РИА Новости | Протоиерей Максим Козлов, Алексей Светозарский | 24.05.2006 |
Ответы на вопросы
1. Захаров Петр, Москва: Повлечет ли объединение отказ РПЦ от либерализма и возвращение к большей традиционности в Православии?
2. Варвара Порфирьева, Суздаль: Насколько период правления Сергия был препятствием к воссоединению РПЦ МП и Русской Зарубежной Церкви?
Алексей Светозарский: Полагаю, что здесь следует несколько скорректировать сам вопрос, поскольку имеется в виду, вероятно, период правления митрополита, впоследствии патриарха Сергия, который как раз и является отправной точкой процесса разделения. Мне кажется, что характеризовать этот период следует с точки зрения тех политических реалий, которые существовали тогда, и не относить это всецело к личности патриарха Сергия. К личности патриарха Сергия наши зарубежные патриархи относились с уважением, но не принимали его политической, или лучше сказать, церковно-политической позиции. Если более конкретно, с большим уважением к митрополиту Сергию в публичной печати отзывался митрополит Антоний (Храповицкий), первый иерарх РПЦ.
Протоиерей Максим Козлов: Если формулировать вышесказанное одной фразой, мы не согласимся со знаком равенства, который долгое время в зарубежной церкви хотели ставить между понятиями «сергианства» и «сервилизма». Масштабы личности и в каком-то смысле масштабы трагедии патриарха Сергия бесконечно превосходят логику приспособленцев к существовавшим тоталитарным режимам. Причем важно указать, что эти приспособленцы были как на территории СССР, так и на территории национал-социалистической Германии, и на территории нынешних демократических США.
3. Чубарев Анатолий, Пермь: Воссоединение церквей, когда одна из них объединятся с другой на основе самостоятельности, — это нечто новое или это уже опробованная практика, как, например, с единой Поместной Русской Церковью на Украине? Спасибо.
Протоиерей Максим Козлов: Статус РПЦЗ как части в единой русской Церкви в чем-то будет похож на статус Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Имеем в виду здесь глубокую внутреннюю автономию и невмешательство в повседневную церковную жизнь со стороны руководящих органов РПЦ МП. С другой стороны, в ней будут особенности, при этом особенности беспрецендентные. Происходящие из того, что приходы РПЦЗ расположены во многих странах мира на пяти континентах и существуют на сегодня параллельно нашим приходам. Соответственно, характер взаимодействия и сотрудничества, пути объединения придется находить совершенно заново. Аналогов нет в новейшей истории Православной Церкви, не только русской, но и во вселенском масштабе. Невозможно сейчас оговорить все детали этого взаимодействия. Но принципиально важно, чтобы обе стороны декларировали добрую волю и решительность в нахождении взаимопонимания.
4. Емельянова Анна Федоровна, Одесса: Как будет решаться вопрос с храмами на Святой Земле? Будет ли там разрешено служение представителям Русской Зарубежной Церкви?
Алексей Светозарский: Вопрос обсуждался в рамках согласительной переговорной комиссии. Насколько известно, кардинально существующий статус-кво меняться не будет, любые вопросы, связанные с имуществом, будут решаться в рамках комиссии при взаимном согласовании. Кстати, хотелось бы отметить традиционно благожелательное отношение к иерархам, духовенству и мирянам РПЦ со стороны сестер обители Святой Марии Магдалины в Гефсимании.
5. Александр, Москва: Что вкладывается в часто употребляемое в рамках данной темы понятие «евхаристического общения»?
Протоиерей Максим Козлов: Переводя на разговорный язык выражение «евхаристическое общение», скажем, что оно означает возможность не просто заходить друг к другу в храм, не просто приложиться к иконе, а вместе участвовать в Таинстве Причастия, подходить к Чаше Тела и Крови Христовых. Для духовенства же это возможность совместного совершения главного православного богослужения Божественной Литургии.
6. Махорина Галя, Москва: Хотелось бы поподробнее узнать о катакомбной Церкви, которая действовала на территории России, была ли подобная Церковь за рубежом?
Алексей Светозарский: Изначально под понятием катакомбной церкви подразумевался способ существования православных общин в России в условиях давления со стороны безбожного режима. В данном контексте «катакомбные» — это общины, действующие в условиях подполья. В том числе и общины, признающие юрисдикцию Московской Патриархии. В дальнейшем катакомбная церковь включает в себя различные течения, не имеющие частого общения друг с другом и друг друга не признающие, но имеющие общую позицию по отношению к РПЦ. Естественно, в условиях зарубежья в существовании катакомбной церкви никакой необходимости не было. Правда, часть общин заявляла о том, что признает юрисдикцию РПЦЗ. Вообще история катакомбных движений в поздний советский период крайне запутана и требует прояснения.
7. Надежда Юрьевна, Н. Новгород: Какие главные доводы противников объединения? Спасибо.
Протоиерей Максим Козлов: Главные аргументы противников объединения извне за последние годы были сняты. Они касались прежде всего прославления новомучеников, что состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и отношений с советским государством. Эта проблема урегулирована принятием основ социальной концепции РПЦ на том же Соборе, где говорится о принципиальной возможности неподчинения Церкви государству, когда последнее выдвигает требования, противоречащие евангельскому нравственному закону. Третье возражение относилось к экуменической деятельности Московской Патриархии. Острота возражений в значительной мере снята документом того же Собора 2000 года — «Принципы отношения РПЦ к инославию» и выраженной готовностью продолжить дискуссию о необходимости и мере участия Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. Так что на сегодня главным опасением наших зарубежных оппонентов остается страх перед неискренностью побуждений Московской Патриархии. Перед тем, что реально мы руководствуемся нецерковными мотивами. Как правило, эти возражения выдвигают те клирики и миряне зарубежья, которые и в эти годы в России не бывали, и с реальной церковной жизнью нашей не знакомы. Значимой оппозиции внутри РПЦ МП к процессу объединения не было и нет. Скорее можно говорить только об отдельных личностях, либо стоящих на крайне леволиберальных позициях и потому отталкивающихся от РПЦЗ как от консервативного института, либо о крайних апологетах линии митрополита Сергия, которым всякий компромисс с его оппонентами, всякий отход от его тезисов видится неприемлемым. В заключение подчеркну, что главное, что мы сейчас наблюдаем — это удивительное стремление поверить друг другу. Поверить, что с двух сторон мы хотим прежде всего церковного единства, церковной правды, а не выгод и преимуществ.
8. Дмитрий: После завершения воссоединения избрание нового главы РПЦЗ будет утверждаться Патриархом Всея Руси, или я неправильно понимаю?
Протоиерей Максим Козлов: Окончательно все аспекты статуса РПЦЗ как части единой Русской Церкви будут опубликованы в «Акте о каноническом общении», который еще только будет опубликован в ближайшее время. Но если проводить естественную аналогию с УПЦ МП, то следует предположить, что при свободе избрания главы, первоиерарха русского зарубежья епископами РПЦЗ, утверждаться он будет Синодом всей Русской Церкви.
9. Юрий Кротких, Челябинск: Я хочу спросить, как человек мирской, но по мере возможностей следящий за событиями на этом сайте: почему именно сейчас решается вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ? Какой главный движущий фактор?
Алексей Светозарский: Прежде всего потому, что исчезли препятствия, продиктованные политическими причинами, разделявшие нас в течение почти 80 лет. Главным движущим фактором объединения является, на мой взгляд, ествественная для православных христиан стремление к церковному единству, заповеданное самим Спасителем. Кроме того, это естественное стремление людей русской традиции в отечестве и зарубежье.
10. Зеленин Никита: Будет ли на территории России официальное постоянное представительство Русской Зарубежной Церкви? Кто его возглавит?
Протоиерей Максим Козлов: На сегодня в Москве есть как подворья (представительства) других поместных православных церквей, так и подворья видных монастырей или групп епархий. В частности, есть Сибирское подворье. Естественно предположить, что для координации взаимодействия и решения текущих вопросов, которых немало будет в ближайшие годы, желательно будет иметь постоянное представительство Русской Зарубежной Церкви. Не будем гадать, кто его может возглавить, благо сейчас есть достаточное количество иерархов и клириков РПЦЗ, принимавших участие в работе совместной комиссии и хорошо знакомых со всеми сохраняющимися проблемами нашего общения.
11. Окунев Матвей, Липецк: Очень много говорят о расколе русского общества, как следствии раскола двух церквей. Правомочно ли это? Ведь у нас, да и в других странах церковь отделена от государства.
Протоиерей Максим Козлов: Мне представляется, что разделение русского православия на две ветви было главным на сегодня неизжитым последствием Гражданской войны — самого трагического события русской истории 20-го века, когда в течение долгих веков единая русская нация претерпела братоубийственную коллизию и трагедию многомиллионной миграции. Именно объединение русского православия будет означать, что Гражданская война закончилась. И что теперь, когда мы будем говорить Россия, русский народ, Русская Церковь, мы будем иметь в виду одни и те же понятия. Так что это вопрос не в плоскости светскости современного российского государства, а в плоскости нашей общей истории.
12. Коверякина Е.К.: По Вашему мнению, процесс объединения начался снизу (в среде прихожан), или это инициатива сверху?
Алексей Светозарский: Как участник церковной жизни, могу засвидетельствовать, что стремление к объединению и симпатии в отношении РПЦЗ в среде православных прихожан, особенно среди молодежи, существовали еще в советский период. Несомненно, те шаги, которые предприняло наше священноначалие на пути сближения с РПЦЗ, нашли отклик и в среде прихожан уже нового поколения.
13. Кирилл Проценко, Москва: Какие вопросы, касающиеся воссоединения церквей, чаще всего задают Ваши прихожане?
Протоиерей Максим Козлов: Вопрос, по сути дела, один: когда наконец? Когда, наконец, мы сможем вместе причащаться, когда сможем вместе служить, когда совместная молитва станет возможна не только как частная инициатива, но как общецерковное дело?
14. Роман Михайлов, Тверь: Последние события вызывают у меня ощущение, что мировая либеральная общественность объявила Русской Православной Церкви войну. Не преувеличиваю ли я? Если Вы согласны со мной, то скажите, хватит ли у церкви сил противоборствовать этой войне?
Протоиерей Максим Козлов: Положение несогласия с духом века сего есть постоянное положение Церкви Христовой, о котором христиан предупреждал еще сам Основатель христианской религии. Ныне, действительно, главным оппонентом церковного мировоззрения в общественном сознании является не воинствующий атеизм марксистского толка, но секулярный гуманизм либеральной демократии. Только не будем переводить это противостояние на уровень недавно вновь популяризированной Дэном Брауном теории заговора. Это противостояние Христа и антихриста, а не масонов и немасонов. И ярчайшим свидетельством того, что не властью «мировой закулисы» определяется человеческая история и история церкви, как раз и является переживаемый нами ныне процесс воссоединения Русского православия.
15. Мария, Москва: Когда, на Ваш взгляд, началась активная фаза процесса объединения? Нынешний Собор — это уже следствие определенных переговорных процессов.
Алексей Светозарский: Отправной точкой процесса объединения послужили торжества, посвященные тысячелетию крещения Руси, в которых приняли участие некоторые клирики и миряне из РПЦЗ (Речь идет о торжествах в России). Процесс же объединения вошел в активную стадию после визита Президента РФ В.В.Путина в США в 2003 году и его встречи с иерархами РПЦЗ. Несомненно, активная фаза процесса объединения была подготовлена контактами представителей РПЦ и РПЦЗ, в частности, церковно-научными конференциями, посвященными истории Русской Церкви советского периода. Это было очень правильно, так как причины, послужившие разделению, коренятся именно в исторических обстоятельствах означенного периода.
16. Фаина Дмитриевна: Какую деятельность на территории России вела РПЦЗ за годы своего существования? Ведь, безусловно, такая деятельность имела место.
Алексей Светозарский: В советское время при острой нехватке религиозной литературы в стране, благодаря представителям РПЦЗ, мы имели пусть очень ограниченную, но все же возможность получать таковую, приобщаясь к Евангельскому знанию, творениям святых отцов, трудам русских богословов и проповедников. Несомненно, такого рода деятельность вызывает чувство глубокой благодарности. В первые постсоветские годы и даже несколько раньше тогдашнее священноначалие РПЦЗ принялось за создание параллельных церковных структур в экономической территории РПЦ. Сегодня, это так же следует с удовлетворением отметить, сами представители РПЦЗ на своем Соборе осудили эту деятельность, признав ее ошибочной. В годы ВОВ некоторые представители РПЦЗ пытались развернуть миссионерскую деятельность на временно оккупированных территориях. Но нацистское руководство всячески препятствовало этому и пресекало подобные попытки, опасаясь возрастающего влияния церкви. Кроме того, традиционная патриотическая ориентация РПЦЗ вызывала особые опасения со стороны идеологов германского рейха.
17. Александр, Санкт-Петербург: Один из вопросов, который адресовали иерархи РПЦЗ к РПЦ, связан с участием РПЦ во Всемирном Совете Церквей. Насколько взгляды иерархов РПЦ и РПЦЗ различаются по этому вопросу? Имеет ли смысл Русской Православной Церкви участвовать в деятельности этого института, если полемика по богословским вопросом зашла в тупик в связи с разным пониманием сторон не только отдельных положений богословия, но и с разным смыслом, вкладываемым в одни и те же слова? (о чем свидетельствовали сами участники диалога со стороны РПЦ).
Протоиерей Максим Козлов: Действительно, отношение к экуменическому движению в последние десятилетия весьма разнилось в отечестве и в Православной Церкви за рубежом. Если еще до 60-х гг. 20-го века РПЦЗ также достаточно тесно сотрудничала с экуменическими организациями, в частности, ее представители участвовали во втором Ватиканском Соборе, также как и наблюдатели от нашей церкви, то со второй половины 60-х гг. позиция РПЦЗ по отношению к экуменизму становилась все более критической вплоть до разрыва со всеми теми поместными православными церквями, которые в деятельности ВСЦ участвовали. В то же время наша Церковь, вступив в ВСЦ в 1961 году, стремилась использовать этот институт межконфессионального общения и для свидетельства о православии нашим протестанстским братьям, и для сохранения и поддержания церковной жизни, монашеского делания, богословской науки на территории СССР. Известно, что часто именно благодаря присутствию иностранных делегаций удавалось сохранить те или иные богословские школы, монастыри и приходы от закрытия властями. Следует указать, что идеализации ВСЦ и других межконфессиональных институций в нашей Церкви никогда не было. С начала 70-х до конца 90-х гг. 20-го века на самом высоком иерархическом уровне те или иные стороны деятельности ВСЦ неоднократно подвергались критике с позиций православного богословия и церковного права. Сегодня вопрос о необходимости и мере участия РПЦ в экуменическом движении остается открытым. И священнослужители и богословы русского зарубежья полноправно смогут принять участие в его окончательном решении.
18. Андрей Фадеев, Киев: Расскажите мне, светскому человеку, пожалуйста, в чем, собственно, противоречия, которые разделяли церкви столько лет? Спасибо.
Алексей Светозарский: Разделение не было вызвано вопросами вероучительного характера, а диктовалось по преимуществу внешними и отчасти политическими причинами.
Протоиерей Максим Козлов: Мы разнились в отношении к прошлому России, к путям выживания церкви в условиях тоталитарного режима, в отношениях с неправославным христианским миром. Еще раз повторим, что на сегодня в главном понимание по всем этим проблемам достигнуто.
19. Павел: Послужит ли участие РПЦ в работе Всемирного совета церквей преградой к объединению?
Протоиерей Максим Козлов: Со стороны Четвертого Всезарубежного Собора было высказано пожелание, чтобы вопрос о участии РПЦ в работе Всемирного Совета Церквей стал одной из тем поместного Собора РПЦ. Думается, то время, которое пройдет до грядущего поместного собора, можно будет плодотворно использовать для снятия недоумений и предубеждений и для выработки единой позиции по отношению к неправославному христианству. В этой связи интересно будет указать, что темой ближайшей общецерковной богословской конференции станет рассмотрение церковного учения о таинствах, что имеет непосредственное отношение именно к характеру и возможности общения с инославными. Не сомневаюсь, что деятельное участие в этой конференции примут и богословы, священнослужители РПЦЗ.
20. Вадим, Москва: Скажите пожалуйста, опубликован ли где-либо в печатной или электронной форме русский текст проекта Акта о каноническом общении? Предусматривает ли он вхождение представителей РПЦЗ в состав Священного Синода РПЦ?
Протоиерей Максим Козлов: Акт о каноническом общении будет опубликован для ознакомления с его содержанием клир и паствы обеих частей Русской церкви совместно двумя комиссиями, ведущими переговоры, направленные на достижение нашего единства. Тогда же будут сообщены и детали проведения его торжественного подписания.
21. Валентина Скорнова, Рязань: Скажите, пожалуйста, а не приведет ли это объединение к созданию ветви в РПЦЗ ярых противников объединения, которые внесут еще большую смуту в умы зарубежных прихожан?
Алексей Светозарский: Полагаю, что группа противников объединения, численно незначительная, уже оформилась. Возможно, она окажет некоторое влияние на зарубежную паству. Но не будем забывать о том, что их положение будет определяться неприятием соборного решения. Обязательного для всех членов церкви. Последнее не оставляет шансов для канонически законного устроения церковной жизни. Можно предположить, что противники объединения будут искать контакты с разного рода раскольническими течениями вроде греческих старостильников.
22. Юрий Евгеньевич Антонов, Люберцы: Когда будет подготовлен Перечень учебников по Основам православной культуры? Есть ли таковой в нашем зарубежье?
Алексей Светозарский: Соответствующие учебники по основам православной культуры разработаны. Наиболее известный — учебник Бородиной. У нас в отечестве неоднократно переиздавался учебник протоиерея РПЦЗ отца Серафима Слободского, являющийся на сегодня самым популярным.
23. Юрий Евгеньевич Антонов, Люберцы: Правильно ли я понимаю, что теперь будет свободное право на обучение и в академии и семинариях России и зарубежья?
Алексей Светозарский: Еще до того, как между РПЦ и РПЦЗ наметились тенденции к объединению, в наших духовных школах, акдемиях и семинариях проходили обучение клирики РПЦЗ, как на стационаре, так и на секторе заочного обучения. Что же касается знаменитой семинарии в Джорданвилле (США), то в настоящее время там преподают два выпускника наших духовных школ. Преподаватели приглашены священноначалием РПЦЗ и имеют на это благослование Святейшего Патриарха.
24. Роман: Добрый день! Какое значение имеет объединение для простых верующих?
Протоиерей Максим Козлов: Объединение для простых верующих имеет такое же значение, как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести. Какой бы далекой ни казалась эта аналогия, но преодолено ничуть не меньшее средостение. Лучше сейчас не поминать тех слов, которые с двух сторон были сказаны за эти десятилетия. И то, что две части русской Церкви готовы оставить все взаимные обиды позади, есть подлинное чудо Божие.
25. н.р.б. Роман, Нью-Йорк/Москва: Ваше мнение. Должна ли Русская Православная Церковь покаяться за те смертные грехи, которые были совершены частью ее руководства и паствы при сотрудничестве с государством (НКВД…КГБ)? Под Русской Православной Церковью я имею в виду РПЦ МП и РПЦЗ — теперь уже в одном лице.
Протоиерей Максим Козлов: Категория смертных грехов — та материя, которая ведома только Богу. Даже по отношению к анафематствованным грешникам церковь определяет лишь их статус здесь, на земле, но не их загробную участь. И покаяние — Таинство не коллективное, а индивидуальное. Как невозможно креститься за другого человека, так невозможно за него и покаяться. Если же говорить о имевших место прецендентах «сервилизма», недопустимых компромиссов, сотрудничества с властями и карательными органами, то как принцип они уже осуждены и отвергнуты в основах социальной концепции РПЦ. А как упрек конкретным иерархам, священнослужителям, деятелям церкви — прежде чем высказать их, следует вспомнить слова Евангелия: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Мф, 7, 3). К тому же почти никто из нас и тем более фактически никто из деятелей зарубежной церкви не может отнести себя к тем поколениям, которые пережили опытно те беспрецедентные гонения, которые обрушились на Православную Церковь в 20-м веке.
26. Филин А.: Как будут поступать с теми священнослужителями, которые будут оставаться на позициях противников воссоединения, и проповедовать сопротивление объединению, как в России, так и за границей?
Протоиерей Максим Козлов: В целом проблема персоналий будет рассматриваться совместной комиссией. Важно будет понять и определить, кто из священнослужителей на территории России перешел в зарубежную церковь по тем соображениям, которые он считал принципиальными, кто ушел, не выдержав личных обид и несправедливостей, по отношению к нему допущенных, а кто бежал от заслуженных наказаний, обманывая в том числе и священноначалие РПЦЗ. Последних примеров было немало. Самый печальноизвестный из них — пример архимандрита Валентина (Русанцова), рукоположенного в РПЦЗ в епископы, а потом оказавшегося в запрещении и в расколе и по отношению к самой зарубежной церкви. И это, увы, не единственный пример. Что касается тех священнослужителей, которые останутся противниками воссоединения, так ведь никто их насильно и не запишет в клирики Московского Патриархата. Они сами будут определять свою судьбу. Мы лишь можем пожелать, чтобы им хватило личного мужества и церковной ответственности признать собственные ошибки и не умножать расколы русского православия.
27. Светлана Ж., Подольск: Русская Православная Церковь не горит желанием контактировать с Ватиканом. Хотелось бы узнать — почему? И второй вопрос — какие отношения с католиками у Русской Православной Церкци за рубежом (ведь там «вражеская» территория)?
Протоиерей Максим Козлов: Неправильно было бы говорить, что РПЦ закрыта для диалога с церковью католической. Сложности в этом диалоге возникли в период понтификата папы Иоанна Павла II, когда многочисленные декларации дружеского расположения сочетались с не менее многочисленными недружественными действиями со стороны католиков, в особенности на территории бывшего СССР по отношению к РПЦ. Начало понтификата нового папы, Бенедикта XVI, дает определенные основания надеяться, что РПЦ и римокатолическая церковь сумеют найти общие позиции для противостояния главному мировоззренческому оппоненту исторического христианства — либеральному секуляризму. У меня нет оснований думать, что от этой борьбы с идеологией оправдания греха устранятся иерархи и священнослужители РПЦЗ.
28. дьякон Иван Ковалёв, Москва: Когда я читал материалы Всезарубежного и Архиерейского соборов РПЗ, меня не покидало ощущение, что Русской Церкви собираются сделать одолжение… «Белые и пушистые» готовы снизойти до бывших «сергиан» несмотря на то, что те ещё недостаточно «пушистые». В выступлении даже такого лояльного к Русской Церкви человека, как архиепископа Марка, через весь его доклад проходит мысль о том, что Русская Церковь «исправилась», избавляется от своих страшных «ошибок"… а то, что делала РПЦЗ на территории России, иногда было ошибочным, но всегда делалось исключительно «по любви». При этом Владыка таки вспоминает о том, что РПЦЗ не признала ни одна поместная Церковь, кроме Сербской и «частично Иерусалимская» (вот это вот «частично» особенно умиляет). Понятно, что путь ожидания «покаяния» со стороны оппонента в данной ситуации приведёт только к дальнейшему разделению, но просто очень и очень горько за Русскую Церковь, за тех архипастырей и пастырей, которые, несмотря на давление со стороны безбожной власти, несли своё служение, и многие претерпели за это гонения и смерть. Обидно и горько за митр. Вениамина (Федченкова), который перед тем, как подписать «декларацию митр. Сергия», много молился и служил, и, приняв её, до конца исполнил принятое тогда решение «служить народу», вернулся и потрудился в России и умер на Родине… И сколько таких вот «сергиан», положивших жизнь свою за други своя на полях Великой Отечественной войны…
Алексей Светозарский: Христос Воскресе! Я полагаю, что Вам, отец Иоанн, будет небезынтересно узнать о том доселе неизвестном факте, обнаруженном мною в личном деле митрополита Вениамина (Федченкова). В 1948 году владыка Вениамин отказался выступить с публичным осуждением митрополита Анастасия (Грибановского), тогдашнего первого иерарха РПЦЗ, известного своими, мягко говоря, «неловкими» высказываниями в адрес РПЦ и нашего отечества. (Пасхальные послания 1942 и 1948 годов). Прекрасно зная об этих выступлениях, владыка Вениамин тем не менее отказался в категорической форме осудить митрополита Анастасия, к чему его принуждал совет по делам РПЦ. Митрополит Вениамин заявил официальному представителю Совета о том, что знает Владыку Анастасия как молитвенника и подвижника. Полагаю, здесь есть над чем поразмыслить. В целом же полагаю, что на пути объединения, равно как и после принятия официальных актов, возникнет множество проблем и трудностей психологического порядка, которые нам вместе придется преодолевать в духе братской любви.
29. Александр В., Москва: Мне кажется, что миссионерство в Русской Православной Церкви сейчас не сильно развито. Оно и понятно — церковь сама только начала подниматься из руин. Здесь и дома — дел непочатый край. А как с миссионерством обстоят дела в Русской Православной Зарубежной Церкви?
Протоиерей Максим Козлов: Действительно, миссионерское служение в РПЦ сейчас становится едва ли не самой ответственной стороной церковной жизни. Мы прошли процесс первоначального восстановления храмов, монастырей, духовных школ. За минувшие 15 лет были подготовлены определенные кадры молодых и деятельных священнослужителей и образованных богословов РПЦ, был создан специальный миссионерский отдел при Священном Синоде, который возглавляет архиепископ Белгородский Иоанн. Нужно сказать, что миссионерские труды, публикации священнослужителей нашей церкви весьма востребованы и в русском зарубежье. И если выше мы говорили, что в годы советской власти публикации церковного зарубежья были глотком живой воды для студентов наших духовных школ, то на сегодня, я думаю, более половины наименований книг, предлагаемых в приходах РПЦЗ — это книги, изданные и написанные авторами из Московского Патриархата. Что касается миссионерства РПЦЗ, то нам нужно преодолеть стереотип восприятия ее как замкнутой русофильской структуры, ориентированной на реставрацию монархической государственности и добровольно замыкающейся от окружающего мира. В свое время, оказавшись на пасторском совещании клириков РПЦЗ в Наяке под Нью-Йорком в декабре 2004 года, я был крайне удивлен узнать, что едва ли не половина священнослужителей РПЦ в США — коренные американцы, не имеющие никаких русских этнических корней и нашедшие в РПЦЗ именно подлинное христианство, истинную церковь, а не национальную традицию. Во многих приходах РПЦЗ богослужение осуществляется либо параллельно на церковнославянском и английском языках, либо прямо на английском языке. Опыт же воспитания детей и молодежи в секулярном обществе, накопленный РПЦЗ за десятилетия 20-го века, несомненно окажется весьма актуальным и востребованным и для Православной Церкви на Родине.
30. Евгений, Одинцово: Христос Воскресе! Отец Максим, верно ли впечатление, что итогом Архирейского собора РПЦЗ стала лишь формальная декларация о теоретической возможности объединения с РПЦ в неопределенной перспективе?
Протоиерей Максим Козлов: Мне, напротив, представляется, что сдержанная и аккуратная форма итоговых документов Четвертого Всезарубежного Собора и сопутствующего ему Архиерейского Собора РПЦЗ продиктованы вовсем не стремлением отложить дело в долгий ящик и за красивыми декларациями уклониться от реальных шагов объединения. Нам нужно понимать, что иерархи и ответственные священнослужители РПЦЗ, осуществляя диалог с Московским Патриархатом, находя со своей стороны пути к объединению, в то же время стремятся минимализировать возможные отрицательные последствия этого объединения — прежде всего имеем в виду расколы и отпадения. Как мы уже сегодня указывали, есть небольшая группа принципиальных противников, которая, вероятно, после нашего объединения уйдет «на страну далече». Но есть еще довольно многие, кому нужно преодолеть сложившиеся стереотипы сознания. Страх, накапливавшийся годами, а для иных — десятилетиями. Предубеждения против нашей церкви, которую столько десятилетий они называли советской церковью. Большинство из этих людей искренне благочестивы, церковны, патриотично настроены. И важно помочь им сделать правильные выборы в настоящий решительный момент. Так что будем надеяться, что оставшиеся практические вопросы будут в ближайшее время согласованы и не за горами тот день, когда торжественным сослужением предстоятеля Единой Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия с иерархами и клириками из отечества и зарубежья будет восстановлено явным образом единство русского православия.
31. Елена, Москва: 340 лет назад Собор Православной Церкви предал анафеме раскольников. Какую роль, по вашему мнению, сыграл раскол Церкви?
Алексей Светозарский: Следует отметить, что клятвы на последователей старых обрядов были сняты собором РПЦ 1971 года. Что же касается роли, которую раскол сыграл в нашей дальнейшей истории, то здесь следует провести параллель с разделением, которое продолжалось почти 80 лет. Нашим разделением с РПЦЗ. История старообрядческого раскола поможет всем тем, кто сегодня обращался с «недоуменными вопросами» по поводу необходимости нашего воссоединения с РПЦЗ.
32. Николай Каранов, Москва: Что будет с юрисдикциями в США, учитывая возможность откола части РПЦЗ, а также что будет с Американской ПЦ?
Протоиерей Максим Козлов: На сегодня отношение РПЦ с американской автокефальной церковью регулируется Актом об автокефалии 1970 года, согласно которому при сохранении приходов в подчинении Московской Патриархии на территории США и Канады увеличение их числа за счет приходов, переходящих из американской автокефальной церкви, невозможно. Нельзя не признать, что с восстановлением единства русского православия применительно к Америке и Канаде возникает новая каноническая ситуация, не вполне подпадающая под акт об автокефалии 1970 года. И вероятно, она еще будет рассмотрена не раз всеми заинтересованными сторонами.
33. Дмитрий Журавлев, Москва: Здравствуйте, уважаемый Алексей Константинович! Я обучался у вас в Российском Православном университете и очень хорошо помню ваши слова из лекции по поводу разделения церквей и декларации патриарха Сергия: «Не все люди способны понести крест мученичества и призвать всех православных, после революции уйти в катакомбы было бы большой ошибкой». В связи с этим у меня вопрос: «Осознали ли сами иерархи Русской зарубежной церкви эти слова, или у них сохраняется негативное отношение к периоду правления патриарха Сергия?». Спасибо.
Алексей Светозарский: Да, негативное отношение сохраняется. Но интересно отметить, что в свое время представители РПЦЗ с недоумением воспринимали также заявления, сделанные святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, после освобождения из-под ареста в 1923 году. Для всех для нас важно составить наиболее полное представление о тех внецерковных факторах, которые влияли на позиции наших патриархов, благо для этого у нас есть сейчас все возможности.
34. Константин, Москва: Меня интересует канонический аспект. Ранее епископы и клирики РПЦз именовались «карловацким расколом». Соответственно, если я не ошибаюсь, если логически развивать эту мысль, то получается, что сан, полученный в период пребывания в расколе, не считается действительным. То есть, строго формально, сейчас диалог об объединении ведется с раскольниками, сан которых недействителен, поскольку все священнодействия, совершенные в расколе, признаются яко не бывшими. Я лично симпатизирую объединительному процессу, но мне интересно, как будет разрешен этот канонический нонсенс? Либо РПЦ МП зарубежников никогда раскольниками не считала, тогда как быть с многочисленными заявлениями прошлых лет? Вопрос очень важен и принципиален. Ответьте, пожалуйста.
Протоиерей Максим Козлов: Отвечая на этот очень важный вопрос, хотел бы напомнить, что исторически наша Церковь к так назывемым расколам справа, «не поминающим», «иосифлянам» и другим всегда относилась иначе, чем к расколам слева. Если так называемые «обновленцы» 20−40-х гг. никогда не принимались в «сущем сане» и таинства, совершенные ими, признавались недействительными, то иерархи, священнослужители, находившиеся в оппозиции к митрополиту Сергию по причине его толерантности к советской власти, как правило, не подвергались сомнению о действительности их священства, и в случае их готовности войти в общение с Московской Патриархией признавались всегда действительными священнослужителями. Это означает, что так называемые расколы справа осознавались Церковью как недоходящие до окончательного разделения, как скорее внешние по отношению к полноте церковной. Этот же принцип, думается, мы должны будем применить и к процессу восстановления единства с РПЦЗ. Нераскол и не раскол, а две части единой русской Церкви видимым образом выявляют то единство, которое вполне разрушено никогда не было.
Завершающее слово:
Алексей Светозарский: Мне хотелось бы поблагодарить всех, направивших свои вопросы людей, неравнодушных к рассматриваемой проблеме. Хотелось бы всем нам пожелать терпимости и терпения в деле преодоления разделения. Ибо сознание церковного человека с болью воспринимает любое разделение, когда бы оно ни произошло и какими бы обстоятельствами не было продиктовано.
Протоиерей Максим Козлов: Заканчивая наше общение, нашим церковным читателям я хотел бы пожелать терпения и еще раз терпения. Известно, что последние месяцы, недели и дни перед тем, чего мы ожидаем десятилетиями, оказываются самыми трудными. Важно не дать увлечь себя пустыми слухами, не поддаться на провокации, не присоединяться к мнениям людей, из оригинальности старающихся отрицать очевидное. Чем терпеливей, уверенней и спокойней мы будем, мы все вместе, русский церковный народ, тем скорее день объединения настанет. Наших нецерковных читателей я просил бы хотя бы как версию, которую нельзя отбрасывать, принять, что стремление к единству РПЦ МП и РПЦЗ продиктовано именно стремлением к единству, а не побуждениями государства, намерениями взять власть, захватить имущество, приобрести те или иные права и преимущества. Поверьте, мы, православные люди, в определенном смысле последовательные идеалисты. То есть для нас идеальное важнее конкретно материального. И ведь вне зависимости от нашего мировоззрения объединение русской Церкви — едва ли не первый за последние 15−20 лет значимый пример не дезинтеграции, распада, отступления, а собирание русского народа и той великой, любимой всеми нами Родины, неотделимой от которой всегда считала и будет считать себя Православная Церковь.