Новая газета | Дарья Марченко | 16.05.2006 |
Землю под костел в 80-х годах XIX века выкупил самарский купец Иосиф Догар за 8 тысяч царских рублей (тогда за 100 рублей можно было на год снять огромный дом). Он же на свои средства построил первый — деревянный — костел, тот самый, который вскоре пустят с молотка, а потом, возможно, под бульдозер. В 1995 году (Указ президента РФ) он стал федеральным памятником под названием «храмовый комплекс». С того времени областное управление культуры так и не потрудилось описать этот объект, уточнить, сколько входит в него зданий, какую площадь они занимают. Этим новые феодалы и воспользовались.
Когда появилось объявление о продаже здания с землей, в храм пришли торговцы. Некая коммерческая фирма, предупредив, что действует по поручению городского Комитета по имуществу, предложила общине выкупить здание с землей… за четверть миллиона долларов. Прихожане задались вопросом: сколько раз им придется выкупать свое имущество? Каждый раз при смене власти в стране? Потом начались телефонные звонки: обещали пустить красного петуха, настоятельно не рекомендовали предавать дело огласке в СМИ.
Община еще верит в благоразумие «президента города» — так в Польше называют мэра. «Praesidium» с латыни переводится как «защита, помощь, поддержка». А какой поддержки можно ожидать от человека, в период «президентства» которого город лишился нескольких прекраснейших старинных особняков.
Конфуз перед Европой тем больший, что Россия при вступлении в СЕ обещала вернуть все культовые здания религиозным общинам. Но по законам феодализма президент страны — всего лишь первый среди равных.