Русская линия
Русская неделяАрхимандрит Маркелл (Павук)25.07.2006 

Образованный человек не тот, кто много знает, а тот кто много добра творит

Что такое образование? Какими качествами должен обладать образованный человек? Эти и другие вопросы ныне часто обсуждаются на всевозможных конференциях, форумах и в средствах массовой информации. Не выпускается ли из виду самая главная проблема: насколько современное образование прививает учащимся добрые нравственные качества?

Обычно такой вопрос почти никогда не ставится. Несмотря на заявление современных педагогов, что воспитание детей должно быть основано на общечеловеческих ценностях, очевидно только одно: русский народ из-за оскудения веры, доброты и человечности постепенно деградирует и вымирает.

Доброта — это качество души, которое было заложено в нашу человеческую сущность Создателем с самого начала творения, но вслед за Адамом и Евой мы часто теряем это качество, утопая в житейской суете и неразрешимых проблемах, прельщаясь красотами этого тленного мира. Грех насквозь пропитал нашу человеческую природу, а потому часто, как пишет Апостол: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7,19). Для доброты немного места осталось в нашем сердце. Обычно ныне считают, что добротой и человечностью должны отличаться лишь учителя, врачи и священники. На самом же деле и инженерам, и строителям, и военным, и фермерам, и бизнесменам, и простым рабочим должны быть присущи эти качества. Иначе их труд может быть напрасным и приносить обществу не пользу, а вред. Если, например, архитектор недобросовестно спроектирует здание, то под его обломками погибнет множество невинных людей. Если водитель нарушит правила уличного движения, то он подвергнет опасности и себя, и окружающих.

Критерием высшей справедливости и источником всякого добра нецерковные люди ныне считают свободу и демократию. Такой довольно устоявшийся общественный взгляд на природу добра не согласуется с другим взглядом, по которому источником всякого добра, любви и справедливости является Церковь Христова. Церковь не выступает против свободы и демократии, но учит, что не общественные системы, а грехи лишают человека подлинной свободы.

Несогласные с этим утверждением люди обычно обвиняют Церковь в корыстном пособничестве государственным властям. А некоторые «ученые мужи» проповедь священников до сих пор воспринимают как пережиток прошлого и с подлинным удивлением спрашивают: «Как вы, будучи умным и грамотным человеком, в наше просвещенное время можете веровать в Бога?» Большинство людей вспоминает о Боге и Церкви два раза в году — на Пасху и на Рождество, но чаще всего эти великие праздники лишь повод для очередного застолья, а не для того, чтобы прийти в храм помолиться, покаять ся в своих грехах и умягчить свое сердце.

А может и без Церкви возможно быть добрым, справедливым и умным? Трудно человеку думать о Боге, когда он окружен многочисленными родственниками и преданными друзьями, когда он имеет диплом о высшем образовании, хорошую работу. Может ли Церковь прибавить что-либо к его жизненному благосостоянию? До сих пор во многих научных публикациях и в школьных учебниках проводится мысль, что религия — это удел слабых, неспособных к активной жизненной позиции людей или прибежище террористов и фанатиков, что она душевно и материально ограничивает человека, лишает его многих радостей. Но так ли это на самом деле? Не скрывается ли часто за внешним преуспеванием и многознанием нецерковного человека равнодушная и холодная душа, которая не способна по-настоящему радоваться жизни, жертвенно любить, честно трудиться, бескорыстно делать добро, прощать обиды, сострадать в несчастье других людей. Если бы мы действительно были такими добрыми и преуспевающими, как о себе думаем, то нам бы не угрожал демографический кризис. Доброе дерево приносит и плоды добрые, а недоброе засыхает, и его бросают в огонь.

Раньше, пока на Руси сохранялось подлинное церковное благочестие, люди говорили, что образованный человек не тот, кто много знает, а тот, кто много добра творит. В обществе, где атмосфера жизни доброжелательная, там есть стимул хорошо и честно трудиться, растить много добрых детей. А в обществе, где преобладают люди, думающие только о собственном благополучии и процветании или о том, как хотя бы выжить, где не без страха выпускают своих детей на улицу и в школу, где в мирное время всячески стараются откупить юношей от исполнения воинской обязанности, там, видимо, совсем мало осталось доброты.

Современный мир слишком сциентизирован (от латинского слова sсientia — знание), и люди не видят иных целей в образовании, кроме удовлетворения практических потребностей. Образование в этом смысле нужно только для карьеры и получения денег. А собственно человек, его духовная природа оказываются вне должного внимания. Некоторые ученые предлагают разработать современную научную педагогическую антропологию, которая бы развивала не только познавательные способности, но и духовный опыт человека. Но сомнительно, что такая научная работа не будет лишь пылиться на полках библиотек. Педагогам важно непосредственно соприкоснуться с живым опытом духовной жизни, а не изучать его по научным публикациям, только в этом случае можно ожидать добрый результат.

В древности основными школами просвещения были храмы и монастыри. Там велись летописи, там переписывались и переводились книги, там по книге Псалтырь детей учили грамоте. Важным достоинством церковного и монастырского образования было то, что священники и монахи заботились не только о развитии интеллекта учащихся, но и о воспитании души. В эпоху секуляризации (обмирщения) храмы и монастыри были лишены этой благородной миссии просвещения людей. Очагами образованности стали только школы и университеты.

Первоначально в школах и университетах преподавали Закон Божий. В советское же время школа была отделена от Церкви. Теперь все получают лишь светское образование. Не пора ли вернуться на круги своя? Ныне при внешней материальной и духовной неустроенности большинства монастырских обителей нереально всех детей вновь посадить за монастырские парты, но, думается, вполне реально хотя бы раз в год для учителей и учащихся вузов и школ организовывать паломничества в монастыри. Молитва и труд поможет приобщиться к подлинной духовной жизни и решить многие кажущиеся неразрешимыми мирские проблемы.

В нашей Тобольской епархии на базе Духовной Семинарии для учителей общеобразовательных и воскресных школ ежегодно в период весенних каникул проводятся семинары по Основам Православной культуры с чтениями лекций, посещением местных монастырей. Но в этих семинарах, которые всегда проходят очень интересно, к сожалению, принимает участие лишь небольшое число педагогов.

При нынешней секулярной системе образования организовать подобные семинары для всех учителей вузов и школ почти нереально, но, как говорят в народе, Господь и намерения целует. Может быть, если о такой перспективе образования педагоги хотя бы заговорят, возможно в будущем удастся осуществить эту мечту. А пока учителя должны постараться не забывать хотя бы дома перед началом рабочего дня и вечером перед сном молиться, соблюдать пост в среду и пятницу, чтобы умягчить свое сердце и сердца своих учеников, чтобы в них появилось целомудрие, доброта, терпение и рассудительность.

«Не многие делайтесь учителями!» — говорит Господь. Если же мы дерзнули возложить на себя такое высокое и ответственное звание учителя, то будем всегда руководствоваться праотеческой премудростью, согласно которой образованный человек не тот, кто много знает, но тот, кто много добра творит.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика