Русская линия
Православие.Ru Светлана Липатова17.07.2006 

Преподобный Андрей Рублев и музей древнерусского искусства его имени

Памятник прп. Андрею Рублеву у стен Андроникова монастыря. Скульптор О. Комов. 1985 г.
Памятник прп. Андрею Рублеву у стен Андроникова монастыря. Скульптор О. Комов. 1985 г.
17 июля Русская Православная церковь празднует память преподобного Андрея Рублева — величайшего русского иконописца, имя которого получило всемирную известность.

Не смотря на то, что творчеству Андрея Рублева посвящены десятки книг и сотни различный публикаций, достоверные сведения о его жизни и работе чрезвычайно скудны — мы не знаем места и даты его рождения, имени, которое он получил в крещении (Андрей — монашеское имя), не известно, когда он принял постриг, когда и у кого обучался искусству иконописания, в котором достиг высочайшего мастерства.

До сих пор в науке не прекращаются дискуссии о принадлежности кисти Рублева тех или иных произведений, поскольку большинство из них приписываются ему по преданию или на основе стилистического анализа — это знаменитый Звенигородский чин, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, иконы так называемого Васильевского чина, а так же фрески и книжные миниатюры. Не смотря на это, историческое значение Рублева несомненно. Его творчество знаменует одну из вершин развития русского искусства.

По косвенным историческим свидетельствам мы можем судить о том, что местом пострижения святого был Спасо-Андроников монастырь в Москве, основанный на берегу реки Яузы в 1358 году митрополитом Алексием. Житие Сергия Радонежского называет второго игумена этой обители Савву как учителя Андрея в монашестве.[1]

Именно с Андрониковым монастырем связаны и последние дни жизни преподобного. По всей видимости, при участии А. Рублева был построен главный храм обители — знаменитый Спасский собор, замечательный памятник раннемосковского зодчества. В житии преп. Сергия Радонежского сообщается, что старец Андрей вместе с игуменом Александром создали в обители каменную церковь. Это позволяет сделать вывод, что Рублев к этому времени был соборным старцем, управлявшим вместе с другими старцами под началом игумена монастырем.

Последней работой Андрея Рублева, после росписей Троицкого собора и написания по заказу преп. Никона Радонежского знаменитой иконы «Троица», стало украшение собора Спасо-Андроникова монастыря фресковой живописью. По всей видимости, это произошло в 1425—1427 годах.[2] К сожалению, до наших дней после многочисленных поновлений и архитектурных перестроек от этого ансамбля дошли лишь два небольших фрагмента орнамента на откосах двух из трех узких алтарных окон. Они были обнаружены в период реставрации собора в 1952 году за каменной кладкой XVI века, благодаря существованию которой эти фрагменты никогда не поновлялись и на момент открытия сохраняли первоначальный колорит. Долгое время найденные фрески не публиковались и не исследовались. Должное внимание этим ценнейшим остаткам росписи собора уделено лишь в фундаментальном исследовании М.А. Орловой.[3] М.А. Орлова отмечает, что эти орнаментальные фрагменты дают возможность судить об отдельных технологических приемах, в известной мере о живописных принципах и стилистических особенностях росписи всего Спасского собора, о ее колорите и общем декоративном замысле.[4]

Вскоре после окончания росписи собора Андроникова монастыря Андрей Рублев умер, а вслед за ним скончался его старший современник, «спостник», и, по сведениям Иосифа Волоцкого, старший наставник в живописи, Даниил Черный. Оба иконописца были похоронены на монастырском кладбище, недалеко от Спасского собора. Однако, во второй половине XVIII века их могилы были утеряны — возможно, в результате перестройки колокольни монастыря. В 1966 году известным искусствоведом В.Г. Брюсовой были обнаружены упоминания о месте погребения Андрея Рублева и Даниила Черного в рукописном сборнике начала XIX века «Четьи-минеи инока Керженского монастыря Ионы». Он сообщает, что могилы иконописцев находились под старой колокольнею, а после того, как она была разрушена, место было сравнено с землею. Сведения П.Д. Барановского о якобы виденной им в 1946 году надгробной плите с датой смерти Андрея Рублева (29 января/11 февраля (по новому стилю) 1430 года) ныне признаются исследователями фальсифицированными.[5] Достоверными неоспоримыми сведениями о нахождении честных останков мы не располагаем до сих пор. Именно поэтому вся территория музея имени Рублева, находящегося ныне в стенах Андроникова монастыря, является местом особого мемориального значения.

Судьба Андроникова монастыря, как и многих других обителей России, в первой половине XX века печальна. После его закрытия на территории располагалась колония для малолетних, затем — общежитие для рабочих завода «Серп и Молот». В 1920-е годы был уничтожен некрополь монастыря, в 1930 году колокольня была разобрана на кирпич. Удивительно, что в это нелегкое время в памяти людей Спасо-Андроников монастырь был по-прежнему связан с именем Андрея Рублева — уже во второй половине 1920-х годов предпринимаются попытки организации на территории бывшего монастыря музея имени великого иконописца. Общество работников — энтузиастов по устройству музея, во главе которого стоял священник Сергий Дубровин, духовное чадо последнего настоятеля Андроникова монастыря, называлось «Музандр».[6] «Музандр» выпустил несколько номеров рукописного журнала «Андрониковский сборник», в которых публиковались заметки по истории монастыря, статьи о первых настоятелях обители — преподобных Андронике и Савве, описание интерьеров церквей.[7]

Однако настоящая история музея начинается намного позднее. Лишь в 1947 году постановлением правительства в стенах монастыря, где жил и был погребен Андрей Рублев, был учрежден музей древнерусского искусства его имени. У истоков музея стояли Д.И. Арсенишвили — первый директор музея и Н.А. Демина, ставшая первым научным сотрудником. Их усилиями были организованы первые научные экспедиции, началось формирование музейной коллекции, прошла реставрация собора (по проекту П.Д. Барановского) и других монастырских зданий. На это ушло долгих 13 лет. В сентябре 1960 года по решению ЮНЕСКО было широко отмечено шестисотлетие с предполагаемого дня рождения живописца. 21 сентября 1960 года музей имени Андрея Рублева был открыт для посетителей.

Одной из главных задач музея была популяризация наследия великого иконописца. Труды Н.А. Деминой, посвященные изучению художественного своеобразия и поэтики произведений А. Рублева, вошли в число фундаментальных исследований его творчества.[8] Музеем были проделана огромная работа по копированию рублевских фресок (художник — Н.В. Гусев) и изучению эпохи Рублева, отреставрированы многочисленные образцы древнерусской живописи.

В 1985 году в небольшом сквере у стен бывшего Андроникова монастыря великому иконописцу был установлен памятник работы скульптора Олега Комова — автора памятников А. С. Пушкину в Твери (1974), Болдине (1979) и Пскове (1983), А. Г. Венецианову в Вышнем Волочке (1980). В 1988 году собор Русской Православной Церкви причислил Андрея Рублева к лику святых «на основании святости жизни и подвига иконописания».

Что же касается музея имени Андрея Рублева, то сегодня его обширное собрание дает представление обо всех основных периодах и направлениях древнерусской иконописи. Подлинными шедеврами коллекции являются памятники конца XIV-начала XV века — времени, когда жил преподобный. Так, древнейшая рукописная книга, хранящаяся в музее, — «Слова постнические Василия Великого», — была написана в стенах Андроникова монастыря в 1402 году. Позже она попала в старообрядческий монастырь, а после его разорения в 1920-е годы — в библиотеку города Куйбышева. В 1961 году благодаря известному историку М. Тихомирову книга вернулась в те стены, где и была создана. Московская школа живописи, вдохновленная идеалами искусства Андрея Рублева, представлена иконами, полными гармонического единства, цельности и особой созерцательности. Так, икона «Иоанн Предтеча» (первая треть XV века) из Николо-Песношского монастыря, написана, по всей видимости, младшим современником Рублева. А икона «Троица Ветхозаветная» старца Паисия (1484−1485 гг.), древнейший датированный образ в коллекции музея, повторяет иконографию самой знаменитой иконы Рублева, хранящейся в Третьяковской галерее. В музее также хранится превосходная копия с «Троицы» А. Рублева, выполненная блестящим художником-реставратором В.О. Кириковым.

Каждый посетитель музея не только знакомится с историей древнерусской культуры и иконописи, но и с историей древней обители Москвы, в которой жил преподобный Андрей Рублев. Молитвы к этому святому звучат в соборе Нерукотворного Образа — в 1989 году, в первую годовщину канонизации преп. Андрея, в храме была отслужена первая Божественная литургия. С этого времени собор вновь стал действующим.



[1] Дудочкин Б.Н. Андрей Рублев. Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000. С. 22; Словарь русских иконописцев XI—XVII вв.еков. М., 2003. С. 539−540. В обоих изданиях приводится обзор источников по теме и обширная библиография, посвященная А. Рублеву.

[2] Попов Г. В. «Последние дни». Андрей Рублев в Троице-Сергиевом и Спасо-Андрониковом монастырях // Искусство Древней Руси и Византии. Итоги исследований 2002 года. М., ЦМиАР, 2003. С. 30.

[3] Орлова М.А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Т.1−2. М., 2004.

[4] Там же. Т. 1. С. 258.

[5] См.: Барановский П.Д. О времени и месте погребения Андрея Рублева: Доклад на объединенном заседании сектора архитектуры и сектора живописи Института истории искусств АН СССР // Петр Барановский: Труды, воспоминания современников. М., 1996. С. 17−37.

[6] См. исследование О.В. Никифоровой: Никифорова О.В. О попытке создания музея в упраздненном Спасо-Андрониковом монастыре в 1920-е годы // Город, музей, монастырь. История и поиски путей развития. Звенигород, 2004. С. 117−124.

[7] Там же. С. 122−123.

[8] См., например: Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 716 213 025


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика