НГ-Религии | Павел Круг | 17.05.2006 |
Внимание духовенства и мирян в последние недели было приковано к Сан-Франциско, где с 6 по 14 мая проходил IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Собор должен был принять решение: объединяться этой Церкви с Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП) или нет?
Новости из Калифорнии приходили самые противоречивые. Были среди них и забавные: свое приветствие Собору направил Арнольд Шварценеггер, губернатор штата и известный киноактер. Впрочем, зачитано оно не было ни в день открытия Собора, ни позднее. Были и новости серьезные: воссоединение двух Русских Православных Церквей временно откладывается. Собор одобрил курс на воссоединение, но вместе с тем констатировал, что паства к этому, увы, еще не готова.
Резолюция Собора, принятая 11 мая, представляет собой компромисс. С одной стороны, совместные богослужения и причащение духовенства и мирян обеих Церквей теперь возможны. С другой — дальнейший объединительный процесс ставится в зависимость от действий Московского Патриархата. Главным препятствием, по мнению эмигрантского Собора, является участие РПЦ МП в «еретическом движении», которым Зарубежная Церковь считает экуменизм и деятельность Всемирного Совета Церквей.
Таким образом, Зарубежная Церковь подтверждает свою приверженность идее преодоления раскола некогда единой Русской Православной Церкви, но опасается смуты среди собственной паствы и духовенства.
Однако решение Собора не устраивает ни сторонников немедленного объединения Церквей, ни его принципиальных противников. Против объединения с Москвой, в частности, выступали те представители духовенства, которые перешли в Зарубежную Церковь из Московского Патриархата в 1990-е годы. Нежелание этих священнослужителей возвращаться в юрисдикцию Патриарха Московского выразилось, в частности, в проведении пикета около храма Божией Матери Всех Скорбящих Радость, где проходил Собор.
Главными сторонниками объединения являются высшие иерархи Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Лавром (Шкурлой). Особенно активно за немедленное снятие разногласий высказывались те делегаты Собора, которые участвовали в работе совместных согласительных комиссий. Их деятельность началась еще в декабре 2003 года, а в мае 2004-го по инициативе Владимира Путина митрополит Лавр встретился с Патриархом Алексием II в Москве.
Спустя два года к объединению двух частей Русской Церкви призвали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, патриархи ряда других Православных Церквей, митрополит Лавр и главы крупнейших епархий Зарубежной Церкви. В частности, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) призвал к восстановлению единства без каких-либо предварительных условий со стороны РПЦЗ.
Однако Собор решил иначе: предварительные условия все же были выдвинуты. «Из обсуждений на Соборе видно, что участие Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы, — говорится в соборной резолюции. — Мы с сердечной болью просим священноначалие РПЦ МП внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна».
Такой примирительный тон резолюции разительно отличается от документов прежних Всезарубежных Соборов. Тем самым нынешний Собор фактически согласился с Патриархом Алексием II, заявившим в декабре прошлого года, что политических причин для разделения «больше нет».
Будет ли православная эмиграция в ближайшем будущем молиться за Патриарха Московского как за главу единой Церкви? Пожертвует ли Московский Патриархат своим участием в экуменическом движении и международным престижем ради сближения со своей зарубежной частью?
Так или иначе, в Московском Патриархате уже дали положительную оценку решению Собора епископ Егорьевский Марк (Головков) и секретарь комиссии по диалогу с РПЦЗ протоиерей Николай Балашов. Однако от высших иерархов Московского Патриархата комментариев пока не последовало.
Видимо, это объясняется тем, что документ вступит в силу только после своего утверждения на Архиерейском Соборе РПЦЗ, который продлится до 19 мая. При этом единства среди иерархов Зарубежной Церкви нет. В частности, епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) заявил 13 мая, что ждет от Москвы «публичного покаяния за сотрудничество с властью в советские годы».
В любом случае единство русского православия временно откладывается независимо от решений Зарубежной Церкви. Пока православная эмиграция заседала в Сан-Франциско, крупный церковный скандал произошел в Лондоне. 24 апреля управляющий Сурожской епархией епископ Сергиевский Василий (Осборн) обратился к Алексию II с просьбой «отпустить» его и часть паствы в Константинопольский Патриархат.
На фоне IV Всезарубежного Собора «просьба» епископа Василия выглядела явным диссонансом. 5 мая Осборна вызвали в Москву для переговоров. Так и не дождавшись своего епископа, Патриарх Алексий II освободил его от занимаемой церковной должности с сохранением сана. Уйти ко Вселенскому Патриарху Осборну запретили, а на его кафедру был назначен архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев). Однако опальный епископ не намерен подчиняться указу Патриарха.
В этом конфликте Алексий II определил основной принцип своей церковной политики: «Вынужденные разделения всегда мыслились как временные, сегодня они успешно преодолеваются».
Но пример «сурожской смуты» показывает, что внутрицерковные процессы в православном мире — это «улица с двусторонним движением». Пока в одной точке земного шара Православные Церкви объединяются, в то же самое время в другой части света происходит новый раскол.