Православие.Ru | Николай Головкин | 26.05.2006 |
Памятник воинской доблести, памятник любви
Десятки монументов с державными орлами на легендарном Бородинском поле, ставшем в России местом особого почитания и поклонения, хранят память о верных сынах Отечества.Но главным памятником поля русской славы стал Спасский монастырь — памятник воинской доблести, памятник любви. Он был основан здесь в 1820 году, спустя восемь лет после битвы, в которой полегли тысячи защитников Отечества. И основала его Маргарита Михайловна Тучкова (урожденная Нарышкина) — Мария Бородинская, вдова одного из героев Бородина — генерал-майора Александра Александровича Тучкова.
По легенде, когда свадебный поезд возвращался из церкви, коляску с новобрачными остановил нищий старец.
— Мария, — сказал он, — возьми посох!
— Ты ошибаешься, отец, — ответила Маргарита, — у меня совсем другое имя!
Но старец настаивал, и новобрачная приняла из его рук странный подарок…
Всего шесть лет семейного счастья! И вот после горького известия Маргарита Михайловна приехала на Бородинское поле. Она бродила по Семеновскому редуту, где без погребения оставались десятки тысяч погибших, прошла 9 верст, но так и не нашла любимого.
Тогда вдова обратилась с просьбой к императору Александру I: разрешить ей возвести храм на месте гибели мужа.
Высочайшее распоряжение последовало. Распродав свои драгоценности, Тучкова построила храм Спаса Нерукотворного. Над символической могилой мужа Маргарита Михайловна поставила белый мраморный крест, а рядом поместила полковую икону Ревельского полка — Нерукотворный образ Спасителя. Вскоре икона Спаса прославилась в окрестностях как чудотворная.
Маргарита Михайловна посвятила жизнь воспитанию сына Николеньки. Но ее ждали новые испытания. Коля умер, не дожив до пятнадцати лет.
И тогда весь смысл ее жизни сосредоточился здесь, на Бородинской земле. Постепенно к ее маленькой сторожке потянулись русские женщины, потерявшие в 1812 году своих любимых.
Так было положено начало Спасо-Бородинской обители. А Маргарита Тучкова стала настоятельницей, приняв постриг с именем Мария.
В ее обители непрестанно поминались в молитвах христолюбивые воины, «за веру, царя и Отечество живот свой положившие».
Святитель Игнатий (Брянчанинов), посетивший в 1847 году Спасо-Бородинский монастырь, поставил этот молитвенный подвиг в один ряд с подвигом ратным: «На Бородинском поле верные сыны России совершили долг свой: твердо и мужественно противостали врагу многочисленному, водимому полководцем гениальным, усеяли поле трупами иноплеменников и трупами своими. Обширное поле сделалось обширным кладбищем.
Теперь на Бородинском поле верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству они принесли себя в жертву к Богу, приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших в сражении сынах России».
В течение двадцати лет ее игуменства в обители появились колокольня, келейные корпуса, великолепный хор. Построила она и великолепный Владимирский собор, до освящения которого уже не дожила.
Честные останки матушки Марии покоятся в церкви Спаса Нерукотворного — в сердце Спасо-Бородинской обители, ее «святая святых». Именно этот храм монастыря первым воспрянул после десятилетий запустения. Именно в нем после возобновления монашеской обители в 1992 году начали совершаться богослужения.
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, которому в 1975 году был передан комплекс разрушающихся монастырских построек, восстановил храмы, кельи, стены.
Община монашествующих возобновила установленную игуменией Марией ежедневную молитву. Лишь раз в неделю тихую монашескую жизнь нарушают молодожены, которые приезжают поклониться этому месту, ставшему символом непреходящей любви.
Для Бога нет ничего невозможного…
11 мая 2006 года перед началом XII конференции «Православные традиции служения Отечеству», организованной Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником, Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московской епархии и Спасо-Бородинским монастырем, память игумении Марии (Тучковой) почтили литией у ее могилы в церкви Спаса Нерукотворного.Конференцию, в работе которой приняли участие священнослужители Московской епархии, окормляющие воинские части российской армии и флота, члены «Общества потомков воинов 1812 года», сестры обители, сотрудники музея, открыли настоятельница Спасо-Бородинского монастыря монахиня Филарета (Гречина) и директор Бородинского музея-заповедника Михаил Романович Черепашенец. Они отметили, что нынешние Чтения памяти игумении Марии, проводимые по традиции накануне дня ее блаженной кончины, в этом году имеют особое значение, ибо посвящаются 225-летию со дня рождения основательницы Спасо-Бородинской обители.
— Матушка Мария, — подчеркнула игумения Филарета (Гречина), — молилась о всех защитниках Отечества. К этому подвигу она долго готовилась. С ней рядом был митрополит Московский Филарет (Дроздов). Игумения Мария на протяжении многих лет вела с ним переписку. Святитель Филарет сумел ей перелить в душу качества своей души. Имея такого духовного отца, и она стала необыкновенной личностью.
Монахиня Филарета особо отметила искреннюю, материнскую любовь, заботу и терпение, с которыми матушка Мария относилась ко вверенным ее попечению сестрам, и призвала всех присутствующих руководствоваться ее личным примером во взаимоотношениях с ближними.
По словам Михаила Романовича Черепашенца, «именно игумения Мария, движимая благородным, добродетельным и в высшей степени духовным стремлением увековечить память о вождях и воинах, живот свой положивших на поле брани за веру, царя и Отечество, заложила основу грандиозного, всемирно-известного мемориала, имя которому — Бородинское поле».
В прозвучавших на конференции докладах говорилось о различных направлениях православного служения Отечеству.
— Традиционные встречи на этой святой земле всех тех, кто чтит память игумении Марии (Тучковой), — подчеркнул благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Вознесенской Свято-Давидовой пустыни архимандрит Роман (Гаврилов), — это пример соработничества сотрудников Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, по чьей инициативе они начались, и сестер обители.
Он обстоятельно рассказал о том, какие традиции подвижнического служения были и возрождаются в женских монастырях Московской епархии.
— И в нашей Московской епархии повсюду наблюдается возрождение церквей, монастырей, — отметил отец Роман. — Это дает Церкви возможность участвовать в укреплении семьи, которая сейчас переживает духовный кризис, и воспитании детей, заниматься социальным служением в домах престарелых и детских домах, помогать малоимущим семьям, окормлять верующих, находящихся в местах лишения свободы.
По его мнению, «монастыри на примере доброго делания их братии и сестер могут, как и в прошлом, помочь ограждению людей от греха, порока, помочь вспомнить заповеди Христовы».
— О том, что традиции монастырей вновь востребованы, — считает отец Роман, — свидетельствует то, что в них стали появляться новые и новые насельники.
Темой выступления заведующей отделом Бородинского музея-заповедника Елены Васильевны Семенищевой стал жизненный подвиг игумении. Е. В. Семенищева на основе архивных документов показала многочисленные трудности, которые преодолела вдова генерала Тучкова Маргарита Михайловна, создавая на месте гибели мужа монашескую обитель. Получение земельного участка, поиск недостающих средств, согласование строительной документации — все это так похоже на те проблемы, которые приходится решать и сегодня в возрождаемых монастырях.
О ранее неизвестной духовной сестре Бородинской подвижницы — игумении Зачатьевского монастыря Апполинарии (Шуваловой) по материалам отдела письменных источников Государственного Исторического музея рассказала младший научный сотрудник его филиала в Новодевичьем монастыре Анна Алексеевна Мастеркова.
Об исторической основе современного подвижнического служения говорилось в докладах члена Общества потомков воинов 1812 года и Историко-родословного общества при Российском дворянском собрании Александра Сергеевича Шуринова («Место женщины в семейно-родовой культуре России начала XIX века») и доктора философии, кандидата военных наук, полковника запаса Владимира Михайловича Курылева («Православные традиции российского воинства»). Полковник Курылев поддержал общее мнение участников конференции, что Церковь и армия должны быть едины.
— Православная вера, — подчеркнул он, — являлась духовной основой суворовской школы воспитания воинов и многочисленных блистательных побед, одержанных Русской армией. Военная мощь, соединенная с духовной высотой, становится необоримой силой, не подверженной никаким политическим авантюрам внутри страны, способной противостоять нападениям извне.
Курылевым была представлена целостная программа духовно-нравственного возрождения нашей армии. Среди практических шагов на этом пути — обеспечение возможности беспрепятственного приобщения воинов к духовному наследию Православия, восстановление института священников армии и флота, упразднение элементов советской символики, имеющей сатанинский смысл, борьбу с «дедовщиной» и другими проявлениями ненависти, возвращение в войска русской военной музыки и песен, оборудование молельных комнат и строительство воинских храмов, совершение молебнов перед всеми важными армейскими событиями, празднование православных праздников и многое другое. Одним словом, работа предстоит очень большая и непростая.
Иерей Константин Татаринцев, настоятель храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, сотрудник Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата, бывший военный летчик, посвятил свое выступление успешному опыту работы православного духовенства в гарнизонах Дальней авиации.
Он показал замечательный фильм, который снял о своих боевых товарищах. В нем есть и кадры, снятые во время посещения военных летчиков Святейшим Патриархом Алексием в связи с 90-летием Дальней авиации. Комментируя этот фильм, священник рассказал и о случае Божией помощи, когда самолет, которым управлял генерал-майор авиации Анатолий Дмитриевич Жихарев — заместитель командующего 37-й воздушной армией, терпел катастрофу и все же благополучно приземлился. Как оказалось, генерал всегда брал с собой в полет копию чудотворной иконы Божией Матери «Благодатное Небо». После этого случая Анатолий Дмитриевич приехал в храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, где эта икона очень почитается, и отец Константин передал несколько ее списков для других экипажей.
Поддержав предполагаемое введение института военного духовенства, отец Константин подчеркнул, что это, в первую очередь, должно помочь армии не дисциплинарными, а воспитательными методами.
Об этом же на примере работы с войсками в Подмосковье говорил иерей Александр Шарапов, секретарь отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московской епархии.
Иеромонах Феофан (Замесов), настоятель храмов Спаса Нерукотворного в усадьбе «Мураново» и Страстной иконы Божией Матери в селе Артемове, рассказал о многолетнем опыте духовного окормления воинов 21-й Софринской бригады Внутренних войск в Чеченской Республике. Батюшка побывал там в командировках уже шесть раз!
Он привел яркие примеры Божией помощи православным воинам нашей армии в Чечне.
В одну из командировок к нему подошли офицеры и рассказали об одном случае такой помощи, который произошел 28 мая, в День пограничника. Из основного расположения их части на заставу отправились три БТРа. Офицеры были свидетелями, как один из БТРов взорвался. Машину разнесло на части, на месте взрыва образовалась огромная воронка. Когда стали осматривать место происшествия, оказалось, что все три члена экипажа живы.
— Когда мы выехали, — рассказал один из солдат, — я произнес: «Господи, помоги!» — и поставил на рулевое управление складень с образами Спасителя, Божией Матери и Николая Чудотворца.
Отец Феофан отметил, что этот случай помог офицерам укрепиться в вере.
— Вот видите, — сказал он им, прощаясь, — для Бога ничего невозможного нет!
А перед другой командировкой один мужчина передал ему целый ящик с Библиями, которые отец Феофан раздавал в Чечне нашим солдатам и офицерам.
Перед отъездом домой у него попросила Библию и женщина-повар в одной офицерской столовой. Священнику очень не хотелось огорчать ее, но он знал, что ящик уже пуст. И все же он заглянул туда. О чудо! Там оказалась последняя книга.
Через какое-то время отец Феофан вновь приехал в Чечню в командировку и встретил ту женщину.
— А у нас, на кухне, был сильный пожар, — рассказала она. — Стены лопнули от жара. А Библия не пострадала…
— Теперь эта реликвия, — сообщил священник, — в нашем храме в усадьбе «Мураново». У нас часто бывают воины из разных частей Подмосковья. Показываю им Библию, и вновь и вновь повторяю: «Для Господа ничего невозможного нет!»
О проблемах и перспективах сотрудничества Вооруженных Сил России и Русской Православной Церкви в современных условиях рассказал в своем выступлении подполковник Сергей Васильевич Прищепа, старший офицер Управления патриотического воспитания и связи с общественностью Главного управления воспитательной работы ВС РФ.
Подполковник Прищепа поделился опытом своего сотрудничества со священниками. Как и другие выступавшие, он отметил, насколько легче решаются многие воспитательные и психологические проблемы, когда в части появляется священник. Но в тоже время подчеркнул, что пока нет законодательной базы, не существует института полковых священников, многое в работе приходских батюшек, сотрудничающих с Армией, зависит от отношения к вере командиров частей.
Однако уже само участие в конференции этого блестящего русского офицера, впитавшего в себя лучшие традиции, которыми на протяжении многих веков славилось наше воинство, говорит о том, что сотрудничество армии и Церкви, несмотря на многие препятствия, переходит от намерений и деклараций к реальности.
О неотложной необходимости тесного сотрудничества Армии и Церкви убедительно и эмоционально высказался на конференции атаман Можайской казачьей станицы генерал-майор запаса Георгий Яковлевич Федосов.
Определяющим в поведении человека, как подчеркивали участники конференции, остается его нравственность, стержнем которой у русских людей всегда была вера в Бога. Во все времена она была для России залогом успешного развития, гарантом мощи державы, обеспечения ее обороны и безопасности. Опыт наших предков в формировании у воинов высокого чувства патриотизма, беззаветного служения Отечеству — надежный ориентир на пути поиска методов воспитания молодежи в современных условиях.
Молитвенно почтили память матушки Марии
12 мая, в день блаженной кончины игумении Марии (Тучковой), во Владимирском соборе обители прошла Божественная литургия, которую возглавил благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни архимандрит Роман.Молитвенно почтить память «матери героев Бородина» собрались потомки героев Бородинской битвы, военные, сестры монастыря, сотрудники музея, жители окрестных сел, паломники.
По окончании литургии архимандрит Роман сердечно поздравил всех присутствующих с памятным днем, поблагодарил за радость молитвенного общения и передал архипастырское благословение митрополита Ювеналия. В своем приветственном слове, обращенном к собравшимся, он кратко рассказал назидательную историю жизни игумении Марии (Тучковой).
Затем архимандрит Роман с сослужившим им духовенством и всеми молящимися проследовал крестным ходом в Спасский храм, где, по установившейся традиции, была совершена панихида у склепа игумении Марии.
Благословение на добрые дела
Во время праздничной трапезы одна из монахинь читала житие матушки Марии. И от всего сердца хотелось, чтобы со временем и создательница этой обители была прославлена в лике святых.Когда хозяева и гости прощались, нынешняя настоятельница монахиня Филарета (Гречина) поблагодарила всех, кто принимал участие в торжествах, пригласила вновь и вновь приезжать в обитель. Особые слова благодарности она выразила православному солдатскому хору инженерных войск «За веру и Отечество» при Свято-Зосимовой высшей духовной певческой школе, который сопровождал своим пением литургию и панихиду, а также порадовал своим выступлением участников конференции.
Радушный прием игумении Филареты, песнопения солдатского хора, встречи и знакомства с людьми неравнодушными, которые возрождают духовные традиции Отечества — все это сделало пребывание в обители игумении Марии незабываемыми.
Матушка Мария и по сей день незримо пребывает на Бородинском поле, остается хозяйкой в Спасо-Бородинском монастыре. И эти майские дни стали своеобразным благословением на добрые дела, завещанные собравшей нас здесь вместе этой удивительной русской женщиной-подвижницей.