Русская линия
Русская неделяСвященник Вадим Коржевский10.05.2006 

О гражданских обязанностях

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Наше жительство — на небесах», — сказал апостол Павел (Филип. 3;20). Но, как пояснили святые Отцы, такое жительство для нас, пока мы странствуем на земле, возможно лишь «по уму и по внутреннему человеку», а по телу мы являемся гражданами того государства, в котором временно поселил нас Промысл Божий. И мы не можем забывать о том, что «если мы в Царство Божие призваны, то должны быть и гражданами этого царства, звания этого достойными». Ведь вполне «можно быть слушателем Божественной мудрости и вместе своему гражданскому положению соответствовать».

В чем выражается это соответствие? Прежде всего, в повиновении существующим властям и постановляемым от них законам. Так апостол Петр наставляет нас, говоря: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1Петр. 2; 13−14). Начальство установлено Богом для того, чтобы ограждать общество от зла, давая простор благу. В этом смысле всякий начальник есть Божий слуга (Рим. 13;4). И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13; 5−7).

Обратим наше внимание, братья и сестры, на то, что у христиан есть своего рода долги, которые им следует отдавать сообразно с родом начальствующих. Когда у Христа Спасителя спросили: «Позволительно ли давать (упхнбй) подать кесарю или нет?» (Мф. 22;17), Он тут же исправил вопрошавших, сказав, что кесарево кесарю надо не давать, а отдавать (брпупхнбй), ибо подать не добровольный дар, но законная обязанность, которую, как и всякую другую, каждый христианин должен исправно выполнять, заграждая уста невежеству безумных людей (1Петр. 2;15).

Таким образом, живущий в том или ином государственном обществе и пользующийся удобствами, безопасностью и прочими выгодами от него, обязан подчиняться тем законам, по которым живет это общество. Впрочем, если эти законы не противоречат законам Божиим. Если, например, общественные власти приказывают отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса, то судите сами, справедливо ли пред Богом слушать их более, нежели Бога (Деян. 4; 18−19)? В таком случае мы не можем признать, что эти власти от Бога (Рим. 13;1), ибо всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1Ин. 4;3). Но опять же только тогда оправдано неподчинение, когда от властей исходит запрет Богу отдавать Божие, во всех же остальных случаях требуется продолжать кесарю отдавать кесарево. И даже в то время, когда государственная власть жестоко преследует нас за последование христианскому учению, мы обязаны повиноваться ей в делах гражданских.

К сожалению, не все способны бывают придерживаться правильной линии христианского поведения, путая одни обязанности с другими. Примером тому может служить та группа раскольников, которая получила в XIX веке название «странников» или «бегунов». По их учению требовалось прервать всякую связь с гражданским обществом, а именно: не участвовать в переписи, не платить государственных податей, не иметь паспортов и находиться в странствовании на том основании, что ныне в мире спасение стало невозможным. «Странники» веровали, будто антихрист уже пришел и царствует видимо в правительственной российской власти, а потому следует отвергать исполнение всех исходящих от этой власти повелений.

Не воспроизводят ли их ложное учение сегодня те, которые начинают отказываться от всего, что связывает их с гражданским обществом на основании тех же апокалиптических страхов? Сколько ныне встречается духовных руководителей, возмущающих народ и призывающих к неприятию всех общественных предприятий, начиная с переписи и налоговых платежей и кончая различными видами паспортов и денежных эквивалентов. А ведь все эти вещи ни прямо, ни даже косвенно не препятствуют отдавать Божие Богу. Причина подобных заблуждений в том, что не проводится достаточно ясной и точной границы между совершенно разнородными областями. Что вообще из внешнего, материального может помешать внутреннему, духовному? Ведь Дух дышит, где хочет и никакие материальные вещи не в состоянии удержать его в себе или подчинить себе, если этого не хочет сам Дух. Так бывает и со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3;8). Таковому не могут повредить никакие общественные формы жизни.

Очень правильно один древний христианский апологет сравнивал христиан с душой, а общество с телом, в котором эта душа обитает. И как душа обитает в теле, соблюдая законы его, но не принадлежа ему, так и христиане, хотя и обитают в мире, соблюдая законы мира, но не от мира они. Населяя различные города, христиане не должны отличаться от людей живущих в них ни бытом, ни языком, ни одеянием, ни другими знаковыми чертами, накладывающими ту или иную печать принадлежности обществу, но лишь в некотором роде парадоксальном устроении своего жития, которое заключается в том, чтобы пребывая во плоти, жить не по плоти.

Живущие по плоти о плотском помышляют (Рим. 8;5), а не о том, чтобы «все было законно и сообразно с волею Божией». Дела же плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал. 5; 19−21). Делающие такие дела не могут наследовать Царствия Божия, ибо сии черты составляют печать мира сего и антихриста. Те же, которые усматривают печать антихристову в новых технических достижениях человечества или в формировании тоталитарного общественного строя, приписывая все это проискам антихристовых слуг, приготовляющих царство лжемессии, и начинают вести борьбу с этим, неприметно для себя уклоняются от духа Христова, т. е. начав духом, оканчивают плотью (Гал. 3;3), упуская из виду, что наша брань не против крови и плоти и не против начальств и властей земных, но против начальств, властей и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6;12).

По учению Духа Святого не с техническим прогрессом надо бороться и не телесную свободу отстаивать, но всеусиленно должно противостоять прогрессу греховному и стремиться к свободе от греха. Ап. Павел не призывает находящихся в телесном рабстве восставать против существующего общественного строя, но повелевает не только соблюдать должное повиновение господам своим (Еф. 6;5), но и почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение (1Тим. 6;1). А разве не хулится учение христианское от некоторых христиан, учащих противостоять формирующемуся новому общественному режиму и введению в связи с этим новых технических средств для учета и контроля населения?! Согласно с духом Христовым мы должны смиренно принимать и претерпевать все внешние, пусть рабские, положения и неудобства нашей жизни, заботиться же только о том, чтобы не быть свободными от праведности (Рим. 6;20) и чтобы имя Божие не хулилось перед народами (Иез. 20;9). Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения (1Тим. 6; 3−4).

Не отсюда ли, например, берут начало подозрения о готовящейся акции антихриста посредством введения различных электронных документов до «чипов» включительно, которые якобы, уже в себе содержат печати или прообразы печатей антихристовых. Следовательно, принимающие их или не сопротивляющиеся внедрению их в жизнь отрекаются от Христа и планомерно идут к поклонению антихристу, который станет всемирным управителем. Но, во-первых, что касается рода печати антихристовой, то теория с вживляющимися на лоб и руку «чипами» есть всего лишь гипотеза, которая к тому же не выдерживает критики со стороны истины. А во-вторых, учение об отдачи кесарю кесарева имеет прямое отношение и к самому антихристу, который будет некоторое время обладать гражданской властью. И, следовательно, ему христиане должны будут по законоположению Божию платить подати, налоги, служить и даже воздавать честь и поклонение как представителю земной власти. Но ведь такое поклонение не является актом отречения от Христа. Оно будет таковым только тогда, когда антихрист потребует поклонения себе как Богу. Для сего он будет и великие знамения творить (Отк. 13;13). И только в таком случае христиане должны будут исполнить заповедь отдачи Богу Божия.

Так именно и поступали христианские мученики первых веков. Состоя на службе у языческих императоров, они с величайшей добросовестностью исполняли все поручения, которые были необходимы для удовлетворения общественных нужд и оказывали всяческое почтение достоинству их власти до тех пор, пока те от них не начинали требовать себе божеского поклонения. Так поступят и христианские мученики времен антихриста, помня, что не только отвергающим Христа, но и отвергающим начальство и злословящим высокие власти обещана достаточно печальная участь (Иуд. 1;8)! Аминь.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика