Русская линия
Деловая газета «Взгляд» Борис Кагарлицкий31.05.2006 

Это был не мой чемоданчик!

Прошлым летом мне повезло. Телевизор увезли на дачу, а новый не купили. Сначала было не до того, потом не было денег, а затем мы уже просто привыкли жить без него. Большой предмет, много места занимает. Новости можно из Интернета узнать.

Фильмы тоже теперь на DVD продаются, а диск можно с таким же успехом в компьютер вставить. В общем, жить стало лучше.

Но, увы, счастье длилось недолго. В какой-то викторине на радио, каких сейчас множество, теща выиграла новый телевизор. Набрала номер телефона, дозвонилась пятой и узнала, что является обладателем приза.

Огромный серебряного цвета прибор со стереозвуком, входом для проигрывания диска и впечатляющих размеров экраном занял почетное место в ее квартире. А старенький телевизор надо было куда-то убирать. Не выбрасывать же! Тут вспомнили, что у нас дома чего-то не хватает. Маленький черный ящик переехал к нам.

По счастью, в нем работали не все программы. На экране то и дело появлялись какие-то странные полосы, изображение плыло, а звук то дребезжал, то превращался в зловещее рычание. Однако четыре самых популярных канала работали нормально. И того, что я на них увидел, было достаточно, чтобы потрясти меня до глубины души.

Видимо сработал, как выразился бы Брехт, «эффект очуждения». За несколько месяцев я отвык от телевидения и теперь знакомился с ним как бы заново.

Первая же передача, на которую я натолкнулся, представляла собой игру, откровенно лишенную какого-либо смысла. Вернее, смысл в ней был, и очень конкретный, — он состоял в получении денег. Но обычно любая деятельность предполагает, что деньги дают за что-то. Требуются некоторые умственные или физические усилия. Хотя бы имитация этих усилий. Кто-то знает наизусть имена всех египетских фараонов, другой способен без запинки сказать, сколько лет длилась Тридцатилетняя война, а третий лучше всех прыгает через бассейн с лягушками. Здесь ничего такого не имелось. Были только люди, которые по очереди открывали чемоданы, где вместо денег лежали таблички с цифрами, символизирующие ту или иную сумму. Потом игроку предлагали какую-то другую сумму — еще больше, но он из жадности отказывался, продолжая открывать чемоданчики, пока не получал по-настоящему много денег. Всё!

Происходящее никому не казалось диким или абсурдным. Наоборот, моя дочка сразу же усвоила правила и начала радостно болеть за кого-то из участников. Судя по рейтингу программы, она вполне устраивает отупевших на протяжении рабочего дня трудящихся. Рекламодатели с удовольствием размещают в перерывах между открыванием чемоданчиков информацию об удивительных свойствах стирального порошка и чудесных достижениях йогуртов. Значит, народ смотрит.

В обществе, где получение денег становится единственным смыслом любой деятельности, понемногу испаряется любой смысл вообще (www.sdelka.ren-tv.com)

По всей видимости, описанная игра представляет собой модель общества и социальной морали, какую мы должны усвоить и воспроизводить в своем повседневном поведении. По поводу пороков телевидения уже написано столько, что повторять в очередной раз все эти проклятия уже нет смысла. Все сказано! Ящик нас оглупляет, зомбирует, заменяет мысль картинкой, смысл — образом, содержание — лозунгами. Идеальный инструмент для пропаганды и манипуляции. Но вот что занятно — все перечисленные тезисы сформулированы лет 15−20 назад. Это у нас в стране. На Западе же и того раньше.

Между тем телевидение конца 1980-х годов по сравнению с нынешним — все равно что Рафаэль рядом с маляром. Я не о технике, разумеется, говорю. С качеством изображения все в порядке. Компьютерные технологии развиваются, монтаж на высоте, цвета много лучше, чем в жизни. Но смысл куда-то улетучивается. И проявляется это не только в нашем отечестве, но и в иных странах.

Есть, понятное дело, программы для интеллектуалов. Что у нас, что в Европе (в Америке, правда, я таких программ не нашел, хотя интеллектуалы все же имеются). Только эти программы невыносимо скучные. И чем добросовестнее сделаны, тем скучнее. Уж лучше пускай клипы мелькают. По крайне мере красиво, ярко и нервы успокаивают.

Нет, без сомнения, наши люди стараются. Прилагают усилия, чтобы вернуть на экран классику. Мы же культурная нация! Нельзя же по телевизору одни только сериалы про любовь и бандитов показывать. Надо и с классикой народ знакомить. После каждого такого сериала продажи книг подскакивают. Например, вышел сериал «Идиот» — и тут же люди бросаются в киоски роман Достоевского спрашивать. Прямо так на витринах и пишут — «роман, который лег в основу популярного сериала». Не хуже «Гарри Поттера», честное слово!

Правда, «Доктора Живаго» я смотреть уже не мог. Наверное, хороший фильм, не знаю. Но в сон клонит. Какие-то тщательно одетые костюмерами господа шатаются по экрану на фоне театрально поставленной на заднем плане революции. Ни тебе случайных прохожих, ни мусора на улице, ни хоть какой-то черточки повседневного быта, без которого нет реальности. Красивые картинки. Цветные иллюстрации. Но я из детского возраста уже вышел, а роман давно уже прочитал.

Однако хватит жаловаться. Ведь совершенно понятно, что проблема не в телевидении. Если не могут люди что-то живое сделать, то не от недостатка старания и не от того, что мастерства не хватает. Все есть. Проблема в чем-то другом.

Телевидение такое, какое общество. Оно является инструментом пропаганды, насаждает официально признанные ценности, но и само отражает настроения, вкусы, привычки обывателя. Те, что с его же помощью раньше формировались.

Чем больше общество культурно деградирует, тем больше деградирует «ящик». При этом он сам является важнейшим фактором, усугубляющим этот культурный упадок. Обыкновенный порочный круг.

В обществе, где уже даже не зарабатывание, а просто получение денег становится единственным смыслом любой деятельности, понемногу испаряется любой смысл вообще. Становится излишним, неуловимым, недоступным. Обувь делают не для того, чтобы в ней ходить, а чтобы ее можно было продать. Песни поют не для того, чтобы их слушали, а для того чтобы в перерывах между ними размещать рекламу. Игра случайных цифр, не имеющая ни логики, ни цели, а только более или менее понятные примитивные правила, становится нормой жизни. Мы существуем для того, чтобы по команде открывать чемоданчики.

Содержания нет, имиджа вполне достаточно. Смысла нет и не будет.

Видимо, пора привыкать обходиться без всех этих пережитков прошлого.

http://www.vz.ru/print.html?id=35 458


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика