Русская линия
Псковское агентство информации11.05.2006 

Святыни Белоруссии. Часть II

4. О Витебске.

Во второй день нашего паломничества после Полоцка, который едва увидели, время ограничено, отправились в Витебск. Пока едешь, размышляешь об увиденном, и все чаще приходят мысли, что белорусы и русские не столько один этнос, сколько по духу братья, по православному духу. Интересно, что в церковных лавках храмов Белоруссии, где мы побывали, стоят книги наших псковских старцев отца Иоанна Крестьянкина и отца Николая Гурьянова. Витебск, если можно так сказать, город более либеральный, здесь уже и реклама уличная появилась, и пестроты побольше, много, как и в Минске работающих предприятий: ковровая фабрика, телевизионный завод, трикотажное производство, хорошо известное и псковичам. Население города — 350 тысяч, как и в Минске, здесь многие храмы строятся заново, их более десяти, шесть будущих храмов еще в документации, какие — то храмы, как, например, Благовещенский Собор, восстанавливаются.

На Благовещение, за два дня до нашего посещения, в этом храме Митрополитом Филаретом были освящены фрески, расписанные современными иконописцами — мастерами. В храме икона Божий Матери Оршанская. Рядом с храмом новая колокольня на земле в кованых решетках 11 колоколов.

Звонарь по нашей просьбе устроил маленький благовест, радостный и веселый, и все невольно заулыбались. Восстанавливается, взорванный в 1937 году, Успенский собор. Есть в Витебске храм св. Александра Невского, его женой была дочь белорусского князя Брячислава, Ольгинский храм. В большом микрорайоне на холме стоит деревянный храм Апостола Андрея Первозванного, построенный за 21 день. При храме работает Воскресная школа, есть сестричество. А при храме св. Георгия Победоносца, перестроенного из Пожарного депо, кормят неимущих, беспризорных детей. Как мы заметили, город отдает под храмы не самые красивые и, нуждающиеся в ремонте здания, и, Слава Богу, православные берут такие дома и строят из них церкви. При каждой церкви есть Воскресная школа и трапезная для нуждающихся, каждый храм кого — то кормит. Создается в Витебской епархии, Архипастырь которой Архиепископ Димитрий, Богородичный центр из старой закрытой больницы, где будет странноприимный дом, сестричество.

Были мы в Свято — Покровском кафедральном Соборе Витебска, в котором в советские времена располагалась женская тюрьма, и во время пения Херувимской, говорят, можно услышать женский плач и стоны.

Во время войны Собор был разрушен, сейчас он восстановлен и здесь мы увидели еще одну «белорусскую» Божию Матерь — Борколабовскую, о которой сохраняется следующее предание: В 1659 году Пожарский вез из Польши икону Божией Матери, и в местечке Борколабово близ Быхова, что возле Иоаннопредтеченского монастыря, обоз встал, и никакие усилия князя не могли стронуть его с места, пока он не понял, что икону надо оставить в этом монастыре. Этот образ Божией Матери прославился чудесами, но наибольшее чудо в том, что образ пережил все войны и все гонения на религию, включая чудовищные гонения XX века, когда в окрестностях не осталось практически ни одного действующего храма. И доныне это один из почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси, хранится в том же монастыре.

В Свято -Успенском Соборе находится икона новомученика страстотерпца св. Николая Романова. Рассказывают, что, когда икона была написана, батюшка сделал для нее временный фанерный ковчежец, и однажды во время Литургии икона упала, и ковчежец поломался. Снова сколотили фанерку, опять поставили иконку. И так повторялось это падение с треском еще дважды, пока ковчежец совершенно не разломался, и когда внимательно посмотрели фанеру, то оказалось, на ней были отпечатаны ленинские лозунги, палача Императора Российского, новомученика.

Потом ехали мы по заводской территории города, названной народом Марковщина, по имени старого монастыря, бывшего здесь. Ныне тут корпуса Шелкового комбината, и среди заводских цехов возрождается Свято — Троицкий Марков монастырь, вход в который очень был похож на обыкновенную заводскую проходную.

Несколько лет назад стали восстанавливать монастырский храм иконы Казанской Божией Матери, а первый монастырский храм был построен неким монахом Марком, к которому стала стекаться братия, так и возник Марков монастырь. Завод отдал монастырю пятиэтажный корпус, где сейчас располагаются мастерские монастыря, Воскресная школа. Настоятель монастыря приглашал бездомных поработать за жилье и кормление, но желающих, правда, не нашлось.

В нашем паломничестве к Святыням Белоруссии было много такого, что нас потрясло, собственно, все путешествие вызывало такие сильные эмоции. Но Святой источник св. Параскевы, которому почти пятьсот лет, среди заводских труб и железной дороги, был как чудо, открываешь дверь — а перед тобой бассейн Святой воды, окунаешься — благодатной радости нет предела.

А рядом домишко из белого кирпича, перестроенный в храм в честь новомученика Архиепископа Фаддея, которого большевики утопили в выгребной яме, но когда батюшку народ православный выносил, его тело благоухало фимиамом. Вот так на рабочей окраине Витебска располагаются такие Святыни: выйди из дома окунись, приди в храм — помолись. Истинно Господь сейчас изливает благодать всем православным, только посмотри в Его сторону, Он щедр: приходите и берите даром. Устраивал и храм, и источник настоятель отец Илия.

Надо сказать, что батюшки в Белоруссии похожи друг на друга: невысокие, светловолосые, сухопарые, какие — то очень трогательные в своей вере и желании нам помочь, как можно больше увидеть и узнать, полюбить Белоруссию.

Наша православная экусрвовод Раиса Васильевна рассказала об известном в Белоруссии старце Антонии (Дрозд), ныне иеромонахе Аароне, который был рукоположен в сан в 1943 году, ему сейчас 85 лет. Несколько лет произошел такой случай: в местечке Яновичи под Витебском во время войны шли тяжелые бои, и много наших солдат там полегло и похоронены. И вот кто — то начал на этих Яновических полях вызывать души усопших, стали народу деревенскому являться души убиенных, их вся деревня видела, поднялся такой ужас, что даже священники не шли и по благословению Архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия отчитывать, и тогда пошел митрофорный протоиерей Антоний Дрозд. Сделал отчитку в селе, и по его молитвам стало тихо. С тех пор души умерших никто не вызывает.

После источника, с внутренним ликованием от холодной обжигающей воды св. Параскевы, мы отправились на трапезу на подворье Афонского монастыря, где нас на дальнюю дорогу кормили чудесным постным ужином. И матушки прощально махали вслед нашему автобусу: до встречи. И как не вернуться сюда, в родную землю, которая не стала чужой после разрыва СССР?

5. О паломниках и паломничестве.

В нашей группе были дети, самый маленький — шестилетний Женя. Он сразу обращал на себя внимание: ребенок стоически переносил длинные Богослужения, сам носил тяжелые сумки и не доставлял никаких хлопот. Когда мы поинтересовались у него, кто такого хорошего мальчишку вырастил, Женя скромно ответил: сам. И не соврал: Женя сирота, папа умер, а мама мальчика лишена родительских прав.

Лариса Григорьевна — опекун Жени, и новая мама ищет для мальчика что — то вроде школы при монастыре, очень боится, что Женя повторит судьбу своих родителей. Но таких школ у нас нет. Спасо -Ефросиниевский монастырь в шестилетней жизни Жени был уже седьмым в его очередном паломничестве. Мальчику очень понравилось там, «где звездочки», в Свято — Елизаветинском монастыре.

Лариса Григорьевна, 50 лет, Дом детского творчества, Пыталово: «Женя — мальчик мужественный, его укачивает в автобусе, но он терпит. Меня тоже поразил Свято-Елизаветинский строящийся монастырь, но оставил впечатлений больше Ефросиниевский. Сама я из Белоруссии, прожила здесь 35 лет, в Ефросиниевском монастыре впервые, как — то не получалось раньше, да его и не было в советское время, так что приехала уже из России. Впечатления самые лучшие, очень хорошо организует „Вертоград“ такие поездки. Постоянно паломничаю, что связано с моей работой, и сама езжу, Женя обычно вместе со мной. Люблю бывать в монастырях, хочется радоваться, и, действительно, очень радостно. Наших учеников стараюсь возить по Святым местам, считаю, надо совмещать, детский туризм и паломничество».

Ирина, 22 года: «Я родом из Белоруссии и для меня эта поездка была желанной, я к ней готовилась: прочитала Житие Ефросинии Полоцкой. Минск оказался каким — то большим, красивым, строится много. Сама Белоруссия мне больше нравится, чем Россия, это все — таки моя родина, но, с другой стороны, хорошо там, где нас нет. Это не первое мое паломничество. Сейчас больше паломничаю, средства появились, время, чтобы ездить. Я с детства верующий человек, но глубже стала интересоваться года три назад. Службы в монастырях поначалу, возможно, и утомительные, они достаточно продолжительны, но потом появляется второе дыхание, и выходишь окрыленным, есть силы на всю дальнейшую жизнь, на мир».

Денис, 28 лет, пилот: «Любому православному человеку, когда читаешь и знаешь о жизни белорусских Святых, когда заочно уже их любишь, хочется съездить и поклониться им, помолиться. На Руси издавна, как было принято Православие, люди странствовали по Божиим местам. А полоцкие князья, спустя сто лет после Крещения, уже ходили с записками в Иерусалим для поминания наших Святых. Одной из первых в Святую Землю паломничала Ефросиния Полоцкая. Конечно, в подобные путешествия, в первую очередь ведет вера. Я впервые в таком паломничестве и самые сильные мои впечатления, что мы не только из одного государства с белорусами, но мы одной веры и традиции. Мне хотелось посмотреть, какой здесь уровень Православия, и очень рад увиденному, а верующих в храмах столько же, сколько и у нас в Пскове. Потрясает размах храмового, монастырского строительства. Свято-Елизаветинский монастырь за шесть лет построен вновь, восстановлена Ефросиниевская обитель. Когда ехали, смотрели вокруг, явно видна забота государства, заметно, что и сам народ себя уважает. Посмотрите, Ефросиния Полоцкая и София Слуцкая — эти две княгини, были люди не самые простые, а богатые и знатные. К сожалению, о наших нынешних верхах общества такого сказать нельзя, о таком горении в вере. А раньше заступниками веры Православной были самые первые люди в обществе».

Юля, 29 лет, сотрудник паломнической службы «Вертоград»: «Это мое первое паломничество за рубежи нашей Родины. Минск поражает своей красотой, пространством, здесь можно дышать и ты чувствуешь себя свободно: ты живешь под небом. Но если по ощущениям сравнивать, то наши псковские Святыни древнее, и более намоленный у нас Псков. Поразило, что у нас глубокие исторические связи псковской земли и белорусской: между Минском, Полоцком и Псковом. Женой святого Александра Невского была полоцкая княжна, дочь князя Брячислава. Новая Свято-Елисаветинская обитель оставила огромное впечатление, ее монашенки — это чудо, утешение и радость. Мир и покой в душе — вот, что я могу сказать о нашем паломничестве в Белоруссию».

А ведь Белоруссия, мы стали забывать, очень пострадала во время фашистской оккупации. Белорусское население активно не приняло немецкую власть, и немцы мстили белорусам, сжигая села и деревни, да и от боевых действий войск Белоруссия была практически разрушена. Но Белоруссия, как нам показалось, сейчас возрождается гораздо мощнее, чем в советский период. Видимо, это связано со строительством храмов и возобновлением полноценной Литургической жизни в стране, а еще покровительством Святых угодников и праведников, покровительством Божией Матери, лик Которой в белорусских храмах особенный — Она смотрит на нас с какой-то строгой любовью.

Мы покидали Белоруссию, но мы будем скучать по белорусскому твердому говорку, по милым и понятным белорусским названиям: бульбяная, пошта, гасциница.

В автобусе продолжился разговор, хотя возвращались в Псков уже ночью, но слушали голос отца Андрея: «Церковь — это не столько храм, сколько мир верующих людей. В паломничестве Церковь воинствующая и торжествующая, небесная соединяются особенно зримо. Воинствующая Церковь потому, что борется на земле против греха и диавола. В паломничестве надо молиться, говорить о Боге, отдаваться Богу полностью 24 часа, а это серьезный труд, и я не сомневаюсь, что мы будем вознаграждены, пусть это и не сразу почувствуем. Надеюсь, что все Святые, которым мы молились на этой земле, к чьим мощам прикладывались, перед престолом Божиим, как те Апостолы, которые защищали хананейку перед Господом, тоже скажут: „Господи, вопиют к тебе сорок четыре человека, ответь им, обрати на них внимание“. И я уверен, что Господь откликнулся, только Он касается сердца человеческого очень аккуратно, не нарушая нашей воли, поэтому мы не сразу чувствуем в себе резкие перемены. Явных чудесных проявлений нет, на нас не сходит нимб, мы не начинаем светиться, но Господь через благодать, которую нам дает вдруг, не искусил нас и не ввел в гордость. Он нас бережет, переживает, что мы можем возгордиться и возомнить о себе. И потеряем все, что собрали в нашей паломнической молитве. Поэтому Он меняет нашу природу незаметно для нас самих, как говорят Святые отцы, мы только тогда заметим, что мы были изменены, когда согрешим, когда опять в лужу греха упадем, тогда почувствуем разницу, как нам, оказывается, было уже хорошо и легко, и, как вдруг тяжело, мерзко и противно опять находиться в том состоянии, в котором мы были».

Паломничество длилось всего два дня, но каждый для себя после этой поездки поймет что-то главное и нужное, многих это изменит. Одна юная паломница сказала нам: «Я уже сейчас нашла ответы на многие вопросы, но больше всего меня поразили все вы. Отец Андрей, когда мы сели в автобус, сказал, что мы должны стать одной семьей, я еще подумала, что люди очень разные едут, много молодежи, дети, старшие. Но мы помогали друг другу, меня поддерживали добрые глаза, и я понимала, что есть люди, готовые помочь в любую минуту, поддержать. Спасибо вам всем».

http://informpskov.ru/print/27 553.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика