос. Мы подготовим это письмо таким образом, чтобы было принято решение и юридически закреплено понятие «Поле ратной Славы», в которое вошло бы и место Ледового побоища.
Куда совершали паломничество?
Паломничество тоже для нас важная часть псковской поездки: многие впервые были в Псково-Печерском монастыре, на острове Талабск (Залит). Мы побывали в Кобыльем городище, провели конференцию в Спасо-Елеазровском монастыре, потом на горе Соколиха участвовали в молебне, который совершал Архиепископ Евсевий в помощь присвоения имени «Поле ратной Славы» месту Ледового побоища, отслужили литию по погибшим воинам дружины. Посетили Псково-Печерский монастырь, Изборск, древнее Труворово городище, апостольские ключи, были в псковском воинском храме св. Александра Невского, возложили цветы на захоронениях воинов в Пскове. Меня немного удивило, что в день освобождения Пскова на могилах воинов мемориального кладбища на Юбилейной, тех воинов, которые и погибли, освобождая Псков, не было живых цветов. Никто не принес, значит? Не поклонился? Мы возлагали цветы воинам — освободителям, погибшим узникам концлагерей, возложили цветы у монумента 300-летия победы псковичей над войском Стефана Батория. Съездили на родину Святой княгини Ольги в Выбуты, и 24 июля были на праздничной Литургии в Троицком Соборе, причастились и приняли участие в молебне Святой Равноапостольной Великой княгини Ольге. Слава Богу, уезжаем домой в хорошем настроении и с пониманием, что впереди у нас много задач, связанных с Псковом.
Спаси, Господи.
В своем Слове на конференции Его Высокопреосвященннйший Владыка Евсевий, обращаясь к делегации Фонда «Андреевский флаг», сказал: «Пользуясь возможностью, хотелось бы поблагодарить всех вас за то, что вы не забыли нас псковичей и прибыли на наши праздники, а также поблагодарить вас за вашу помощь и содействие по восстановлению наших православных святынь на Псковской земле».
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1965