Русская линия
НГ-Религии Петр Топычканов08.06.2006 

Индийские коммунисты повернулись спиной к христианам
Католики и протестанты Западной Бенгалии возмущены инициативами правительства штата в сфере образования

Ввиду нехватки бюджетных средств система образования в отсталых районах западной Бенгалии превратилась в прерогативу католиков и протестантов.

Тем не менее власти штата пытаются взять христианские школы под свой контроль.

Христиане в Западной Бенгалии составляют лишь один процент от населения индийского штата. В основном это католики и протестанты, проживающие в так называемых племенных районах.

Основным населением в них являются племена бходжпурцев, магахов, санталов, ораонов, ория, находящиеся на низкой стадии социального развития. Их жизнь подчиняется архаичным законам. Здесь распространены верования в духов деревьев и предков-животных. Государство не в состоянии обеспечивать необходимое развитие этих районов прежде всего в медицинской и образовательной сфере.

Нехватку больниц и школ восполняют Католическая и протестантские Церкви. Созданные ими учебные заведения зачастую дают единственную возможность получить образование всем представителям племен вне зависимости от их религиозной принадлежности.

Поэтому неудивительно, что не только в Западной Бенгалии, но и во всей Индии широкий резонанс получило решение преподавателей церковных школ провести в начале апреля массовую забастовку в знак несогласия с политикой правительства штата. В апреле христиане закрыли свои школы на один день и организовали многотысячный марш протеста. Губернатор и главный министр штата получили более десяти тысяч писем с жалобами. Что же вызвало такую реакцию христиан?

Причиной недовольства стало принятие коммунистическим правительством штата поправки к закону о заработной плате в учебных заведениях Западной Бенгалии. Ее суть состоит в отмене права церковных учебных заведений, получающих государственные дотации, самостоятельно нанимать преподавателей. Теперь все подобные назначения должны утверждаться Министерством образования штата.

Изменение закона коснулось не только одиннадцати религиозных учебных заведений в Западной Бенгалии, в которых зарплата преподавателей полностью формируется из бюджета штата, но и всех негосударственных учебных заведений. Это касается даже тех школ, которые, получая скромные дотации от государства, де-факто выплачивают жалованье преподавателям из средств религиозных общин.

Наибольшие опасения у правительства Западной Бенгалии вызвала угроза со стороны христианских избирателей отказаться на выборах от традиционной поддержки Коммунистической партии Индии. Западная Бенгалия считается оплотом этой партии, в том числе благодаря голосам христиан.

Однозначного ответа на вопрос, чем привлекает коммунизм индийских христиан, нет. Русский иммигрант Кирилл Ельчанинов, побывавший в Индии в 1953 году, предположил, что в христианстве индийцы «побуждаются к осознанию социальных проблем и легче поддаются умелой пропаганде коммунистов, представляющих коммунизм как социальную программу христианства». Как бы то ни было, изменение политических предпочтений католиков и протестантов может послужить примером для их соплеменников-нехристиан, что ослабит позиции коммунистов в «племенных» районах.

Ситуация в Западной Бенгалии напоминает события в южноиндийском штате Керала пятидесятилетней давности. В 1957 году этот штат стал первым штатом, в котором к власти пришла Коммунистическая партия Индии. После победы на выборах коммунисты приступили к осуществлению запланированных реформ, в том числе в сфере образования.

В частности, они приняли закон об образовании. Он предусматривал уравнивание зарплат в государственных и частных школах, передачу доходов всех учебных заведений государству, формирование преподавательского состава в соответствии с рекомендациями государственной комиссии, переход управления частных учебных заведений к государству в случае нарушения требований, предъявляемых ко всем учебным заведениям Министерством образования штата.

По сути, это была национализация негосударственных учебных заведений Кералы, половина которых принадлежала Католической и протестантским Церквам. После этого массовые антикоммунистические протесты прошли не только в Керале, но и по всей Индии.

Христиане вышли на улицу с лозунгами «Религия в опасности!», «Нарушаются права меньшинств!». Таким образом протестующие подчеркивали, что реформа образования «безбожна» и антиконституционна. Главная роль в акциях протеста принадлежала католикам. Для защиты учебных заведений католики создали вооруженные отряды самообороны, численность которых превысила 100 тыс. человек.

В 1959 году христианская антикоммунистическая кампания завершилась отстранением правительства Кералы от власти. Решение об этом принял президент Индии.

Власти Западной Бенгалии в отличие от коммунистического правительства Кералы не собираются национализировать частные школы. Их цель — повысить качество образования в учебных заведениях, существующих на государственные дотации, добиться соблюдения стандартов образования во всех учебных заведениях штата.

Но возникает определенный парадокс: государство фактически не способно содержать собственные школы в «племенных» районах, но в то же время пытается взять под контроль образование отсталых слоев населения. Христиане же крайне болезненно реагируют на попытки ограничить независимость своих учебных заведений.

Одна из причин столь острой реакции католиков и протестантов заключается в том, что деятельность учебных и медицинских заведений является наиболее стабильной формой присутствия их Церквей в общественной жизни Индии.

Очевидно, в ближайшее время конфликт между коммунистическим правительством Западной Бенгалии и христианскими организациями разрешится. Удастся ли сторонам найти компромисс — вопрос непраздный не только для Западной Бенгалии, но и для всей Индии.

Петр Владимирович Топычканов — историк

http://religion.ng.ru/people/2006−06−07/6_india.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика