Русская линия
Вечерний МинскПротоиерей Василий Литвинко13.07.2006 

Преступление и сострадание
Белорусское государство и православная церковь реализуют несколько совместных проектов по реабилитации осужденных

«Закоренелый преступник». Это выражение живет, казалось бы, целую вечность. А если попробовать разобраться в смысле этой фразы, что же тогда получается? Человек, ставший преступником, обречен им и остаться? Почему нередко так происходит в нашем обществе? Может, проблема еще и в нас, а не только в них? В нашем немилосердии?

Как помочь человеку, надолго «выпавшему» из обычной жизни?

В Беларуси создаются центры реабилитации ранее судимых, где бывшие осужденные, которым на воле некуда податься, получают крышу над головой, питание, медицинскую помощь. В последнее десятилетие в этой сфере появилась новая тенденция: государство стало этим заниматься также совместно с церковью. После принятия в 2004 году «Программы в области духовного окормления и религиозно-нравственного просвещения в местах лишения свободы» Министерства внутренних дел и Белорусской православной церкви расширились, прежде всего, возможности отдела помощи заключенным при Минской епархии БПЦ. Данный документ официально закрепил их 10-летний опыт совместной работы в местах лишения свободы и наметил новые задачи.

Внушает ли ход реализации данной программы оптимизм? Об этом мы беседуем с руководителем отдела помощи заключенным при Минской епархии БПЦ, священником столичной Александро-Невской церкви, протоиереем Василием Литвинко.

— Отец Василий, почему вы этим занимаетесь?

— Посещая узников и проявляя милосердие к ним, мы служим самому Христу. Когда он еще жил на земле и у него спросили, кого он поставит по правую руку от себя на Страшном суде, то он ответил очень интересно. Не людей определенной профессии или национальности, а тех, которые, проявляя милосердие и сострадание, накормили голодного, напоили жаждущего, обогрели странника, одели нагого, посетили больного и посетили того, кто в темнице.

— Что вам удается сделать, а что не удается?

— Самым важным результатом тюремного служения Белорусской православной церкви совместно с государством явилось то, что уже за каждым исправительным учреждением республики закреплен священник. Это значит, что почти каждый заключенный или подследственный может получить в трудную минуту своей жизни духовную помощь, в том числе исповедоваться, причаститься. Обеспечить это было весьма непросто, поскольку в Беларуси заключенных больше, чем священников. Но, разумеется, оставлять такие места без священника никак нельзя. Практика тюремного служения последних лет четко показала: в местах лишения свободы именно священник — это и духовник, и психотерапевт.

Но почему я употребил слово «почти»? Потому что во многих учреждениях с содержанием людей под стражей есть очереди на духовные беседы. Заключенный или подследственный пишет заявление, что он хочет встретиться со священником. Священник приезжает в исправительное учреждение или СИЗО в назначенное время, но нередко получается, что он не успевает уделить каждому внимание. Тогда беседа откладывается до следующего раза или заключенных собирают вместе и предлагают им общую беседу по принципу «вопрос- ответ».

Департамент исполнения наказаний МВД помогает открывать молитвенные помещения в местах лишения свободы: сегодня это 5 тюремных храмов, 8 домовых церквей, 2 часовни и десятки молитвенных комнат. Кроме того, строятся еще 2 храма и 2 планируются. В каждом исправительном учреждении есть библиотека духовной литературы.


Сложнее всего, конечно, со строительством храмов. Но МВД здесь оказывает церкви очень большую помощь, предоставляя рабочую силу и оплачивая часть стройматериалов. Оставшуюся часть стройматериалов церковь покупает на пожертвования организаций, частных лиц (особенно отбывших наказание) и своих приходов.

— Как строятся ваши беседы с заключенными?

— За мной закреплен следственный изолятор на улице Володарского в Минске. Я провожу там один день в неделю — с утра до вечера, около 8 часов. За это время я могу принять от 10 до 15 человек, а также оставляю время для общения с сотрудниками. Иногда священника приглашают на просветительские и культурно-массовые мероприятия.

Индивидуальная беседа с подследственным длится обычно полчаса — на темы, предложенные им. Как правило, человеку нужно дать возможность выговориться. Ну, а дальше уже задача поддержать его и помочь ему взглянуть на его проблему с духовной точки зрения. Христианство — это милосердие, и когда ты человеку объясняешь, что независимо от того, какое преступление он совершил, Бог готов его простить, нужно лишь признать свою вину, покаяться и попросить прощения, очень часто на осужденного это производит огромное впечатление. Он осознает, что самое главное в жизни еще можно исправить, что у него есть еще возможность получить прощение, и выходит из состояния депрессии. Думаю, что слово о Боге, о вере, о смысле жизни в тюремных учреждениях очень многих удерживает от суицида.

В целом духовно-нравственное воздействие религии на человека в местах лишения свободы утешает его, смягчает стрессовое состояние, способствует его раскаянию и исправлению, влияет на дальнейший выбор жизненного пути.

— Что общество могло бы еще сделать для таких людей?

— Освободившимся труднее всего найти работу. Как не сорваться, если у него нет средств к существованию? Общество должно понять: в том, что эти люди стали нарушителями и преступниками, есть и наша вина. Ведь они были среди нас. Жили, учились и работали с нами. Они — это наши отцы и матери, братья и сестры, друзья, сослуживцы и сокурсники и так далее. Каждый может совершить ошибку. Сознавая это, в силу своих возможностей мы обязаны их встретить, принять, помочь найти им крышу над головой и рабочее место.

А им обычно говорят, когда они приходят проситься на работу: «Мы вам позвоним» — и не звонят…

В то же время бывший заключенный, если он действительно хочет начать новую жизнь и обратиться к Богу, обязательно получит помощь. Например, могут помочь на двух подворьях Белорусской православной церкви, где находят себе временный приют бывшие осужденные. Оба — недалеко от Минска: в деревне Лысая Гора, на 70 мест, и в деревне Любча, пока на 8 мест. И там, и там вышедшие из мест лишения свободы сами для себя строят общежития, получают питание, имеют неплохие бытовые условия, могут найти себе духовную поддержку, исповедоваться и причаститься. Подворье в деревне Лысая Гора — под патронажем Свято-Елизаветинского монастыря в Новинках, духовником его является священник Андрей Лемешонок. Подворье в деревне Любча, только еще создающееся, — под духовным окормлением Минской епархии БПЦ.

Тюремное служение Белорусской православной церкви продолжает развиваться. Вот только я хотел бы подчеркнуть: церковь — это сообщество людей. Почему же другие люди — родные и друзья освободившихся — бросают их на произвол судьбы?

* * *

Здесь помогут бывшим заключенным:

1. В районных отделах социальной защиты населения по бывшему месту жительства.


2. В Доме ночного пребывания лиц без определенного места жительства Мингорисполкома: г. Минск, ул. Ваупшасова, 42, тел. 238−53−41, 273−96−98.

3. В центре адаптации ранее судимых: г. Минск, пер. Окрестина, 36, тел. 222−89−13.

4. На подворье Свято-Елизаветинского монастыря г. Минска в деревне Лысая Гора, тел. 507−92−22.

5. В центре социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, Минской епархии БПЦ: г. Минск, ул. Освобождения, 10, каб. 107, тел. 203−14−86, 8−029−633−91−04.

* * *

«Лица, содержащиеся под стражей, имеют право: отправлять религиозные культы, ритуалы, обряды в помещениях места содержания под стражей, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав иных лиц, содержащихся под стражей».

(Из статьи 10 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»).

Арина Деменкова

http://newsvm.com/articles/2006/07/12/prest_sostrad.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика