Пресс-служба Псковской епархии | 21.07.2006 |
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть Казани и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства. Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин.
Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители. Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
В Святых Горах, которые при советской власти стали называться Пушкинскими, есть храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где хранится главная святыня храма — чудотворная Казанская икона. Многие люди прибегают к заступничеству Божией Матери: берут освященное масло от лампадки, горящей перед этой иконой, служат молебны.
Рассказывает священник Михаил Иванов, настоятель Казанской церкови п. Пушкинские Горы:
Чудотворная Казанская икона — одна из главных святынь храма. В 1922 г. в храме произошло чудо. В церковь зашел безбожник и произнес хулу на Бога и на святые иконы. Затем он подошел к Казанской иконе Божией Матери и ударил Ее острым предметом. След от удара прошел через лики Богоматери и Богомладенца. Пресвятая Дева поразила нечестивца, и он тут же упал мертвый. После этого случая храм никто даже ни пытался закрыть. Казанскую икону с тех пор особенно почитают. Многие люди прибегают к заступничеству Божией Матери. Берут освященное масло от лампадки, горящей перед этой иконой, служат молебны. Недавно я узнал одну интересную подробность о нашей местночтимой чудотворной Казанской иконе. Оказывается сначала этот образ находился в деревне Чухны, расположенной неподалеку от поселка. Позже жители деревни его передали в Казанскую церковь. (Возможно это было при освящении церкви в 1765 г.) Ежегодно по просьбе жителей деревни из храма совершался крестный ход с Казанской иконой Божией Матери в деревню и обратно. Несли Образ Матери Божией в этом крестном ходу исключительно девицы д. Чухны.
Из истории храма в честь иконы Божией Матери Казанской: «Неподалеку от Свято-Успенского монастыря стоит храм в честь иконы Матери Божией Казанской. Построен храм Казанский в 1765 году рядом с часовней, названной Тимофеевой, вокруг этой часовни хоронили усопших, и так появилось кладбище. Для совершения чина отпевания часовня была очень мала, тогда рядом с ней построили другую, в честь Казанской иконы Божией Матери. Она и была до закрытия монастыря часовней для отпевания умерших. После закрытия Святогорского монастыря стали совершаться богослужения в Казанском храме (бывшей часовне). Казанский храм милостию Матери Божией никогда не закрывался, даже в тяжелые годы войны и гонения.
После закрытия монастыря службы в Казанском храме вначале совершались ежедневно: священниками в Казанском храме служили до войны отец Михаил Белгородский, иеромонах Никандр, отец Михаил Успенский. Во время войны служил в Казанском храме иеромонах Иоасаф, инок из Киево-Печерского монастыря. Это был великий подвижник, молитвенник, патриот. Проходили бои в Святых Горах, осколки пробивали стены храма, иконы, а он великий старец и молитвенник, совершал Богослужение, в переполненном людьми храме, и молился о даровании победы русской армии и сохранении мужей, отцов и сыновей. Иеромонах Иоасаф не только молитвою помогал нашей армии, в свободное от Богослужения время он собирал продукты, одежду, обувь, деньги и втайне передавал партизанам. За что получал и письменные, и устные благодарности от командиров партизан и армии. Похоронен отец Иоасаф за алтарем Казанского храма. После смерти иеромонаха Иоасафа долгое время, до 1965 года богослужения совершал отец Серафим Молчанов.
Все это время, начиная с 1924 года, время тяжелое для страны и для Церкви, при Казанском храме находились и подвизались в молитве многие благочестивые верующие христиане. Одни из них, под видом умалишенных (юродивых), совершали великие подвиги и чудеса. Они не за себя молились, а за страждущих, обиженных, угнетенных людей, и достигали своими подвигами такой высоты, что видели будущее как настоящее.
Последним таким подвижником была блаженная старица раба Божия Клавдия. Еще в 1965 году она предсказала, что вновь откроется Свято-Успенская обитель, что будет свобода вероисповедания, будут люди креститься и венчаться. Ее считали безумной, помещали в психушку, но она за все благодарила Бога и всем говорила, что это временные мучения, а нас ждет впереди страшное. Казанская наша церковь несла тяжелое иго, страдала, но молитвами вот таких блаженных старцев и подвижников она жила и никогда не закрывалась. Выжила, Слава Богу, и продолжает жить и существовать и молитвами Матери Божией Казанской.
Господи, храни Русь православную; храм Казанский и чад духовных Казанского храма». Протоиерей А. Балыш.
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1958