Русская линия
Официальная страница Архиерейского Синода РПЦЗПротоиерей Гавриил Макаров12.05.2006 

«Проблемы молодежи и путь к их решению»
Доклад протоиерея Гавриила Макарова, настоятеля Николаевского собора в Брисбене (Австралия)

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, братья — делегаты!

«Если в не окрепшей еще душе запечатлены
будут благие учения, никто не сможет их изгладить,
когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью.»

Святитель Иоанн Златоуст. Слово о тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей.

Я решил начать свой доклад именно с этой цитаты одного из величайших и наимудрейших Отцев Церкви, в связи с той простой истиной, которую она возвещает; истиной, так часто резонирующей в душе и чувствах каждого пастыря или наставника подрастающего поколения, когда они сталкиваются с проблемами молодёжи, разрешить которые иногда кажется превыше сил. Выражаясь более конкретно: как часто мы оказываемся в ситуации, когда не можем сказать ничего более чем: «E сли бы только кто-то в свое время потратил время и силы на то, чтобы вложить в эту молодую душу здравые понятия, когда она ещё была восприимчива к ним.»

Я уверен, что суть тех проблем, с которыми сегодня сталкивается молодое поколение нашей Церкви и тех вызовов, которые им бросает время наших дней, настолько страшны и их воздействие на духовную жизнь нашей молодёжи настолько губительно, что нахождение путей к разрешению этих проблем и к достойному принятию этих вызовов, является критически важной задачей. Сегодня, для многих наших молодых людей справиться с атакой окружающего м i ра на их духовность чрезвычайно трудно и посему, мы, как пастыри Церкви, должны трудиться плечём к плечу, чтобы наш ответ на нужды нашей молодёжи был своевременным и жизнеспособным.

Конечно, всегда есть исключения, но, как правило, взрослый человек вдруг не становится полноценным и продуктивным членом Церкви. Скорее, следуя по пути естественного развития и роста, он первоначально, с детства и в свои молодые годы взращивается Церковью через семью и приход, и таким образом его осознанное и плодотворное участие в церковной жизни становится духовным плодом многих лет кропотливой работы на уровне семьи, прихода и общины.

В своей личной жизни, воспитываясь в сильной русской Православной общине в Австралии, и затем в ходе 22-х лет настоятельского служения в Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), я наблюдаю печальную картину медленного, но постоянного отпадения от церковной жизни значительной части нашей молодёжи. Сначала это были близкие друзья и ровестники, затем прихожане и их дети в моём приходе и других приходах епархии. Безчисленные обсуждения этой темы с духовенством, переживающими педагогами, отчаявающимися родителями, дедушками и бабушками, сформировали в моём сознании чёткую картину брани, ведомой и проигрываемой где-то на начальных стадиях воспитания в семье и на приходе, неутешительным следствием чего является то, что годы трудов многих людей приносят лишь скудный духовный плод.

Причины этого явления, конечно, неоднородны. Но не вызывает сомнения, что основным фактором бедственного положения значительной части нашей молодёжи является то, что сегодня мы, более чем когда бы то ни было в современной истории, живём в крайне плюралистическом обществе, в котором элементы религиозных воззрений всех времён и народов присутствуют везде: в школе, на работе, в свободное время. И когда это духовное месиво предлагается в атмосфере политической корректности, взаимной толерантности и религиозного релятивизма, разобраться в сути вещей для молодого Православного человека становится очень тяжело. Часто искреннее желание не проявить неуважение к чьей-то вере и обычаям, какими бы не-Православными они не были, выливается в забвение необходимости применять духовное разсуждение. Так начинается процесс разъедания и обездушивания внутренних убеждений человека.

Другим не менее важным моментом является то, что перед нашей молодёжью стоит задача сохранения своих Православных корней в среде, культуре и обществе, отношение которых к этим духовным целям не только не благосклонно, но зачастую и открыто враждебно. Данное положение вещей можно совершенно определённо охарактеризовать как состояние духовной брани, и духовное борение в такой среде без сильной братской, отеческой поддержки часто заканчивается впадением в душевное уныние, разочарование и даже отчаяние. Испытавшие всё это на себе, очень хорошо понимают старую русскую пословицу: «Один в поле — не воин!»

Дополнительным фактором, влияющим на духовное состояние Православной молодёжи, который мы иногда сильно недооцениваем, является сильное и даже пугающее влияние подростковой среды. В жизни каждого человека влияние подростковой среды особенно сильно ощущается в определённый критический период становления личности, который обычно выпадает на возраст от 12 до 20 лет. Для того, чтобы быть принятыми в желаемый круг общения, многие молодые люди, даже против своей воли, склоняются к участию в поведении и к поступкам, о которых в последствии сожалеют. Посему очень важно, чтобы характер, суть социальных групп или товариществ, которые складываются в это время были позитивными. Вызывает сожаление, тот печальный факт, что наши церковные общины часто не предоставляют никакой социально-групповой поддержки молодым людям с тем, чтобы нейтрализовать воздействие на них потенциально вредных социальных групп.

Стоит упомянуть и ещё один фактор в силу его заметного влияния на молодых людей, происходящих из традиционных русских Православных семей; это — ассимиляция. С каждым поколением в Австралии, Соединённых Штатах, Канаде или любой другой стране Разсеяния, происходит утеря или разбавление части нашего культурного и духовного наследия. Доказать, что это действительно так, довольно просто — каждое поколение русской эмиграции без колебаний утверждает, что оно более русское, чем последующие поколения. Вряд ли есть нужда повторять ту простую мысль, что ассимиляция это естественный и неизбежный процесс и суть проблемы не в ассимиляции, как таковой, а в том, чтобы она не происходила в ущерб нашему культурному и духовному богатству. Иными словами, многое из того, что страна-хозяйка предлагает нам, мы можем осмотрительно принять, при этом отнюдь не обезценивая сокровищницу наших собственных культурных и исторических традиций.

Последний фактор, вызывающий особое безпокойство, это то, что в современном крайне секулярном и крайне анти-Христианском обществе действуют силы и происходят процессы активно пытающиеся закабалить души молодых и слабых членов Церкви. Устрашающее распространение злоупотребления наркотиками, алкоголем и подобными веществами, отвержение традиционных семейных ценностей, пропаганда аморальных развлечений и всего образа жизни, богохульная непочтительность по отношению к святыне — все эти пороки стали оружием, которое безбожный м i р использует в смертельной борьбе за преданность нашей молодёжи.

В меру своих личных убеждений и жизненных обстоятельств, многие наши ребята борются против этих и других негативных влияний окружающей их среды и, печально, но факт, многие терпят поражение, сдают свои позиции, и некоторых из них мы теряем безвозвратно. Конечный результат этого — та грустная реальность, которую мы: родители, духовенство, преподаватели, наблюдаем сегодня в наших приходах. Тезисы, характеризующие основные проблемы молодёжи, известны большинству из нас, и их можно сформулировать следующим образом:

— В наших храмах не хватает молодёжи.

— Молодые люди часто безразлично относятся к своей вере; Православие не находит деятельного отклика в их душах.

— Для многих богослужения кажутся скучным, малополезным занятием, оторванным от «жизни».

— Молодёжь, ищущая самовыражения и самоутверждения на других жизненных стезях, часто становиться жертвой алкоголизма и других пагубных пристрастий.

— Вызывает тревогу частота смешанных браков, т. е. тех, в которых не только один из супругов не принадлежит к Церкви, но и единение в Православии рассматривается как нечто, не имеющее особого значения.

— Подобным же образом оказывается небрежение по отношению к Православному венчанию и, в последствии, ко крещению детей.

Когда освобождаются места в приходских советах, сестричествах и других приходских организациях и органах самоуправления, не оказывается представителей следующего поколения, способных и желающих принять на себя это служение. То же можно сказать и о церковных хорах.

— Молодые люди, оставляющие Церковь и общину, становятся лёгкой добычей культов и сект.

Одним словом, молодые люди оказываются малоспособными к борьбе, самоотвержению и стремлению к высшим целям, что, если взглянуть на этот вопрос шире, подрывает в молодёжи и способность служить Церкви в монашеском и священническом чине.

Итак, в это особое, полное надежд время в существовании нашей Церкви, когда наше внимание обращается к возможности прекращения скорбного разделения между Русской Православновной Церковью Заграницей и Церковью в Росс i и, несомненно, следующим по важности вопросом, требующим нашего нераздельного внимания, должно стать духовное благополучие и духовное будущее нашей молодёжи.

Работая над докладом и памятуя о времени, предоставленном на его изложение, я разсудил, что не будет продуктивным сначала рассмотреть длинный список проблем, стоящих сегодня перед нашей молодёжью, а затем сосредоточиться на таком же длинном списке возможных решений. Причины этого просты: во первых, сам характер проблем всегда меняется и перемены происходят даже в ходе одного короткого поколения. Во вторых, где тот предел, достигнув которого, мы сможем сказать, что исчерпывающий перечень проблем составлен? Наконец, на каких критериях должны быть основаны окончательное число рассматриваемых проблем и наиболее подходящие способы их разрешения, которые бы в каждом отдельном случае соответствовали возрасту и стране проживания молодёжи нашей Церкви?

Поэтому, в первую очередь наше внимание должно быть сосредоточено на выработке и развитии церковных и общественных механизмов на уровне приходов и епархий для выявления и разрешения молодёжных проблем. В идеале такие механизмы должны быть способны воздействовать на ситуацию в её зародыше, до того, как она успела развиться в большую беду. Ещё лучше, если такие механизмы будут иметь в себе упреждающий элемент, таким образом не позволяя проблеме возникнуть вообще или давая нам в руки методы борьбы с ней до того ещё, как она возникла.

В качестве иллюстрации, я хотел бы предложить такую аналогию. Предположим, что консилиум врачей должен принять решение о курсе лечения для человека, чьё здоровье сильно и опасно запущено в силу нездорового, малоподвижного образа жизни и неправильного питания.

Один подход состоит в лечении общей слабости больного, расстройства его дыхательных и сердечных функций и понижении уровня холестерина. Но этот подход ограничится только лечением внешних симптомов, при этом не затрагивая внутренних причин болезни. Другой способ лечения может быть основан на предложении пациенту сесть на диету с тем, чтобы он сбросил лишний вес, и таким образом устранить вероятную причину его недомогания. Этот вариант будет успешен только лишь в том случае, если, похудев, человек опять не вернётся к своим вредным привычкам, и всё не возвратиться на круги своя. Опять же, такой подход не затрагивает корень проблемы, а лишь борется с симптомами в надежде, что не произойдёт повторение болезни. Третий и самый оптимальный выход из ситуации, конечно, состоит в том, чтобы сначала научить человека правильно питаться, а затем убедить его в важности для здоровья физически активного образа жизни. Это позволит исправить наличные проблемы со здоровьем и предотвратит развитие подобных ситуаций в будущем.

Если мы серьёзно намереваемся разрешить проблемы нашей молодёжи, то необходим подобный подход, позволяющий с одной стороны исправить проблемы, а с другой — предотвратить их повторение.

Сердце греет тот факт, что во многих наших приходах по всему м i ру трудятся прекрасные священники, диаконы и причетники, безотчетно отдающие своё время и силы воспитательной работе с молодёжью, что нередко приносит воодушевляющие результаты. Однако, думаю, вы все согласитесь, что такое положение вещей не является нормой на всех наших приходах. Причин на это, несомненно, много. Наиболее очевидные из них это — возраст приходского священника, его личный опыт, его умение общаться с молодыми людьми на их языке, нагрузка, которую он несёт. Замечу, что в этом перечне, вероятно, кроется важный момент, который должен быть учтён при выработке общего подхода к решению проблем молодёжи. Говоря конкретно, успех молодёжной работы на наших приходах в основном зависит от личных способностей священника и его помощников и ресурсов, находящихся в их распоряжении. То есть, будущее духовное процветание сегодняшней молодёжи отдельного прихода часто зависит от «существующих на месте возможностей» или, проще говоря, — от «случая».

Такая система может иметь крайне негативные последствия для молодых людей, оказавшихся обделёнными нашим вниманием. Молодость, по своей природе, максималистична, и многие молодые люди ищут стремления к высшим идеалам. Если их рвение и энергию направить в нужное русло, они вполне способны проявить самодисциплину и пойти на глубоко самоотверженные поступки. Но, повторяю, это произойдёт лишь в том случае, если их воодушевление и преданность найдут предмет своего воплощения. Показательно, что в ходе опроса более чем 120-ти молодых людей, проведённого при сборе материала для данного доклада, 73% опрошенных заявили, что Православие играет важную роль в их жизни, но только 13% могли сказать о себе, что они являются активными членами русской Православной общины. На вопросы же об удовлетворении их социальных и образовательных запросов и о возможности роста в общине, большинство опрошенных ответили отрицательно.

Несомненно, духовное воспитание нашей молодёжи — будущего наших Православных общин, заслуживает большего! Приходы и миссии нашей Церкви разбросаны по всем континентам и более чем 30 странам м i ра. Зарубежная Церковь насчитывает 14 епархий в состав которых входят более 400 приходов с 500 священнослужителями. К этому числу можно добавить великое множество активных членов причта и мирян. Это значит, что в том, что касается ресурсов и коллективного опыта работы с молодёжью, в общем i ровом масштабе, мы обладаем огромным сокровищем.

Я верю, что для того, чтобы разумно использовать это сокровище и сделать его доступным всем молодым людям русского Разсеяния, независимо от их географического местоположения, нам необходима специальная, целенаправленная М ОЛОДЕЖНАЯ МИССИЯ РПЦЗ. Для эффективной работы, такой Миссии понадобиться свежий подход к проблемам молодых людей и глубокое понимание их нужд. Такой Миссии будут совершенно необходимы ясное видение ситуации и энергичная реакция на вызовы, бросаемые окружающей нас средой. Также нужно будет активно работать в самой гуще молодёжной среды, предваряя проблемы и пытаясь предотвратить их возникновение. Ключём к успешному проведению такой работы станет выработка приемлемой для молодёжи системы мировозрения, которая бы открыла им глаза на деструктивную суть ценностей, преобладающих в современном обществе. Такая Миссия должна быть трёх-ступенчатой и функционировать на приходском, епархиальном и синодальном уровнях.

Идея создания молодёжной миссии, конечно, не нова и мы вполне можем обратиться к опыту накопленному до нас. Сегодня в Росс i и проводится огромная работа по воцерковлению детей и подростков, в которую активно включены церковные молодёжные организации, детские лагеря, пресса и, с недавних пор, радио и телевидение. Греческая Православная и Коптская Церкви тоже уделяют огромное внимание работе с молодёжью, делая особый упор на учебные программы воскресных школ и разработку духовных учебных пособий. На Западе, Римско-Католическая и протестантские церкви уже в течении десятилетий развивают различные направления работы с молодёжью. Достаточно зайти в Христианский книжный магазин в любом крупном городе, чтобы воочию убедиться в том, сколько внимания и средств уделяется развитию образовательных, консультативных, социальных и спортивных программ по молодёжной тематике. После сказанного, определённо, нужно заметить, что не все организации, занимающиеся духовно-образовательной работой с молодёжью, подходят к этому делу одинаково, и, конечно, не всё из того, что мы видим в этом плане, достойно подражания. Но, используя духовное разсуждение, мы всё же можем активно последовать совету Преп. Ефрема Сирина, и, словно пчёлы, собирающие пыльцу, тщательно осмотреть каждый цветок и собрать только то, что полезно, оставляя вредное позади.

Как замечено выше, Божией милостию, на многих приходах нашей Церкви по всему м i ру трудятся прекрасные, преданные наставники и преподаватели. Также на многих приходах успешно действуют очень хорошие молодёжные программы. Но сам факт, что это явление не повсеместно или, во всяком случае, не является нормой на всех приходах, говорит о том, что нам необходимо организовать официальную общезарубежную молодёжную миссию. Есть ли лучший способ передать обширный опыт уже успешно действующих молодёжных программ всем нашим приходам?

Очевидно, что недостаточно просто предложить образовать Молодёжную Миссию РПЦЗ. Чтобы эта идея принесла плод, понадобиться много совместных усилий. В первую очередь необходимо будет выработать концепцию практического воплощения этой идеи и изыскать ресурсы. Далее в своём докладе я хотел бы предложить общий вариант организационной структуры такой миссии, который, думаю, будет практичным и выполнимым в условиях наших епархий. В качестве модели, как мне кажется в общем применимой и к другим местам, я буду использовать Австралийско-Новозеландскую Епархию.

Сначала, краткое вступление. Под руководством нашего Владыки, мы раз в три года собираем епархиальный съезд. Делегаты представляют духовенство и мирян от всех приходов епархии, а также церковных и церковно-вспомогательных организаций. Таким образом на съезде может быть представлено всё многообразие активных групп епархии, включая сестричество, школьный совет, скаутов, «Витязей», спортивные и благотворительные организации и пр. Важной функцией такого съезда является избрание Епархиального Совета, состоящего из 5-ти клириков и 5-ти мирян. В последующие три года, примерно раз в три месяца, Совет собирается на заседание с Архиепископом для обсуждения текущих дел, затрагивающих любую сторону жизни епархии: духовную, административную, финансовую, законодадельную и пр. Таким образом, Совет выполняет совещательную функцию при Архиепископе и, как видно, имеет право голоса во многих делах, касающихся жизни епархии.

Очень практичным подходом к организации молодёжной работы на уровне епархии, было бы включить в епархиальный совет людей, конкретно занимающихся делами молодёжи или, выражаясь другими словами, имеющих «молодёжный портфель». Это позволило бы сформировать молодёжный совет при епархиальном совете, состоящий, к примеру, из священника и двух молодых делегатов мужского и женского пола. Такой молодёжный совет можно было бы выбрать из 10-ти членов епархиального совета или в дополнение к ним. Суть не в этом. Важно то, что эти люди будут полноправными членами епархиального совета и они будут участвовать во всех заседаниях с Архиепископом. Более того, на каждом таком заседании члены молодёжного совета будут докладывать о важных процессах, происходящих в молодёжной среде и, собственно, о деятельности совета за истекший период. Поскольку избираться члены молодёжного совета будут всеми делегатами епархиального съезда, то, соответственно, естественно предположить, что это будут люди компетентные, глубоко понимающие природу молодёжных проблем епархии.

Одной из задач молодёжного совета станет налаживание рабочих связей с молодыми людьми во всех приходах или городах епархии и формирование молодёжных отделений на местах. Таким образом, используя сеть местных рабочих групп, епархиальный молодёжный совет будет в непосредственном, живом контакте со всеми молодыми людьми епархии. Я думаю, что каждый приходской священник и преподаватель по достоинству оценит ту великую пользу, которую сможет принести такая сеть и на каждом отдельном приходе, и для общего молодёжного дела епархии.

На сей момент я описал каким образом Миссия по работе с молодёжью может вписаться в уже существующие епархиальные структуры; однако, для создания настоящей Молодёжной Миссии РПЦЗ, думаю, крайне важен следующий момент. Если бы, помимо епархий, молодёжный совет был создан и при Синоде, то он бы, естественным образом, стал всезарубежным координирующим органом по работе с молодёжью. Следствием такой организационной структуры стало бы то, что под окормлением и руководством Митрополита и Синода, Синодальный молодёжный совет смог бы руководить работой епархиальных молодёжных советов русского Разсеяния, направляя и координируя их усилия. Таким образом мы бы создали завершённую трёх-ступенчатую структуру Молодёжной Миссии РПЦЗ, начиная с Синода, через отдельные епархии и заканчивая индивидуальными приходами.

Необходимо заметить, что в структуре Синода на сегодняшний день уже есть организация под названием «Комитет Русской Православной Молодёжи». Она была сформирована более 35-ти лет назад ныне покойным протодиаконом Никитой Чакировым по благословению блаженной памяти Митрополита Филарета. Сегодня этот комитет, попечителем которого является Архиепископ Иларион, более всего известен своей книгопечатной работой. Возможно, Синод мог бы пересмотреть устав этого комитета с тем, чтобы расширить его полномочия и преобразовать его в административный центр Молодёжной Миссии РПЦЗ.

Теперь коснёмся того, какими конкретно путями и способами Миссия могла бы достигнуть своих целей.

Было бы разумно начать вести работу сразу по двум направлениям. Одно состояло бы в издании образовательного и информационного материала для молодёжи. Другое направление включало бы организационную и воспитательную работу по развитию здорового общения среди молодых людей, посредством социальных и образовательных мероприятий. Несколько примеров того, что можно было бы предпринять:

Молодёжное издательское направление могло бы:

— Печатать брошюры на двух языках для тех, кто в силу языкового барьера испытывает трудности в понимании церковных служб; в особенности это относится к отдельным таинствам, таким как венчание, крещение, елеопомазание и др.

— Составить тематические духовно-поучительные сборники для молодых людей, проходящих важные жизненные вехи, как то: выбор карьеры, начало романтических отношений, женитьба, рождение детей.
— Печатать брошюры, для ознакомление молодых людей с творениями Святых Отцев с тем, чтобы разъяснить их важность и применимость к условиям нашей жизни.

— Составить стандартный для всей Зарубежной Церкви религиозно-просветительный курс обучения, на двух языках, разбитый на возрастные ступени от детского сада до десятого класса, и ориентированный на церково-приходские школы. Мы также не должны упустить из вида то, что где бы молодые люди сегодня не оказались, они постоянно бомбятся продуктами высоких информационных технологий, поэтому качеству, читаемости и презентабельности образовательного материала, в особенности иллюстраций, должно быть уделено особое внимание.

— Подобным же образом сотрудничать с епархиальными школьными комиссиями в составлении десятилетней программы обучения, ориентированной на школы русского Разсеяния.

— Составить курс Библейских чтений для взрослых, включающий учебный материал и заметки для преподавателя.

— Создать и поддерживать интернет-страницу Молодёжной Миссии, подобную официальной странице РПЦЗ, ориентированную на интересы и возраст молодёжи. Также информировать о других проверенных, полезных Православных интернет-страницах.

— Особенно полезным проeктом мог бы стать выпуск молодёжного журнала РПЦЗ с тем, чтобы поощрять нашу молодёжь писать о своём личном опыте и публиковать их статьи. Часть журнала должна быть уделена форуму для обмена мнениями; он также должен будет иметь колонку для вопросов-ответов на случай, если кто-то захочет обсудить тот или иной вопрос анонимно. Журнал мог бы публиковать стихи, рассказы и рисунки — все то, что помогает молодым людям выразить свои мысли и чувства. Используя интернет, тематические издания журнала могли бы быть посвящены отдельным епархиям, а за лучшие статьи можно было бы давать призы. Молодые люди бы активно привлекалась к работе в редакционной коллегии журнала.

— Подобным же образом, Синодом мог бы издаваться молодёжный листок с подходящей тематикой и регулярной Архипастырьской колонкой, в которой Митрополит и другие члены епископата могли бы помещать свои воззвания к молодёжи. Такой листок вызвал бы огромный интерес и был бы убедительным жестом демонстрирующим сплоченность молодого поколения со своей Диаспорой.

Молодёжное организационно-воспитательное направление могло бы:

— Координировать проведение ежегодных епархиальных молодёжных съездов, особенно в тех епархиях, где они ещё не проводятся.

— В период между съездами, организовывать семинары в разных городах епархии, в дополнение к съездам.

— Подобным же образом устраивать регулярные поездки по епархии приглашённых докладчиков с лекциями на подходящие темы.

— Организовывать епархиальные и приходские спортивные сборы, поездки, и подобные мероприятия с целью развития живых дружеских отношений среди Православных молодых людей. Такие мероприятия незаменимы в деле создания здоровх групп молодежного общения, которые могли бы поддержать колеблющихся в трудные минуты. В общем, предоставить более благоприятную среду общения по сравнению с той, которая существует в других нездоровых группах.

— Предоставлять поддержку молодым людям для обучения в семинарии. При невозможности очного обучения в семинарии, поддерживать разные формы заочного и дистанционного духовного обучения, в том числе и для девушек. В этом деле хорошо было бы также использовать интернет с его звуковыми и зрительными возможностями.

— Организовывать слёты церковных певчих и чтецов; спонсировать творческие поездки детских хоров.

— Координировать паломнические поездки молодых людей из всех епархий на Святую Землю и в Росс i ю.

— Координировать и оказывать поддержку юношам и девушкам, желающим потрудиться во Славу Божию или принять послушание в наших обителях на Святой Земле и других местах подвига.

— Молодёжные лагеря предоставляют несравнимые условия для развития взаимоотношений среди молодёжи и получения ими знаний. В некоторых епархиях, особенно в Северной Америке, работа лагерей уже принесла огромную пользу. Можно было бы координировать поддержку таких лагерей и программ молодёжного обмена между епархиями и даже странами. Хочу заметить, что на сегодняшний день во многих епархиях в Росс i и успешно действуют Православные летние лагеря для детей и подростков. Программа обмена с приходами в Росс i и предоставила бы прекрасную возможность для взаимного культурного и духовного обогащения.

Это только некоторые предложения. Нет сомнений, что если объединить опыт наших воспитателей, преподавателей и наставников молодёжи, то предложений возникнет гораздо больше. Также я ожидаю, что когда приходские священники и преподаватели увидят список предлагаемых мероприятий, они сразу же воскликнут: «Так ведь мы уже делаем это на нашем приходе!». Но опять хочу заметить, что такое положение дел не повсеместно и является скорее исключением, чем правилом. Весь смысл в том, чтобы посредством организованной и всеохватывающей М олодёжной Миссии РПЦЗ, соединить все эти элементы в единую целенаправленную программу, проведение которой в жизнь, охватило бы значительно большую часть нашей молодёжи.

Синодальный молодёжный совет поддерживал бы согласованную работу всех структур Молодёжной Миссии, созывая, например, раз в три года в разных странах Всезарубежные съезды представителей епархиальных молодёжных советов. Это бы означало, что представители австралийской ветви Миссии могли бы встречаться и напрямую общаться с представителями сестринских групп в США, Канаде, Европе и так далее. Из всего предложенного, проведение таких съездов было бы самым сложным, но не невозможным, если бы все хорошо потрудились. Нет сомнений, что все осознали бы ту потенциально огромную пользу, которую смогли бы получить активно работающие епархиальные молодёжные советы от взаимного обмена опытом и идеями.

Напоследок, нужно затронуть и тему финансов. Можно говорить сколько угодно об обширных и амбициозных планах, но то, сможем ли мы реально воплотить эти планы, неизбежно зависит от их финансовой жизнеспособности. Итак, где мы возьмём деньги на молодёжную миссию?

Конечно, можно просто предложить каждому совету на каждом уровне организации проявить изобретательность в сборе средств. И действительно, вероятно, в какой-то степени нам прийдётся положиться и на такой подход. Однако в общем, на этот вопрос можно взглянуть и в несколько другом ракурсе. Наша молодёжь это — будущее и наших приходов, и Церкви в целом. Тогда, разве не разумно было бы для нашей Церкви позаботиться о том, что Её, что — Её будущее? Каждая епархия получает ежегодные отчисления от приходов, находящихся в её административом подчинении. Разве нельзя было бы выделить небольшую сумму, скажем 10−15% годового бюджета, на деятельность епархиального молодёжного совета в рамках Молодёжной Миссии Зарубежной Церкви? Таким же образом Синодальный молодёжный совет мог бы финансироваться из епархиальных отчислений в Синод. Даже если бы взносы пришлось немного увеличить, даже если бы пришлось ввести прямой взнос на молодёжную работу, чтобы эта идея заработала, результатом будет то, что все, на каждом уровне, прихода ли, епархии или Синода, будут вкладывать в будущее нашей Церкви, в своё собственное будущее. Такой подход имеет все шансы на то, чтобы оказаться жизнеспособным.

В заключении, хочу опять процитировать Свят. Иоанна Златоуста: «Если в не окрепшей еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью.»

Форум Всезарубежного Собора даёт нам уникальную возможность объединить наши усилия в разрешении проблем нашей молодёжи и трудиться вместе, чтобы с Божиею помощью донести до них «благие учения».

Слава Богу за всё!

http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/2006/5dokladmakarov.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика