Русская линия
Русская линия Александр Колышкин12.11.2007 

Чего нам ждать от Ватикана?
Только взвешенная и твердая позиция РПЦ может заставить Ватикан продолжить свои шаги навстречу Москве


«Неожиданно традиционное» избрание

С избранием на папский престол в апреле 2005 года вместо папы-поляка Иоанна Павла II, придерживавшегося весьма консервативных воззрений, но всегда старавшегося заигрывать с европейскими либералами, немца Бенедикта XVI, многие аналитики заговорили о грядущих переменах в политике Ватикана и окончательной победе в Римской курии так называемого консервативного крыла Католической церкви. При этом, большинство экспертов обращало внимание на то, что с самого начала будущий папа — кардинал Йозеф Ратцингер — сделал весьма характерный жест, избрав себе вполне традиционное для Католической церкви имя Бенедикта XVI и тем самым показав, что во время своего понтификата он намерен придерживаться еще более консервативных, чем это было при Кароле Войтыле, взглядов, свойственных римским первосвященникам до II Ватиканского собора.

Предыдущий папа, носивший имя Бенедикта, — итальянец Джакомо делла Кьеза занимал ватиканский престол с 1914-го по 1922 год, и был известен тем, что в свое время ввел в церковную жизнь «новый» кодекс канонического права, который в 1983 году реформировал Кароль Войтыла. Иоанн Павел II произвел в кодексе Бенедикта XV значительные сокращения и ограничил количество статей с 2412 до 1752, а также резко сократил число причин для отлучения от Католической церкви — с 37 до 7. Папа Бенедикт XV отличался большой дипломатической активностью на европейской арене, выступал против Первой мировой войны и предпринял первые шаги по примирению Ватикана с Итальянским королевством. Кроме того, при нем (что весьма характерно) было уделено особое внимание связям с восточными церквями: в 1917 году он основал Конгрегацию по делам восточных церквей, которая до сих пор курирует католические структуры всех обрядов в Африке, на Ближнем Востоке, Балканах и в постсоветских республиках.

Не удивительно, что избрание папы-немца Бенедикта XVI, который сразу заявил о том, что во время своего понтификата будет продолжать консервативную политику Иоанна Павла II, вызвало бурное негодование у итальянских содомитов, так называемых правозащитников и церковных либералов. Неоднозначную реакцию избрание кардинала Ратцингера вызвало и в целом ряде неевропейских стран. Если в Европе, и особенно в Германии, избрание Бенедикта XVI в основном приветствовали, то в США и Латинской Америке, где проживает около половины всех католиков, надеялись, что римский престол «займет кардинал с более прогрессивными взглядами и идеями». В Африке же многие церковные деятели вообще открыто выразили свое разочарование тем, что главой Ватикана стал немец, а не один из их кандидатов — нигерийский кардинал Фрэнсис Аринзе.

Видимое неудовольствие и настороженность в связи с избранием нового папы высказал и тогдашний глава российских католиков Тадеуш Кондрусевич, который на одной из своих пресс-конференций уверял журналистов, что Католическая церковь в России не занимается прозелитизмом, а стремится лишь окормлять свою паству. Понимая, что политика Ватикана на канонической территории Русской Православной Церкви вскоре может кардинально измениться, он, словно оправдываясь за свою еще совсем недавнюю «польскую агрессивность», заявил, что «мы сегодня не ставим вопроса о создании новых католических структур в России, но церковь должна жить своей нормальной жизнью». «Йозеф Ратцингер, избранный накануне на Римский престол, весьма ортодоксальный христианин, и это сближает его с Русской Православной Церковью», — признал Кондрусевич.

Одним словом, такое «неожиданно традиционное» избрание папы было неприятно многим католическим либералам. Личность кардинала Ратцингера, родившегося в Баварии, всегда стояла особняком в ряду кандидатов в Римские папы. Немец по происхождению и европеец по духу, он долгое время был лидером так называемого консервативного крыла Католической церкви, и к тому же возглавлял Конгрегацию доктрины веры (Инквизицию). До своего избрания на папский престол Йозеф Ратцингер считался главным фаворитом среди других претендентов на папское кресло, но либералы все же не оставляли надежды на иной исход голосования. В последние дни понтификата Иоанна Павла II и в преддверии конклава противники Ратцингера тщетно пытались доказать, что Католической церкви «нужен человек не столь несгибаемых взглядов» и к тому же «более молодой».

Тем не менее, многие аналитики рассматривали новый выбор ватиканского конклава как некий компромисс между либералами и консерваторами, откровенно называя Ратцингера «переходным папой». А один из центральных французских телеканалов прокомментировал избрание Ратцингера в том смысле, что, скорее всего, кардиналы проголосовали за самый короткий понтификат, который не будет иметь никакого кардинального значения. И, действительно, первоначально Бенедикт XVI постарался не принимать никаких резких решений и подтвердил полномочия государственного секретаря Ватикана кардинала Анджело Содано и глав всех конгрегаций Святого престола. В том же духе он следовал и в вопросе беатификации своего покойного предшественника, на которой вопреки канонам Католической церкви настаивали соратники папы-поляка. Однако, вскоре ситуация стала меняться.

Консерватор на троне

Первое время церковные либералы еще надеялись на «чудо». Практически сразу после избрания Бенедикта XVI руководители более ста католических организаций Испании, собравшиеся на встречу в Мадриде, призвали нового папу «ради блага церкви проводить курс, отличающийся от того, который проводил Иоанн Павел II». Они заявили, что «своей политикой покойный понтифик вызвал кризис в широких кругах христианства», поскольку «отказался от курса на обновление и демократизацию церкви, на приближение ее к массам простых верующих». При этом выступавшие особо подчеркивали, что «Иоанн Павел II имел большую притягательную силу и мог набирать полные стадионы во время своих выступлений, но из-за его политики церкви Испании опустели».

Однако чаемого ими «чуда» не произошло. В ответ на это Бенедикт XVI произнес свою первую проповедь, в которой четко обозначил свои приоритеты. При этом он дал понять, что во внутренней жизни церкви Ватикан не собирается отказываться от политики Иоанна Павла II, и отметил, что в своей деятельности он считает первостепенной задачей работу «по восстановлению полного и очевидного единства всех последователей Христа». Бенедикт XVI подчеркнул, что «сознает, что для этого не достаточно одного проявления добрых чувств». Он также напомнил о христианских корнях Европы, от которых «никто не может отказываться». При этом глава Ватикана заявил, что желает служить примирению и гармонии между людьми и народами, поскольку «великое достояние, которым является мир, нуждается в защите и в строительстве всеобщими усилиями».

А чтобы ни у кого не возникло никаких иллюзий о возможности изменения консервативного курса, преобладавшего во внутренней политике Ватикана в понтификат Иоанна-Павла II, Бенедикт XVI пошел навстречу бывшему окружению Кароля Войтылы и объявил о начале процедуры беатификации почившего папы. Причем сделал он это во время встречи с римским клиром в столичном соборе Сан-Джованни-ин-Латерано, на которой присутствовал и префект конгрегации по делам канонизации кардинал Жозе Сарайва Мартинш. Таким образом, Бенедикт XVI не стал дожидаться пока истекут пять лет со дня кончины Иоанна Павла II, необходимые для начала канонического процесса беатификации, показав тем самым решимость в отстаивании своих взглядов на внутрицерковные проблемы.

Окончательно же ожидания либералов были развеяны уже в декабре 2005 года, когда в Риме собрался Синод католических епископов. Этот особый совещательный орган при Римском папе собирается обычно раз в три года и является одним из высших совещательных институтов в Ватикане. На этот раз для участия в нем были приглашены 250 епископов со всего мира. Помимо обмена мнением по общим и частным вопросам церковного устройства, в собрании католического епископата было устроено тайное голосование по наиболее важным проблемам жизни католиков. В результате, по всем дискутируемым вопросам нравственной жизни Синод епископов высказался за сохранение традиционных ценностей Католической церкви и неукоснительное следование прежним постановлениям Римских пап.

Согласно решению Синода, позиция церкви о безбрачии католического духовенства не пересматривалась и осталась неизменной. Несмотря на острый недостаток священнослужителей и предложения разрешить католическим священникам вступать в брак или рукополагать в иереи уже состоящих в браке мирян, подавляющее большинство участников Синода высказались за необходимость неуклонно следовать правилам целибата. Не изменилось отношение католических прелатов и ко вторым бракам верующих. Вступивших в повторный брак без церковного благословения было рекомендовано не допускать до Причастия. Аналогичные рекомендации, выдержанные в традиционном для католицизма духе, были даны собравшимися епископами и по другим нравственным вопросам.

Таким образом, избрание кардинала Ратцингера главой Католической церкви фактически означало, что о радикальных реформах в Католической церкви (таких как отмена целибата, ослабление запрета на использование контрацептивов, смягчение позиции Католической церкви в вопросе о так называемых «однополых браках» и абортах) можно было забыть. Более того, недавнее разрешение католическим священникам служить Тридентинскую мессу, и едва ли не открытые переговоры с так называемыми «католиками-старообрядцами» (сторонниками отлученного от церкви традиционалиста архиепископа Марселя Лефевра), порвавших с Ватиканом после введения либеральных новшеств II Ватиканского собора, говорит о том, что Бенедикт XVI придерживается в своей деятельности исключительно консервативных принципов и вряд ли остановится на достигнутом.

Кадры решают все

Но для того, чтобы проводить свою политику, папе нужны были проверенные люди. И 13 мая 2005 Бенедикт XVI назначает своим преемником на посту префекта Конгрегации доктрины веры американского консерватора кардинала Уильяма Джозефа Леваду. Среди причин, побудивших папу сделать такой выбор, был, безусловно, предыдущий опыт совместной работы в этой структуре и роль Левады как главного редактора Катехизиса католической церкви. 17 августа 2005 Левада официально покинул пост архиепископа Сан-Франциско, а уже 24 марта 2006 был назван в числе 15 кардиналов первой консистории Бенедикта XVI. Это назначение было вполне предсказуемо, принимая во внимание значение поста, который он отныне занимал. Кардинал Левада стал кардиналом-дьяконом церкви св. Марии в Домнике, а также председателем Международной теологической и Папской библейской комиссий.

11 марта 2006 года папа Римский объявил о начале осуществления реформы центрального административного аппарата Католической церкви — Римской курии. В этот день в Ватикане было объявлено о том, что председатель Папского совета «Справедливость и мир» итальянский кардинал Ренато Раффаэле Мартино назначен новым главой Папского совета по делам мигрантов и перемещенных лиц. Одновременно папа назначил председателя Папского совета по культуре француза Поля Пупара руководителем Папского совета по межрелигиозному диалогу (совсем недавно должность главы Папского совета по культуре занял итальянский священник Джанфранко Равази). Новые назначения двух высокопоставленных ватиканских иерархов, которые сохранили за собой прежние посты, фактически означали, что вместо существовавших четырех Папских советов отныне в Ватикане будут действовать два.

Заметно пошатнулись с приходом Бенедикта XVI и позиции прелатов-поляков, занимавших при Иоанне Павле II практически все ключевые посты и игравших важную роль в политике Ватикана на постсоветском пространстве. В июне 2006 года папа назначил архиепископа Генуи итальянского кардинала Тарчизио Бертоне новым государственным секретарем Ватикана. Кардинал Бертоне был давно близок к нынешнему понтифику, и его назначение расценивалось экспертами, как начало расстановки Бенедиктом XVI «своих людей» в Римской курии. Незадолго до официального вступления в должность, Бертоне заявил, что намерен реформировать курию, сделав ее менее громоздкой. Римская курия, как заявил кардинал, чрезвычайно разбухла за последние двадцать лет, с последней реформы, проведенной Иоанном Павлом II.

Чуть позже в должность второго личного секретаря Бенедикта XVI вступил мальтиец Альфред Шуэреб, который сменил на этом посту близкого помощника Кароля Войтылы, поляка Мечислава Мокжицкого. Мокжицкий в 1996—2005 годах был вторым личным секретарем своего соотечественника Иоанна Павла II, а последние два года исполнял те же обязанности при Бенедикте XVI. Бывший секретарь Кароля Войтылы поляк Мокжицкий в июле сего года был назначен архиепископом-коадъютором Львовской епархии латинского обряда на Украине. Первым личным секретарем папы Войтылы был другой польский священник — Станислав Дзивиш, ныне кардинал-архиепископ Краковский. Вскоре после кончины Иоанна Павла II место первого папского секретаря занял немецкий прелат Георг Генсвайн.

В апреле 2007 года Бенедикт XVI назначил госсекретаря Ватикана кардинала Бертоне еще и камерленго Католической церкви. В период вакантного папского престола камерленго является одновременно временно исполняющим обязанности местоблюстителя Святого престола и суверенного главы города-государства Ватикан, который организует выборы нового папы. Таким образом, посты государственного секретаря Ватикана и камерленго находятся теперь в одних руках, чего не случалось в Католической церкви уже много лет. Это назначение, само собой, еще больше усилило позиции кардинала Бертоне, который и без того, по должности, являлся в Ватикане вторым лицом после папы Римского. Наряду с деканом Коллегии кардиналов (который председательствует во время конклава) это в настоящее время один из самых влиятельных кардиналов Католической церкви.

Обязанности руководителя Министерства иностранных дел Ватикана Бенедикт XVI доверил архиепископу-французу Доминику Франсуа Жозеф Мамберти?, который 15 сентября 2006 был назначен секретарем по отношениям с государствами Госсекретариата Ватикана. На этой должности он сменил итальянца Джованни Лайоло, которого папа назначил председателем Папской комиссии по делам государства-града Ватикан и губернатором государства-града Ватикан. В должности префекта Конгрегации богослужения и дисциплины таинств Бенедикт XVI оставил одного из ближайших советников Иоанна Павла II, известного своими строгими консервативными взглядами, нигерийского кардинала Фрэнсиса Аринзе. А место префекта Конгрегации по делам восточных церквей занял аргентинец Леонардо Сандри.

Однако, на этом преобразования Бенедикта XVI не закончились. 22 февраля 2006 года он заявил о том, что собирается ввести в Священную коллегию кардиналов, которая избирает нового папу, 15 новых членов. Среди тех, кому было определено стать членами Священной коллегии оказалось 6 архиепископов — высокопоставленных сотрудников Римской курии: префект Конгрегации церквей восточного обряда аргентинец Леонардо Сандри, губернатор города-государства Ватикан итальянец Джованни Лайоло, президент папского совета «Единое сердце» немец Пауль-Йозеф Кордес, архипресвитер Ватиканской базилики св. Петра итальянец Анджело Комастри, президент Папского совета по делам мирян поляк Станислав Рылко и архивариус и библиотекарь Святой Римской церкви итальянец Раффаэле Фарина. В Коллегию были также введены пятеро прелатов, возглавляющих крупные европейские кафедры, и двое кардиналов-американцев.

Реформы Бенедикта XVI, по мнению некоторых экспертов, были направлены, в первую очередь, на устранение определенных «ошибок», имевших место в годы правления Иоанна Павла II. Вообще, личность Кароля Войтылы стоит совершенным особняком в ряду Римских пап. Избранный в 1978 году 264-м папой Иоанн Павел II стал впервые за последние 455 лет первым не-итальянцем на папском престоле (Адриан VI, ставший папой в 1523, был голландцем по рождению). Кроме того, он был одним из самых молодых понтификов и первым папой-поляком, деятельность которого, подчас, была весьма нетрадиционной для Ватикана. C другой стороны, Бенедикт XVI еще до своего избрания являлся общепризнанным лидером традиционалистов. Поэтому, не исключено, что он, как общепризнанный глава ватиканских консерваторов, хочет, что называется, вернуть всё на круги своя и не желает, чтобы Ватикан сотрясали очередные «новшества», сторонником или носителем которых может оказаться очередной «папа-неитальянец».

Ватикан и РПЦ: от суровых заморозков к оттепели

Столь существенные перемены во внутренней жизни Ватикана и кадровом составе Римской курии далеко не сразу отразились на политике Католической церкви на постсоветском пространстве. С самого начала в Русской Православной Церкви надеялись, что с вступлением на Римский престол вместо папы-поляка немца Бенедикта XVI, Ватикан, наконец-то, прислушается к голосу православных и прекратит агрессивную политику прозелитизма в России, на Украине и целом ряде других канонических территорий РПЦ. «Искренне надеюсь, что избранный папа Бенедикт XVI сделает все от него зависящее для улучшения отношений с Русской Православной Церковью», — заявил по этому поводу в интервью газете «Известия» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сразу после избрания нового папы. При этом многие эксперты обращали внимание на то, что новый папа — немец, а, следовательно, в политике Ватикана должны произойти неминуемые перемены, ведь «немец — это все же не поляк, который традиционно испытывает недружественные чувства к России».

Особую силу этим надеждам придала и скорая встреча главы Ватикана с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, в ходе которой Бенедикт XVI выразил готовность преодолевать трудности в православно-католических отношениях и согласился с тем, что «существует необходимость для двух Церквей развивать сотрудничество, отстаивая общие христианские ценности в жизни современной Европы». Беседа митрополита Кирилла и папы состоялась в Апостолическом дворце 25 апреля 2005 года и была первой встречей нового главы Ватикана с представителем РПЦ. В ходе встречи, по словам митрополита Кирилла, Бенедикт XVI «особо отметил важное значение богословской и литургической традиции православного Востока и выразил свое уважение к миссии и пастырскому служению Русской Православной Церкви».

Тем не менее, заложенные Иоанном Павлом II «традиции» еще долго оставались незыблемыми. Уже 18 мая 2005 года Бенедикт XVI принял главу российских католиков, польского прелата Тадеуша Кондрусевича, который в своей обычной бесцеремонной манере выразил надежду, что вскоре сможет приветствовать нового главу Римско-католической церкви в Москве. А председатель Папского совета по содействию христианскому единству, известный ватиканский либерал Вальтер Каспер, находясь в июне 2005 года с рабочей поездкой в России, откровенно заявил, что Ватикан не планирует предпринимать кардинальных шагов в диалоге с Русской Православной Церковью, а будет идти к взаимопониманию «маленькими шажками». «Я здесь для того, чтобы повторить уже озвученные нашей стороной предложения. Но не только мы должны делать шаги, диалог — всегда обоюдное дело, в котором участвуют обе стороны», — заявил кардинал в интервью российской католической газете «Свет Евангелия».

Однако, начало такого диалога вскоре оказалось заморожено. 22 июня 2005 года на встрече с митрополитом Кириллом кардинал Каспер сообщил о том, что Ватикан намерен поддержать решение Украинской греко-католической церкви о перенесении кафедры главы униатов из Львова в Киев. Это, в свою очередь, вызвало резкий протест Русской Православной Церкви. В Москве расценили такие односторонние действия униатов и их поддержку со стороны Ватикана как акт агрессии по отношению к православным на Украине и «шаг назад в православно-католических отношениях». Накануне переноса униатской кафедры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду на «взвешенный и разумный подход со стороны Римско-католической церкви», а митрополит Киевский и всея Украины Владимир направил папе Бенедикту XVI обращение с призывом отменить декрет, подписанный его предшественником. Однако Бенедикт XVI оставил эти призывы без ответа.

Будучи, по всей видимости, убежден своим окружением в том, что с помощью «политики давления» и «односторонних мер» на постсоветском пространстве можно добиться гораздо больших результатов, чем при уважительном и конструктивном диалоге со священноначалием Русской Православной Церкви, папа решил не предпринимать резких шагов и сохранил агрессивный курс Кароля Войтылы. В результате все это выразилось в том, что прозелитская деятельность католиков на канонической территории Русской Православной Церкви не только не прекратилась, но еще и усилилась. В сентябре 2005 года Ватикан заявил о том, что планирует углублять сотрудничество с Азербайджаном, и примет непосредственное участие в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Между тем, в это самое время в Азербайджане с миротворческой миссией находился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в сентябре 2005 года совершил свой второй визит в Баку.

Уже в следующем месяце тревожные новости пришли с Украины. В ноябре 2005 года украинские греко-католики, не удовлетворившиеся переносом своей кафедры в Киев, нахально потребовали от украинских властей передать им православный собор Святой Софии, а вскоре стали энергично настаивать на учреждении на Украине униатского патриархата. Масла в огонь добавил и главный застрельщик католического прозелитизма в России глава российских католиков, польский прелат Тадеуш Кондрусевич, выступивший за несколько месяцев до этого против преподавания в российских школах ОПК и заявивший о необходимости присутствия представителей «других религий» (читай, католицизма) в Межрелигиозном совете России. И все это под звуки «миролюбивых» заявлений председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера, который неустанно подчеркивал, что в православно-католических отношениях «тает лед», и хотя у Ватикана и Москвы пока «к сожалению, разное представление о прозелитизме», встреча папы и Патриарха не за горами.

Конечно, подобные бесцеремонные выходки не могли остаться без внимания со стороны Предстоятеля Русской Православной Церкви, и когда в российскую столицу прибыл глава Папского совета «Справедливость и мир» Ренато Мартино Святейший Патриарх Алексий не смог принять кардинала, «по техническим причинам» отменив намеченную с ним встречу. Вместо этого высокопоставленного прелата принял председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который обсудив с Мартино пути практического взаимодействия РПЦ и Ватикана в деле отстаивания и проповеди традиционных христианских ценностей, разъяснил ему позицию Русской Церкви по поводу возможной встречи Святейшего Патриарха Алексия и Бенедикта XVI. «Мы приветствуем заявления нового понтифика о необходимости продолжения диалога. Надеемся, что за этим последуют и действия. К сожалению, пока в России, Украине, Белоруссии, Казахстане продолжается практика прозелитизма», — заявил в интервью Би-Би-Си Святейший Патриарх Алексий II.

Одним словом, за два года понтификата Бенедикта XVI отношения Русской Православной Церкви и Папского престола были самые разные, но постепенно они все же двигались к «оттепели». За это время митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл несколько раз встречался с папой Римским, не единожды Бенедикт XVI беседовал с главой российских католиков Тадеушем Кондрусевичем. 13 марта 2007 года папу приветствовал Президент России Владимир Путин, который посетил Ватикан с официальным визитом. Говоря о своей встрече с Бенедиктом XVI, В. Путин сообщил, что у них состоялся «обширный диалог, касающийся в основном проблем международного характера». В ходе беседы с папой Президент также заявил, что российские власти намерены оказать содействие развитию диалога между Русской Православной Церковью и Римско-католической церковью. Однако, до последнего времени напряженность в православно-католических отношениях сохранялась. Пока, наконец, Ватикан не предпринял ряд конкретных шагов навстречу РПЦ.

21 сентября 2007 года папа Римский освободил от своей должности главу российских католиков Тадеуша Кондрусевича, который решением Бендикта XVI был переведен на вакантную Минско-Могилевскую архиепархию в Белоруссии. На кафедру в Москве был назначен 47-летний итальянский священник Паоло Пецци, который до этого являлся ректором католической высшей духовной семинарии «Мария — Царица Апостолов» в Петербурге. В связи с этим в Русской Церкви уже заявили, что смена руководства католической епархии в Москве может стать признаком некоторых изменений политики Римского престола в отношении России. «Очевидно, что от периода, который можно было бы охарактеризовать как суровые заморозки, мы перешли к периоду оттепели», — заявил 30 октября председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл. По его словам, сегодня обе Церкви все больше понимают, что являются союзницами по очень многим волнующим человечество вопросам, и от осознания этого факта строится «определенная система солидарности» в их отношениях — на уровне международных организаций и диалога со светским миром.

Чего нам ждать от Ватикана?

Действительно, недавний перевод Тадеуша Кондрусевича на Минско-Могилевскую кафедру, хоть и является внутренним делом Ватикана, однако говорит о том, что в диалоге с Русской Православной Церковью католики, наконец, стали учитывать пожелания нашего священноначалия. И это, безусловно, хороший знак. Не секрет, что смещения Кондрусевича в Русской Церкви ждали почти 10 лет, однако в Ватикане не хотели идти навстречу православным, лишний раз подчеркивая, что олицетворением католицизма в России является именно этот польский прелат.

Политика Кондрусевича долгое время являлась одной из главных причин напряженности в православно-католических отношениях. Именно его решения, направленные на развитие агрессивного польского прозелитизма в России, стали основной причиной того, что в деятельность католиков вынуждены были вмешаться даже российские власти, которые административными методами положили предел особенно грубым действиям ватиканских представителей, касающихся государственных границ и безопасности Российского государства.

Еще до того, как в Москве разразился скандал в связи с высылкой из России некоторых «особо активных» католических прелатов, Кондрусевичу фактически запретили появляться в Кремле. С кем только не встречался за время своего президентства Владимир Путин, однако лидера российских католиков он видеть явно не хотел. Крайне редко общался с Кондрусевичем и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, и когда неожиданно для многих в ноябре 2006 года такая встреча все же состоялась, в сообщении Информационной службы ОВЦС МП нарочито подчеркивалось, что «митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял главу католической епархии Божией Матери в Москве архиепископа Тадеуша Кондрусевича по его просьбе». При этом весьма характерно, что нового лидера российских католиков Паоло Пецци митрополит Кирилл принял уже через несколько дней после его назначения.

Таким образом, время кондрусевичей на Руси, похоже, закончилось. Теперь священноначалию Русской Православной Церкви предстоит строить свои отношения с «традиционными католиками» — итальянцами и немцами, которые не питают к России никакой особой ненависти, и уж тем более далеки от политики прозелитизма, как, скажем, все те же поляки. Сегодня в России есть вполне оправданные надежды на то, что новый католический епископ, чья хиротония состоялась 27 октября, будет в большей мере содействовать преодолению тех трудностей, которые существуют между Ватиканом и РПЦ. Однако надеяться на то, что само по себе назначение на московскую кафедру прелата-итальянца тут же изменит все в лучшую сторону, несколько наивно.

Консервативная политика, которой придерживается Бенедикт XVI, с одной стороны толкает католиков к сотрудничеству с Русской Православной Церковью ради отстаивания общих нравственных ценностей и борьбы с секулярными тенденциями в Европе, с другой — заставляет смотреть на православие как некое отклонение от «истинной веры». И поэтому конструктивный диалог католиков и православных, по справедливому выражению протоиерея Владислава Свешникова, будет возможен и полезен только при условии, если он «никоим образом не будет касаться догматических вопросов». В противном случае нас ждет очередная никому ненужная конфронтация.

Не стоит переоценивать возможности Ватикана и на униатском направлении. Конечно, совсем неплохо, если бы папа Бенедикт XVI, вслед за своими предшественниками, еще раз признал, что уния — это порочная практика воссоединения Церквей (которая к тому же показала свою полную историческую несостоятельность). Однако, всерьез думать о том, что Ватикан реально способен повлиять на деятельность украинских униатов, которые уже давно ведут свою самостоятельную политику и являются фактически отдельной религией, было бы крайне необдуманно. Здесь мы, скорее всего, вправе ожидать от Ватикана только ясного отказа от политики всемерного поощрения прозелитизма, как это было при Иоанне Павле II, и сдержанности в отношении униатов.

Очевидно, что только взвешенная и твердая позиция Русской Православной Церкви, которой она придерживалась в последние годы в отношении этих «болезненных проблем», может заставить Ватикан продолжить свои шаги навстречу Москве. И в этом ключе, было бы совсем неудивительно, если бы все эти изменения привели, в конце концов, к упорядочиванию наших отношений настолько, что станет возможной и встреча предстоятелей наших Церквей. О чем, кстати, неоднократно заявлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Первый шаг в этом направлении уже сделан, последуют ли другие покажет время.
Александр Колышкин, заместитель главного редактора Русской линии

https://rusk.ru/st.php?idar=174158

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Олегк    26.11.2007 21:29
Неслучайно Златоуст запрещал им принимать священный сан. Запрещал? Какими словами? Это интересно. Яблоков, уважьте, дайте ссылку. Буду весьма благодарен. Вы написал такой серьезный пост, что ссылка просто необходима.
  филоортодокс    26.11.2007 16:11
Подтверждение опасений по поводу унии Константинополя и Рима.
Нет никаких догматических разногласий -единственная проблема -"поделить портфели" :
СОФИЯ. Константинопольский Патриарх Варфоломей I во время официального визита в Болгарию, который он совершил по приглашению Священного Синода Болгарской Православной Церкви, дал интервью болгарскому государственному телевидению. В нем Патриарх прокомментировал итоги православно-католической встречи в Равенне и принятый на ней заключительный документ.

В частности, касаясь вопроса о первенстве Римского епископа, Патриарх Варфоломей заявил: «Все мы, православные… убеждены, что в первом тысячелетии существования Церкви, во времена неразделенной Церкви, было признано первенство епископа Рима — Папы. Однако, первенство это было почетным, в любви, не являясь юридическим главенством надо всей Христианской Церковью. Иными словами, согласно нашему богословию, это первенство – человеческого порядка, оно было установлено из-за необходимости для Церквей иметь главу и координационный центр». Это первенство не относится к божественному праву, данному Христом святому апостолу Петру и переданному им всем епископам Рима. Такое понимание первенства Римского епископа христианский Восток никогда не разделял. В настоящее время диалог между православным миром и католичеством сосредоточен на том, каково место Римского Папы в структуре всей Христианской Церкви – какова его роль, власть и полномочия. «Мы, православные, – продолжил Патриарх Варфоломей, – готовы принять первенство Рима в том виде, в каком оно было истолковано и применено… в первом тысячелетии».

Патриарх Константинопольский заметил также, что до раскола Церковь Константинополя была второй после Римской кафедры. После раскола первенство в православном мире закрепилось за Константинопольской Церковью. «Если мы, с помощью Божьей, придем к согласию с Католической Церковью в том, что касается значения термина «первенство», каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место, то, какое он занимал до раскола», – сказал Патриарх Варфоломей I.
Ватиканское Радио/Аgnus/Седмица.Ru

К счастью наша Церковь говорит:
МОСКВА. Тема встречи Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси в данный момент неактуальна и лишь искусственно поддерживается журналистами, считают в Русской Православной Церкви.
"Те заявления, которые делают представители Ватикана для прессы, это их отношения с прессой, а не их отношения с православными. У нас имеется прямой контакт с ними. Если они хотят что-то сказать, то они говорят нам это прямо. Мы не нуждаемся в таких инструментах, чтобы донести друг до друга какие-то сигналы", – заявил 26 ноября глава секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Игорь Выжанов.
Так он прокомментировал заявление президента Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера. На днях В.Каспер отметил, что "возможная историческая встреча Бенедикта XVI и Алексия II поможет улучшить отношения между православными и католиками", но не уточнил, когда такая встреча может состояться.

Помоги нам Бог!
  филоортодокс    26.11.2007 12:32
По сути дела , то что мы между собой называем "обновленчеством " на самом деле -скрытое насаждение латинских обрядов , которое ведется не какими то марсианами -обновленцами , взявшимися неизвестно откуда , а тайными латинами действующими под видом православных пастырей .
Заметьте:
1. Сокращение службы – чистое латинство .
2. Пассия -латинство
3. Все т.н. обновленцы не считают латинскую веру еретической, говорят о необходимости объединения , почитают нынешних пап(Кочетков , кредо вру)
4. Перевод богослужения на мирской язык-давным давно осуществлен латинами .
5. Также обновленцы за то , чтобы убрать иконостас , отделяющий алтарь от молящихся , что опять же чистое латинство.
6. В синодальный период навязали изучение латинского языка во всех духовных и светских учебных заведениях . Вопрос : зачем ? Греческий язык -ясно , это язык родственной Греческой Православной Церкви , язык Библии, Святых Отцов . Мертвый для русских православных людей латинский язык был навязан прозападными властями и проуниатским южнорусскими священнослужителями для принятия унии с Римом всей Руси и перевода богослужений с церковнославянского и греческого на латинский , что бы иметь для этого знающих латинский язык священников . Господь не допустил осквернения нашей Церкви и спас ее от тайных униатов.
Но они и до сих пор ведут по руководством Ватикана свою деятельность по разрушению Православия и подчиения Православной Церкви Риму.
Спаси нас Господь от этого!
Братия , будьте бдительны и называйте зло своим именем . Нет обновленчества -есть латинство и униатство. Вот чего нужно ожидать от Ватикана и чему сопротивляться нам во главе со Святейшим Патриархом Алексием. Помоги нам в этом Бог!
  Провинциал    26.11.2007 11:34
Вспоминаю праздничную службу архимандрита Поликарпа. Старенький батюшка вел ее истово и неутомимо, пот стекал по его лицу. Видя это, было стыдно сочувствовать своим немощам, усталости. Но он понимал наше состояние длинной службы. Постоянно обращался: "Миленькие, потерпите! Сейчас могут присесть, кому тяжело." Прочитав на церковно-славянском что-то важное: "Послушайте это на русском, это очень важно!" Все было строго, по чину, и радостно!
Чего же нам немощным не хватает? Внимать по интернету службу на диване?
Устоявший порядок правилен и вполне достаточен. Ничего менять не нужно, кроме восстановления попранного.
  филоортодокс    25.11.2007 22:05
Брат,простите, не знаю как Вас по батюшке величать .
Безусловно никакого обновленчества я на дух не приемлю.
Но в современной практике жизни Церкви уже много неправославного и нововведенного . Например- мирское страстное пение взамен знаменного русского , латинский чин пасии привнесенный в синодальный период , этой службы нет ни в одной поместной Православной Церкви , но есть у еретиков -папистов , опущение 33 псалма в конце службы , одновременная исповедь и Литургия , что приводит часто в праздники к тому , что человек стоит с говеющими в притворе храма, ожидая исповеди , а затем фактически пропустив слкжбу подходит уже к Чаше , что не одобрялось митрополитом Вениамином (Федченковым) в его книге о богослужении .
Это нужно бережно поправлять и приводить в соответствие с канонами , заповеданными нам Святыми Отцами Церкви.
И , конечно , упаси Бог менять язык богослужения , вводить ежедневное Причащение для всех подряд без разбора.
  Качурин И.    25.11.2007 14:21
Прот. Александру Белому.
Простите, батюшка, и благословите.
  протоиерей Александр Белый    25.11.2007 09:05
Качурину И.
Простите, редко бываю на форуме, поэтому не знаю Вашего Имени.
Хочу Вам засвидетельствовать, что полностью согласен с возмущением, высказанным некогда митрополитом Петром. Может быть за исключением пункта 12, (пока еще не разобрался). Более того, добавил бы еще порочную практику исповеди во время литургии. Для принятия причастия необходимо учавствовать во всем суточном круге богослужения. Что-то можно вычитать дома, но на вечернем богослужении надо быть в храме. Там, где исповедь совершается с вечера, прихожане приучаются к вечерним службам. Там, где исповедь происходит во время литургии, прихожане не редко пропускают вечернее богослужение. Работа здесь не всегда может быть оправданием, потому что причащаемся ведь не каждый день, но если уж собрался, то приготовся по совести.
Что касается частоты участия в таинстве причастия и того, что должно входить в понятие говения перед этим, – это вопросы, которые решаются в частном порядке с каждым прихожанином. Беда в том, что некоторые послабления, которые вполне допустимы в конкретных случаях, пытаются возвести в общую норму.
Я служу в сане без малого 20 лет и практически не встречал трудностей связанных с тем, что богослужение совершается на церковнославянском языке. Эта проблема надуманна. Некоторые слова можно поменять, об этом говорил еще Феофан Затворник (например "выну", "поглумлюся", "злачный"), но язык просто идеален для службы и для чтения священного писания. Не оценить красоту нашего служебного языка может только черствая душа.
С другой стороны, мне кажется, что Вы недопустимо грубо высказываетесь о служителях в сущем сане. (см. последние два предложения в посте 24.11.07 23:51
  Качурин И.    24.11.2007 23:51
Игорь Викторович.
Полностью поддерживаю Вас в борьбе против церковного либерализма и обновленчества.

"С некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример можно указать:
1) Совершение литургии при открытых вратах с устройством торжественой встречи и облачениями среди храма.
2) Опущение молений об оглашеных на литургии.
3) Чтение Евангелия лицом к народу.
4) Употребление неположенных обращений к молящимся перед чтением Евангелия ("Христос с нами" и др.).
5) Совершение всенощного бдения среди храма, нередко с кафедры.
6) Совершение всенощного бдения под 13 сентября по пасхальному чину.
7) Совершение литургии Иоанна Златоуста Великим Постом в дни, не положенные по Уставу.
8) Совершение утрени Вел.Пятницы (Страсти Господни) в посты Успенский и др.
9) Совершение пассий не по Уставу и в необычное время.
10) Запоздалое совершение так называемого чина погребения Богоматери (позднее 16 августа).
11) Совершение вечерни в Великую Пятницу не в установленное Уставом время (не в 3 часа пополудне, а позднее).
12) Совершение всенощной под Вел.Субботу с обнесением плащаницы вокруг храма.
13) Введение в богослужебную практику русского языка.
14) Употребление произвольных возгласов и молитв.
15) Произвольное сокращение и изменение богослужебного последования в ущерб молитвенному и праздничному содержанию (выпуски стихир, канонов, антифонов. в которых картинно и живо изображается Царство Божие, богоугодная жизнь святых, высокая и неизменная радость о Господе даже среди скорбей, – в результате чего остаются только обломки церковного последования). И т.п.
Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике… и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям."
Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский) 14 сентября 1925 г.

Вот наши святые. Как бережно они относились к богослужению! И они нам пример. Они сохранили Веру. Кровью своей запечатлели верность Христу и Его Церкви. А картавых "учителей" мы попросим выйти вон. Мещериновы и Уминские нам не указ.
  М.Яблоков    24.11.2007 23:17
Горожанину И.
А смысл, Ваня. в том, что сионская кровь им покоя не дает. Зов крови – страшная вещь! Конечно, жалко их. Но что поделаешь? Самый большой грех, который был совершен человечеством за весь период своего существования – это Богоубийство. Ни грех Адама, ни беззакония антихриста не сравнятся с Богоубийством (по слову Златоуста). Голгофа -мерило праведное. Как же тут не возникнуть родовому греху (дегенерации). Крещеным евреям очень трудно. Помоги им Бог. Ломать, разрушать, изменять – это в их крови. Им труднее, чем нам, бороться с падшим естеством. Неслучайно Златоуст запрещал им принимать священный сан. Слишком много искушений от них. С воскресением Христовым тебя, дорогой!
  Алексей Филонов    24.11.2007 23:10
Дорогой господин Вязовченко, успокойтесь, ни я, ни, надеюсь, филоортодокс, никакого тайного знания не открывали и с обновленцами ничего общего иметь не собираемся. Вопрос о частоте причащения существует ровно столько. сколько существует сама Церковь. Вот, собственно, и всё. Вы со своим духовником вправе определить свой духовный путь, но не надо грубо вмешиваться в духовную жизнь других людей. "Всякий своему Господу стоит или падает".

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Сколько стоит заказать поминки в кафе - смотри тут.