Столетие.Ru | Андрей Дмитриев | 05.06.2006 |
Ценнейшей реликвией Оружейной палаты Московского Кремля является «Шапка Мономаха». Головной убор, которым венчали на царство русских царей и императоров на протяжении столетий. Дела князя Владимира Мономаха и понимание им места «самодержца» много веков служили образцом для других претендентов на эту высочайшую должность.
Брат на брата
Киевская Русь времен Ярослава Мудрого была огромнейшим государством, объединившим некогда разрозненные восточнославянские племена. Под рукой киевских князей были собраны территории, значительно превышавшие по размерам любую из европейских стран того времени. Но Киевскую Русь нельзя назвать единым государством. Ведь не было тогда, да и не могло еще быть, единого управления и постоянных экономических связей между отдельными землями. Политическая зависимость большинства земель, входивших в державу Рюриковичей, ограничивалась уплатой необременительной дани, а сами киевские князья имели четко определенный круг обязанностей, главными из которых являлись предотвращение внутренних распрей между различными племенами и защита своих налогоплательщиков от внешней опасности.Не удивительно, что территориальное единство Киевской Руси оказалось недолговечным. Отсутствие прочных политических и экономических связей неизбежно вело к распаду раннефеодальной Киевской державы. А особенности наследования престола, принятого у князей Рюриковичей, только усугубили этот процесс. Усобицы начались уже между сыновьями Ярослава. Хотя первое время три старших ярославича — Изяслав, Святослав и Всеволод — сообща выступили против своего двоюродного племянника Всеслава Полоцкого, но после победы над ним братья стали враждовать и друг с другом. Эту вражду с новой силой продолжили их потомки.
В 1093 году киевский князь Всеволод Ярославич скончался на руках своего сына Владимира. Владимир, прозванный Мономахом, был правнуком крестителя Руси Владимира Святого.
Его дедом был Ярослав Мудрый, а мать его приходилась дочерью византийскому императору Константину IX Мономаху. Именно в честь деда русский князь получил свое прозвище «Мономах» (в переводе с греческого — единоборец, сражающийся в одиночку). Вся политическая деятельность этого князя соответствовала его необычному греческому прозвищу.
После кончины отца Владимиру пришлось принять самое серьезное решение. Он явно имел возможность занять Киев. Но предвидя, что это приведет к обострению и без того не прекращавшихся усобиц, сам предложил своему двоюродному брату, сыну старшего из сыновей Ярослава Святополку Изяславичу, княжившему в Турове, занять киевский престол. Таким образом, молодой князь поддержал рушенный принцип старейшинства. Многочисленные племянники Всеволода Ярославича, не имевшие видов на Киев, обычно получали в управление какой-то город, но требовали значительно большего и, не получая требуемого, брались за оружие.
Начало княжения Святополка оказалось весьма драматичным. Узнав о смерти Всеволода, воинственные половцы прислали послов для подтверждения заключенного с прежним князем мира. Естественно, заключение такого мира предполагало выплату большего или меньшего откупа. Святополк, не желая платить, вопреки мнению киевских старейшин, посадил послов в темницу. Половцы в ответ начали разорять южные пределы Руси. «Мужи разумные» посоветовали Святополку обратиться за помощью к Владимиру. Мономах со своим братом Ростиславом прибыли на совет со Святополком. Именно с этого совета началась традиция созыва «княжеских саммитов» для решения общерусских вопросов. Почти всегда инициатором таких съездов выступал Владимир Мономах.
Первый же съезд оказался бурным: Владимир хотел мира, Святополк рвался в бой. Споры продолжались и после выступления в поход. Горячность Святополка привела к поражению всего войска, а при отступлении утонул в реке Стугне родной брат Мономаха Ростислав. Об этом эпизоде столетие спустя вспоминал автор «Слова о полку Игореве».
Все лето 1094 года половцы разоряли русские земли. В результате «неумолимый» Святополк запросил мира. Мир был заключен, а киевский князь женился на дочери половецкого хана Тугоркана. Но это мало что изменило. Потомок третьего сына Ярослава Мудрого Олег Святославич, желая заполучить отцовский Чернигов, привел половцев на княжившего там Владимира Мономаха. Хотя Владимир уступил ему город, половцы ограбили окрестности на правах завоевателей. На следующий год Владимир со Святополком метались по русским землям, с переменным успехом противоборствуя различным ордам половцев. Разбив одного половецкого хана, приходилось выступать против вновь пришедших отрядов другого степного князька. Олег упорно уклонялся от совместных действий, чем настроил против себя и Владимира и Святополка.
Каждый держит отчину свою
Олег был вызван в Киев на съезд, чтобы «урядиться о Русской земле перед епископами, и перед игуменами, и перед мужами отцов наших, и перед горожанами, дабы оборонить Русскую землю от поганых». Олег высокомерно отверг приглашение: «Недостойны судить меня ни епископ, ни игумены, ни смерды». Весной 1096 года, рассерженные ответом, князья направились к Чернигову. Олег бежал в Стародуб, где оборонялся больше месяца, но вынужден был запросить мира. Князья вновь потребовали от Олега явиться на съезд, но тот так и не явился.Пока дружины Святополка и Владимира гонялись за Олегом, пытаясь зазвать его на съезд, Киев дважды подвергся нападению половцев хана Боняка, а к Переяславлю устремилась орда во главе с тестем Святополка Тугорканом. Святополк и Владимир вновь вместе выступили против «родственника» и разгромили половцев. Тугоркан, его сын и несколько других ханов были убиты. По сообщению летописи, «взял его Святополк как тестя своего и врага» и похоронил в Киеве.
Съезд удалось-таки собрать в 1097 году в Любече. Князья приняли принцип «каждый держит отчину свою».
После Любечского съезда формально за каждым князем закреплялось свое княжество. Так Русь распалась на десять крупных княжеств, номинально подчинявшихся Киеву. Но киевский князь по-прежнему считался старшим.
Однако сразу же по окончании съезда, князья, его участники, возобновили свою вражду. Теперь целью усобиц стало не только завоевание киевского престола, но и захват земель соседних княжеств. Претензии многочисленных князей на «отчины» крайне запутались, и для разрешения этих проблем в 1100 году в Витичеве состоялся очередной съезд. К тому времени лишь Владимир Мономах сумел собрать под своим управлением всю «отчину» (т.е. владения своего отца): Переяславль, Смоленск, Новгород и Ростов, где сидели его сыновья.
На княжеских съездах не только решались вопросы обустройства русской земли, но и создавались союзы для походов в Степь. Начало XII века прошло в острейшей конфронтации с половцами. Но совместными усилиями русские князья сумели обеспечить адекватные ответные меры. В 1111 году поход в Степь был настолько мощным, что половцы были вынуждены оставить прилегающие к Руси степные районы и отступить за Дон. Инициатором всех антиполовецких действий был Мономах.
Суть его политики была простой и здравой: искать мира при перевесе сил у половцев и наступать, когда удавалось собрать сильный союз различных княжеств.
Большинство из 83 походов Мономаха были направлены именно на половцев. Вместе с тем в своем «Поучении сыновьям» князь говорит и о 19 мирных соглашениях с половецкими правителями. При заключении таких мирных договоров князь «дарил много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких». В 1107 году Владимир и Олег гостили у половецкого хана Аепы, заключили с ним мир, скрепленный дипломатическими браками. Сын Мономаха Юрий, будущий Долгорукий, женился на дочери Аепы. В позднейших усобицах Юрий Долгорукий неоднократно будет пользоваться помощью своих степных родственников, а имя Юрий станет одним из первых русских имен, пришедших в половецкую степь вместе с христианством.
Победы русских князей вдохновили на восстание покоренных половцами печенегов и торков. Битва между тремя племенами была жестокой и долгой. В результате печенеги и торки были побеждены и пришли на Русь в поисках защиты. Владимир Мономах поселил их на границах. Время от времени в поисках убежища приходили на Русь представители и других степных народов, но поскольку они вели себя очень беспокойно, то в 1120 году Мономах выгнал из российских пределов берендеев, а печенеги и торки вскоре бежали сами.
Защита для слабых
В 1113 году скончался Святополк. Его смерть выявила глубину расхождений князя с киевлянами в последние годы его правления. Киевляне обвинили князя и его ближайшее окружение в беззакониях и покровительстве иудеям ростовщикам, дававшим ссуды под произвольно назначаемые и чрезмерно высокие проценты. В городе поднялся мятеж. Явное ухудшение экономического положения киевлян лишь косвенно связано с неудачами Святополка. Обособление «отчин» в результате решений Любечского съезда лишило «мать городов русских» имевшихся ранее привилегий. Но падение авторитета Киева обыденное сознание увязывало как с действительными, так и с мнимыми причинами. Киевляне сразу же обратились к Владимиру Мономаху, приглашая его занять киевский стол, и навести «порядок» во взаимоотношениях «верхов» и «низов». Владимир поначалу отказался (уже во второй раз!) в пользу имеющего больше прав Олега Святославича. Однако киевляне выступили против Олега и пригрозили разгромить еще и боярские усадьбы, если Владимир откажется от киевского престола.Мономах согласился стать киевским князем, приняв некоторые условия, выдвинутые горожанами.
Соглашение это вылилось в несколько дополнений к основному закону Руси, «Русской правде». Был принят «Устав о резах (процентах)», в утверждении которого участвовали тысяцкие и горожане Киева и прилегающих к нему городов, а также представитель Олега Святославича. Сохранилось послание Мономаху от митрополита Никифора по этому вопросу, которое было, видимо, ответом на запрос князя. Митрополит напомнил, что в соответствии с христианскими нормами долги надо бы вообще простить. Но поскольку это нереально, то следует хотя бы ограничить процент по задолженности.
Именно такая позиция христианской церкви, осуждавшая делание денег из денег, являлась причиной того, что ростовщиками в средние века были иудеи, которым вера не запрещала этой формы предпринимательства. В Киеве издавна существовала община хазарских иудеев. К началу XII века они были в значительной степени ассимилированы и мало соответствовали ортодоксальному иудаизму, но ростовщичество оставалось их фактической монополией.
Киевляне требовали от князя радикального, хотя и обычного для средневековья решения — выселения иудеев.
Владимир не согласился с этим требованием, сославшись на то, что такое решение необходимо принимать советом всех князей. Был принят Устав, ограничивший «рост» (от слова ростовщик). При 50% годовых должник должен был платить эти проценты только два года, тот же, кто уже рассчитался за два года, освобождался от своего долга. Это решение существенно изменило социальные отношения на Руси и улучшило положение закупов — должников, попавших в рабство за долги. Сам Мономах в «Поучении» ставил себе в заслугу то, что «и простого смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным».
Завещание
Княжение Владимира Мономаха в Киеве — славная страница нашей истории. Умный политик и удачливый полководец, он твердой рукой подавлял все междоусобные конфликты своих многочисленных родственников. Демонстрируя силу, он завоевывал первенство и авторитет среди всех русских князей. Твердая рука Мономаха простерлась до Дуная, где он вступил в конфликт с византийской империей. В 1116 году Владимир воевал против греков, поддерживая свергнутого византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира Мария была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин, новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, с мирными предложениями.К концу княжения Мономаха усобицы временно прекратились, ослабла и половецкая опасность. На время степняки прекратили свои разорительные набеги. С 1125 года сын Владимира Мстислав правил Русью столь же твердо и грозно, как и его отец. Но в 1132 году Мстислав умер, и усобицы возобновились с новой силой, как записал в год смерти князя летописец: «раздрася вся Русская земля» (т.е. разделилась, перессорилась).
Посвятив большую часть своей жизни решению политических и военных проблем, князь много времени уделял литературе, искусству и архитектуре. В княжение Мономаха строятся новые каменные соборы, пишутся летописи. Да и сам князь был крупнейшим писателем своего времени. В написанном им «Поучении сыновьям» он изложил основные вехи трудного жизненного пути. В «Поучении» говорится, что идеальный русский князь должен беспрекословно подчиняться старшему в роде, жить в мире с равными себе князьями, не притеснять младших князей и бояр и, по возможности, избегать кровопролития. Наглядный пример такого устройства Владимир видит у птиц: птицы весной прилетают в родные края, и каждая находит свое, принадлежащее ей место. Ни одна не пытается согнать другую, но каждая довольствуется своим уделом.
Наполовину грек Владимир иначе, чем в Византии, понимал суть верховной власти. Современная ему Византия акцентировала внимание на правах правителя, Владимир же воспринимал власть как круг обязанностей.
Владимир скончался 19 мая 1125 года. Летописцы воздали ему посмертную похвалу, какой доселе не удостаивался на страницах летописи ни один правитель: «Украшенный добрыми нравами, прославленный победами. Перед его именем трепетали все страны… Не возносился, не возвеличивался, но все возлагал на Бога и Бог покорял под ноги его всех врагов, он же заповедь Божию храня, творил добро врагам своим, отпуская их одаренными…».
Естественно, что и в позднейшей традиции имя князя обрастает легендами. Мономах всегда воспринимался как символ величия Руси и ее единства.
Не удивительно, что в первой половине XVI столетия, когда Московское государство становилось царством, именно с его именем связали легенду о дарах императора Константина русскому правителю. Вещественным воплощением этой легенды стала драгоценная скуфья, сделанная греческими мастерами в XIII веке, а на исходе XV века отороченная мехом и ставшая главной коронационной регалией Российского государства.