Русская линия
Правая.RuИгумен Сергий (Рыбко)07.06.2006 

Пропаганда рока в Церкви и проповедь на рок-концерте — совсем не одно и то же.

Митрополит Вениамин (Федченков) очень хорошо говорил: «Откуда мы знаем, может быть, Новая Зеландия и Австралия дадут нам новые Киево-Печерские Лавры, а Китай и Япония — новых Антониев и Феодосиев Печерских». Мы преодолеваем стереотипы, учимся прямо сейчас. Поэтому отдельные люди занимаются миссионерством на свой страх и риск

Правая.Ру: — Отец Сергий, за небольшое время состоялось так много событий, в которых Вы принимали непосредственное участие: встреча рок-музыкантов с митрополитом Кириллом, вручение премии Православного пресс-клуба им. свят. Гермогена Московского, форум «Православная Русь», в рамках которого прошла насыщенная музыкальная программа, в том числе и Круглый стол по вопросу отношения Православия и рока. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

— Форум «Православная Русь» — это миссионерский проект Русской Православной Церкви, как и ее музыкальная часть. Ранее основной задачей для Церкви было возрождение: открывать храмы, печатать литературу, рукополагать священство. На сегодняшний день эта задача решена. Сейчас уже стоит другая цель — преумножить нашу паству, привлечь именно молодежь. И здесь нужны активные проповедники. Греческие миссионеры, например, успешно работают в Африке, в Корее, других регионах. Но у них не хватает всеобъемлемости русского духа. Митрополит Вениамин (Федченков) очень хорошо говорил: «Откуда мы знаем, может быть, и Новая Зеландия и Австралия дадут нам новые Киево-Печерские Лавры, а Китай и Япония — новых Антониев и Феодосиев Печерских». Наша миссия началась активно только в XIX веке. И мы преодолеваем стереотипы, учимся прямо сейчас. Поэтому отдельные люди занимаются миссионерством на свой страх и риск.

— Например, Вы?

— Что касается меня, то я выполняю свое монашеское послушание. Мне бы, конечно, хотелось именно монашеской жизни: подвизаться, восстанавливать храм… На той ниве, где я сейчас работаю, есть много препятствий. Нет обширной базы — несколько наработок, небольшой опыт и всё. К тому же, внутри Церкви появляются критики. Так, отец Александр Шаргунов пишет, что пропаганда рока в Церкви — недопустимое дело. Но ведь есть существенная разница — пропаганда рока в Церкви и проповедь на рок-концерте. Священник везде должен проповедовать, куда бы его ни приглашали: на рок-концерте, в тюрьме, в борделе, в самолете и так далее. Неважно, зачем люди собрались — надо идти и говорить. Тем более, если люди слушают. Ведь я ничего сам не организовываю — меня зовут, и я иду и говорю.

Такого рода непонимание создает свои трудности. Вносят свою лепту и журналисты, которые довольно цинично все это описывают. Видимо, профессия у них такая — по-другому они не могут, во всем им видится негатив. Конечно, я здесь не говорю о православных журналистах. Это и понятно — мир может не принимать. Но когда тебя критикуют твои собратья — это уже труднее понять.

— Изменилось ли что-нибудь за последнее время после встречи митрополита Кирилла с рок-музыкантами? В отношении священноначалия, например.

— Прошло еще очень мало времени. Но думаю, что архиереи, которые связаны с миссионерской деятельностью, это должны понимать в отличие от приходского священника, у которого масса своих дел. Процесс, слава Богу, пошел — и это главное. Проповеди на концертах — только один из видов миссии. Есть множество своих субкультур, с которыми надо учиться работать. Вот, например, профессор Михаил Дунаев пишет, что, мол, мы, православные, такие хорошие, а молодежь — она такая сякая, проклятая! Если тем более, гитару взял или волосы длинные отпустил. Все знают, что отец Валериан Кречетов запретил мои книги продавать. Я специально издавал книги о рок-музыке отдельно. На основании чего — они же вполне православные, никакой ереси! Говорю в них о том, что только Православие спасительно, цитирую святых отцов. Когда я пытался узнать о причине такого отношения, мне ответили, что еще неизвестно, почему он не в Оптиной. Отвечаю: потому что перевели меня сюда настоятелем.

— О музыкальном фестивале несколько слов скажите, пожалуйста.

— К сожалению, очень мало информации. О выставке много информации, а о фестивале — мало. Отсюда и людей сравнительно мало пришло. Со временем, надеюсь, все наладится.

— А что-то положительное Вы видите в прошедшем фестивале?

— Если дело от Бога — оно останется и продолжится. Те же апостолы — они безо всякой рекламы шли к людям, проповедовали, терпели и побои, и лишения. Это трудно. И пока, к сожалению, людей мало — я да отец Андрей Кураев. Хотя, отец Андрей считает, что рок-музыка — это плохо. Я же считаю, что это явление культуры, данность. Она есть и будет. И есть вещи гениальные. Как и классическая — есть плохая, есть и хорошая. И еще надо понимать, что работа с этой субкультурой никак не сталкивается с догматикой, это абсолютно иное. Это миссия. Трудно судить, какие будут результаты. Но работа будет вестись и дальше, хотя она крайне тяжела. Неизвестно, что будет — кинут ли в тебя бутылку, будут ли слушать. На рок-концертах вообще тяжело, душно. Хочется в храм, но надо идти и говорить. Надеюсь, что за этот труд мне сколько-то грехов моих простится…

— Расскажите, пожалуйста, о Круглом столе «Разговор с молодежью о музыке и не только…»?

— Было около тридцати человек. Побеседовали о рок-музыке, о современной культуре. Были я, Андрей Селиванов и диакон Михаил Першин. Андрей замечательно играл, рассказывал. Так он сказал, что первым «рокером» был пророк Давид. «Рок — рождается на стыке добра и зла, настоящий рок — это та неустроенность, которая рождает поиск». В пророке Давиде все это было. Необходимо отметить и атмосферу — всем было интересно. Причем были-то как раз одни православные. Один молодой человек, преподающий в православном колледже, рассказал, что в школьной литературе к року относятся отрицательно. А он сам в душе настоящий рокер. Вот он и спрашивает: как ему быть? Думаю, нужно жить не по лжи. Говори, как чувствуешь, как считаешь правильным. Если же будешь пытаться говорить не свои мысли — никто тебя слушать не будет, понимая твою фальшь. Например, я, выступая на «Радонеже», иногда ляпну такое, что после уверен — больше не позовут. Но вот уже 10 лет, как зовут. И оказывается — именно за эту искренность. Потому, кстати, у меня хорошие отношения со старообрядцами. Они очень ценят, когда человек говорит то, что думает. Ещё на Круглом столе активно обсуждали тему «скинхедов».

— Каков же был вердикт стола о скинхедах?

— Я, например, против так называемых «нелегальных мигрантов», «мультикультурализма» и прочих инструментов разрушения Христианской цивилизации. Другое дело, если приезжие примут Крещение и станут братьями во Христе. Но для этого надо с ними работать. Миссия должна охватывать их — воцерковление мигрантов поможет решить непростую задачу их социальной адаптации.

Беседу вел Михаил Тюренков

http://www.pravaya.ru/expertopinion/7884?print=1


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика