Русская линия
НГ-Религии Александр Дугин07.06.2006 

Новые времена — старые споры
О сближении позиций между православными и католиками речь сегодня не идет

Прошедший месяц стал для Русской Церкви периодом объединительных процессов. Совсем недавно состоялись IV Всезарубежный Собор и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, принявшие решение о молитвенном и литургическом единстве с Московским Патриархатом. На церковном уровне мы ставим точку в «гражданской войне», разделившей наш народ на два непримиримых лагеря.

Постепенно налаживаются наши отношения и с католиками. Недавно глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Рим, совершил освящение храма Святой Екатерины, первой православной церкви в Вечном городе, и встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI.

Отношения нашей Церкви с католиками — это история очень долгая и сложная. И в отличие от внутренних расколов в самом русском православии наши противоречия с Римской курией имеют тысячелетнюю историю и глубокие основания. Исторически мы разошлись с католиками в главном — в отношении к статусу Папы в Церкви.

Противоречия между восточной Православной и западной Католической Церквами носят фундаментальный характер. Отстаивание своей правоты перед лицом католической экспансии уже тысячу лет является неотъемлемой частью православной идентичности. В свое время утверждение «мы православные» подразумевало, что «мы не католики».

Православие защищало свою религиозную вероисповедальную идентичность чаще всего по отношению к католичеству. Обе Церкви претендуют сегодня на универсальность и вселенскость. Но миссионерские успехи католиков масштабнее наших, потому что католики стремятся как можно шире пропагандировать свои убеждения. В свою очередь, православие, будучи столь же универсальным, скорее предлагает всем приобщиться к спасению и истине, благовествуя в тех пространствах, где православные приходы исторически утверждаются.

Две Церкви — два исторических пути, два догматических подхода, два стиля, две богослужебные традиции, два пути толкования Священного Предания. Все это надо учитывать в наших отношениях с католиками, и любые слишком поспешные действия по сближению, по развитию диалога могут быть неправильно поняты верующими и Запада, и Востока. Особенно Востока, так как верность преданию предков и стремление сохранить веру нетронутой в большей степени характерны именно для православных христиан. Поэтому диалог складывается очень непросто.

Прежде всего трудно определить платформу диалога. Католики предлагают объединяться и общаться на своих условиях — на признании верховенства Папы. Вопросы обряда, литургии, догматики для них второстепенны. Например, украинские униаты (греко-католики), признавая верховенство Папы Римского, совершают богослужения по православному обряду.

Для православных же важна вся традиция целиком. И частью этой традиции является верность изначальным церковным правилам, наследию святоотеческой литературы, отстаивание наших догматических принципов и обрядовых правил в неприкосновенности и неизменности.

При этом католики активно проникают со своей миссионерской деятельностью на каноническую территорию православных, нарушая многовековые правила, разграничивающие зоны миссионерства между Церквами Востока и Запада. Одним словом, они предлагают нам дружить, но только на их условиях. При этом католики удивляются, что православные не спешат их принимать.

Иоанн Павел II проводил именно такую политику в отношении Русской Православной Церкви, примешивая к ней еще и атлантистскую геополитику с антисоветским уклоном. Ватикан активно интриговал против Русской Православной Церкви через Константинопольского Патриарха Варфоломея I и напористо наступал в зоне ближнего зарубежья. Все это привело к тому, что противоречия между нами и католиками серьезно обострились.

Однако Папа Бенедикт XVI, видимо, намерен проводить более взвешенную политику. Являясь серьезным богословом и глубоким знатоком церковной истории, он не может не понимать всей глубины того, что нас разделяет. И от такого фундаментального церковного деятеля мы вправе ожидать более взвешенной и обоснованной позиции. Об этом и рассказал митрополит Кирилл на пресс-конференции после встречи с Папой Бенедиктом XVI в Риме.

Митрополит Кирилл подчеркнул, что пока вопрос о прямых контактах Папы Римского со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II не стоит. Но точная и приемлемая для обеих сторон постановка вопроса о границах и принципах диалога может существенно сблизить наши позиции. Тем более что обе Церкви остро переживают столкновения христианской философии и морали с реалиями современного глобализма и общества постмодерна.

Культура и общество Запада на глазах катятся в бездну вырождения, и христианское сознание, как православное, так и католическое, просто не может созерцать это спокойно и беспристрастно. В некоторых случаях сами обстоятельства заставляют христиан Востока и Запада противодействовать общим угрозам.

Конечно, об объединении и даже сближении позиций между православными и католиками речи не идет, но вот понимать друг друга нам необходимо. А в отдельных случаях мы вполне могли бы действовать даже сообща.

http://religion.ng.ru/politic/2006−06−07/4_old.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика