Русская линия
Русский дом Александр Александров28.07.2006 

Художник столбовой дороги
28 июля 1806 года, 200 лет назад родился великий русский художник Александр Андреевич Иванов

«Историческая заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских художников, огромную просеку…»
И.Н. КРАМСКОЙ

При имени художника Александра Иванова в нашем сознании сразу разворачивается грандиозное полотно, увенчавшее жизненный и творческий подвиг живописца — «Явление Христа народу». Продолжительность работы над ним искусствоведы определяют в 20 лет. За этот период была создана целая картинная галерея: 300 эскизов — законченных гениальных пейзажей и портретов. Иванов называл свои этюды к большой картине «конченными этюдами», «…в них, — говорил он, — заключено лучшее время моей жизни».

Вехи биографии — скупы и, казалось бы, тепличны. Учился в качестве «вольноприходящего» художника в петербургской Академии художеств, у своего отца А.И. Иванова в классе у А.Е. Егорова. В 1830 году — пенсионер Общества петербургских художников в Италии, побывал в Австрии и Германии; в 1831—1858 годах жил в Риме, общался с Николаем Гоголем. В 1857 году ездил в Лондон для встречи с Александром Герценом. Произведения раннего (петербургского) периода творчества Иванова обладают всеми характерными чертами живописи классицизма. И вдруг там, вдали от родины, он начинает торить огромную просеку русского реализма, о которой и сказал Крамской, проникается осознанием величайшей миссии художника. Настоящий подвижник, Иванов работает стоически, напряженно. Свою жизнь целиком посвящает искусству во имя будущего. Называет себя переходным художником. «Мы живем в эпоху приготовления для человечества лучшей жизни… Мы должны быть добры и достойны этого трудного переходного времени».

Куда привела эта просека сегодня, к чему мы скатились в новое, очередное переходное время? Вот какие мысли будит прежде всего его гигантское полотно — развернутая философская поэма и бессмертная метафора. О великой картине «Явление Христа народу» написано много трудов. Рискну утверждать, что никто сегодня не поймёт её во всей полноте — нет высокой веры самого автора. Свидетельство тому — убежденные высказывания художника, те сокровенные мысли, которые он доверял только Гоголю или своему дневнику. Ведь он на полном серьёзе пишет: «Рассмотрите краткость времени, и вы уверитесь, что быстрые успехи русских во всех отраслях просвещения ясно показывают, что мы щедро наделены природой способностями. Как художник, в подтверждение сего скажу, что в нашем холодном к изящному веке я нигде не встречал столь много души и ума в художественных произведениях. Не говоря о немцах, но сами итальянцы не могут равняться с нами ни в рисовании, ни в сочинении, ни даже в красках, они отцвели, находясь между превосходными творениями славных своих предшественников. Мы предшественников не имеем, мы только что сами начали — и с успехом! Чего же должно ждать, если каждый из нас обойдет критическим образом лучшие произведения великих живописцев? Мне кажется, нам суждено ступить еще далее!!!»

И сам он, и его последователи ступили, безусловно, далее, создали всемирную славу русской художественной школы. Недаром Александр Герцен, которого у нас только в западники и социалисты записывают, восторгался подвигом Иванова: «…Вы подаёте не только великий пример художникам, но даёте свидетельство о той непочатой, цельной натуре русской… за которую… мы так страстно любим Россию, так горячо надеемся на ее будущность!» Какие свидетельства о цельной русской натуре мы имеем сегодня — «Культурную революцию» Швыдкова, галерею Гельмана, выставку «Осторожно, религия!» Конечно, это всё провокационные политиканские крайности, но не слишком ли они легко и разнузданно творятся в России!

Иоанн Креститель на переднем плане — высокохудожественный и выразительный образ. Он призывает не только приветствовать идущего издалека Христа, но и предсказывает спасительную дорогу для всех окружающих. Верил в эту дорогу и сам Иванов: «Если сверстники мои и я не будем счастливы, то следующее за нами поколение пробьет себе непременно столбовую дорогу к славе русской…».

А дальше — следующие поколения, а наше — детей Победы, а идущие следом?

Нет ясного ответа. Стою у великого, не по размерам, а по бескрайности, замысла и гениальности полотна в тихом зале Третьяковки в родном Замоскворечье…

http://www.russdom.ru/2006/20 0607i/20 060 735.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика