Русская линия
НГ-Религии Павел Круг08.06.2006 

«О святом — с благоговением»
Муфтий Равиль Гайнутдин об этике высказываний в средствах массовой информации

Совет муфтиев России (СМР) готовит новую громкую инициативу в сфере межрелигиозных отношений. 16 мая во время круглого стола в конференц-зале Московской соборной мечети Верховный муфтий Равиль Гайнутдин предложил укрепить взаимную толерантность религиозных объединений принятием документа, разработанного в недрах муфтията. Он представляет собой проект договора между представителями различных религий и конфессий России. Основная тема документа — этика высказываний о религии в СМИ.

«Оскорбительные выпады против тех или иных духовных авторитетов и религиозных деятелей представителями и последователями иных религий должны повсеместно пресекаться», — говорится в проекте «Договора согласия». Высказывания о религии в СМИ должны «соответствовать корректным нормам поведения, исключающим наличие не только намеренного, но и случайного оскорбления».

Представители других религий и конфессий России согласились поддержать инициативу российских мусульман. Но каждый хотел видеть в толерантности нечто свое.

Например, по мнению заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, использование корректных форм в межрелигиозном диалоге не должно исключать возможности «обличить зло по долгу совести».

В ходе дискуссии представитель РПЦ дважды вступал в спор с приглашенными экспертами. В частности, с профессором Александром Игнатенко по вопросу существования общих для всего человечества либеральных ценностей и с адвокатом Анатолием Пчелинцевым по поводу дисциплины «сектоведение», преподаваемой в православных семинариях.

«Говорить о святых вещах с благоговением» призвал генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский. По его мнению, «толерантность не подразумевает отказа от собственных убеждений». Она означает, согласно апостолу Павлу, «несение тягот», то есть уважение к людям, исповедующим другую религию или не исповедующим никакой.

«Нести тяготы» диалога согласились и представители других религий. Свое одобрение инициативе Совета муфтиев высказали раввины Евгений Розенцвейг (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России) и Зеев Вагнер (Федерация еврейских общин России). О необходимости объединить усилия вокруг защиты таких традиционных ценностей, как семья, школа и армия, заявил представитель традиционной буддийской сангхи России Санжей-лама (Андрей Бальжиров).

Муфтий Равиль Гайнутдин пообещал учесть все высказанные мнения и замечания при разработке окончательного текста «Договора согласия». Однако по результатам круглого стола остались нерешенными по крайней мере две проблемы.

Первая проблема — это круг договаривающихся сторон. Пока невыясненным остается, кому предлагается выразить солидарность во имя общественного согласия: всем религиозным объединениям, существующим в России, или же только представителям «традиционных» религий, обозначенных, в частности, в преамбуле закона о свободе совести и о религиозных объединениях 1997 года. Вопрос о том, какие религии считать «традиционными», а какие — нет, традиционно повис в воздухе.

Вторая проблема — это реализация намеченных договоренностей. На настоящий момент ни у одной религии или конфессии России нет реальных ресурсов и механизмов для того, чтобы «противостоять и пресекать проявления любых форм ксенофобии, межрелигиозной нетерпимости, разжигания межнациональной вражды» и т. д. в масштабах целой страны. Для того чтобы объединить свои усилия, главам религиозных объединений нужно прежде всего преодолеть существенные противоречия в отношениях между собой.

По словам ведущего эксперта Центра Карнеги Алексея Малашенко, «представители каждого религиозного объединения должны нести ответственность за свои высказывания, а потом уже обижаться на других». Иначе слово «толерантность» может оказаться не более чем пустым звуком.

http://religion.ng.ru/events/2006−06−07/3_smr.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика