Русская линия
Россiя Сергей Николаев27.04.2006 

Религия больше чем политика, или наоборот
Светлое Христово Воскресение в России является чуть ли не государственным праздником

Пасхальное богослужение в главном храме страны — храме Христа Спасителя — почтило своим вниманием практически все высшее руководство страны, священнодействие транслировалось в прямом эфире всеми центральными телеканалами. В таких случаях неизбежно возникает вопрос о влиянии Церкви на большую политику. Примечательно, что последняя официальная встреча Владимира Путина и Святейшего Патриарха Алексия II состоялась в загородной президентской резиденции в Ново-Огареве, где, в частности, обсуждались итоги Всемирного Русского Народного Собора. Но самое главное — предстоятель РПЦ говорил с главой государства о ходе подготовки Всемирного саммита религиозных лидеров, который пройдет в Москве 3−5 июля нынешнего года. Как раз накануне саммита «Большой восьмерки», который пройдет в Санкт-Петербурге 15−17 июля.

К вопросу о религиозности россиян

В Российской Федерации до сих пор ситуация неопределенная. Постсоветская мода на внешнюю религиозность практически прошла. При этом у нас пока не наблюдается столь явного крена в сторону атеизма, как это сейчас принято в Европе. Нет у нас и такого разнообразия религий. Несмотря на то что свобода совести и вероисповедания гарантирована Конституцией РФ, российское общество в целом все еще можно охарактеризовать как консервативное и патриархальное. В этом есть как свои плюсы, так и свои минусы. По всей видимости, уваровская концепция триединства православия, самодержавия и народности все еще сохраняет актуальность. Среднестатистический россиянин по-прежнему религиозен, хотя, возможно, и не столь сильно, как его прадедушка. Насколько же религиозны россияне в целом, наглядно демонстрирует статистика. Ведущие компании, проводящие социологические опросы, не раз обращались к определению религиозных предпочтений россиян. Это помогло выявить определенную тенденцию. За последние лет 10 количество православных увеличилось почти в два раза, количество же неверующих сократилось в такой же пропорции. Согласно исследованиям, до восьмидесяти процентов россиян относят себя именно к православным. Многие политологи и аналитики спорят с этим утверждением, но сколь-либо весомых аргументов в свою пользу не приводят.

Это факт, причем довольно любопытный. Получается, что при всем многообразии предложений россияне все-таки тяготеют к традиционному православию. Но некоторые психологи считают, что причина такого тяготения не столько в особенностях учения или ритуалов, сколько в неизменности, консерватизме Православной Церкви. Кругом столько реформ и потрясений, что русский человек невольно ищет устойчивую опору в жизни. А храм-то — вот он, на ближайшем углу, благо каждый год открываются все новые и новые: от помпезнейшего храма Христа Спасителя до крошечных семейных. Об особенностях веры русского человека писал еще Виссарион Белинский. По его мнению, у нас «по натуре своей глубоко атеистичный народ», в котором «еще много суеверия, но нет и следа религиозности». Конечно, прошло два века после того, как была высказана эта точка зрения, но она кажется актуальной и сегодня. Несмотря на то что все большее число россиян считают себя православными, их отношение к религии становится все более скептическим. Кроме того, согласно данным влиятельных социологических российских институтов, от 60 до 80 процентов опрошенных не соблюдают посты. Кроме того, почти половина опрошенных, относящих себя к православным, практически не молятся и почти никогда не причащаются. А ведь, как известно, таинство причастия — одно из главных постулатов православного христианина. В общем, в плане религии Россия в очередной раз нашла свой путь. У нас, как в Европе, свобода вероисповедания и большой выбор религий, но мы, как жители восточных клерикальных стран, предпочитаем одну, традиционно принятую, доставшуюся по наследству. Но при этом подавляющее большинство наших сограждан убеждены в том, что религия совсем или не слишком важна. Получается парадокс.

Церковь и государство

Тем не менее, особенно в последнее время, к религии со стороны государства приковано особое внимание. Внешним фактором послужили многочисленные террористические акты, которые неожиданно приобрели религиозную окраску. После памятных событий 11 сентября некоторые аналитики заговорили о религиозной войне «запада» и «востока», подразумевая христиан и мусульман. Безусловно, многие террористы прикрываются святым для каждого мусульманина именем пророка Мухаммеда, но это не означает, что в мироустройстве возник антагонизм между христианами и мусульманами. Однако политики чутко среагировали на негативные тенденции и практически все мировые лидеры, как под копирку, заявили о том, что терроризм не имеет ничего общего с религией. Однако политики стали еще внимательней смотреть в сторону религиозных организаций. Недаром президент Путин принимал участие в качестве приглашенного наблюдателя на последнем саммите Лиги арабских государств. Он даже выразил желание о вступлении России в эту влиятельную организацию, как-никак несколько миллионов россиян исповедует ислам.

Тем не менее подавляющее большинство жителей России — православные, и от позиции Церкви в некоторой степени зависит и позиция власти. В свое время Святейший Патриарх Алексий II запретил церковным иерархам и всему духовенству избираться в законодательные органы власти. Это было связано с тем, что постсоветские парламенты всех уровней фактически себя дискредитировали, превратив законотворческий процесс в говорильню с элементами хулиганства. Только в последнее время патриарх несколько изменил свое отношение к светским институтам власти. Несколько православных иерархов вошло в состав недавно созданной Общественной палаты при президенте России, куда, впрочем, избраны также представители всех традиционных для страны конфессий.

Тем не менее в период своей предвыборной кампании кандидаты на руководящие должности в светском государстве ориентируются на мнение верующих избирателей, ибо, как правило, они достаточно социально активны. В избирательных штабах делают прогнозы, за кого и почему могут проголосовать последователи распространенных религий. Поэтому нельзя говорить, что в светских государствах религия находится в стороне от политики, скорее напротив. Конечно, фактически Церковь при этом не вмешивается в дела государственные, это считается незаконным, но косвенно, опосредованно она не может не влиять на мировоззрение своих прихожан, на их взгляды и поведение.

Правда, эта тенденция может и нивелироваться в будущем, ибо европейская молодежь все чаще заявляет о своей нерелигиозности. По различным причинам молодые люди на Западе неохотно признают себя верующими. К примеру, в Англии большинство — около 60% - людей от 18 до 24 лет объявляют себя атеистами. Временная ли это тенденция или серьезный выбор на всю жизнь, покажет время. Коснутся ли европейские веяния России — вопрос открытый. Если взять Москву и Санкт-Петербург, где сконцентрировано немыслимое количество религиозных организаций, то не исключен европейский путь. Но Москва и Питер не вся Россия. Подмечено, что религиозность больше свойственна жителям провинциальных городков и сел, где нередко принято ходить в церковь хотя бы раз в неделю. По неписаным законам общежития это настолько обязательно, что семья, не бывающая в церкви, может привлечь к себе внимание. Такие провинциальные общества традиционны: человек с детства воспитывается в религиозном духе, вера оказывает значительное влияние на его мировоззрение. Но религия не всегда способствует выработке определенных политических убеждений и предпочтений человека. И вряд ли государство пустит «на самотек» этот процесс. 12 апреля премьер-министр Михаил Фрадков утвердил в должности председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ первого вице-премьера Дмитрия Медведева, который с недавнего времени курирует национальные проекты. Таким образом, кроме жилья, здоровья, образования и сельского хозяйства бывший руководитель администрации президента займется духовной сферой и будет координировать деятельность многочисленных религиозных организаций России. Есть пища для размышлений. Духовных.

Как встречали Пасху в этом году

В минувшее воскресенье по всей России православные христиане отмечали Светлое Христово Воскресение. Пасхальные богослужения более чем в 8 тыс. церквей и храмов посетили более 5 млн. россиян. В Москве главное богослужение проходило в храме Христа Спасителя, где вместе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и несколькими высокопоставленными чиновниками, включая президента России Владимира Путина и мэра Москвы Юрия Лужкова, светлый праздник встретили более 5 тыс. верующих. После традиционного крестного хода вокруг главного московского храма патриарх начал Пасхальную заутреню. Завершив молитвы, Алексий II поздравил с Пасхой Владимира Путина и вручил ему пасхальные подарки, по-христиански трижды поцеловав. «В этот радостный, светлый, торжественный праздник Пасхи Христовой сердечно поздравляю вас, ваше превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, и ваших соратников и желаю, чтобы воскресший Господь укрепил вас в подвиге, который вы совершаете на благо народа», — сказал патриарх. В разговоре с президентом он отметил радостное настроение москвичей, посещающих храмы. «Сегодня на вопрос, все ли у них есть для жизни, они отвечают: „Все есть“. Еще несколько лет назад не чувствовалось такого оптимизма», — заявил Алексий II.

http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3287&Itemid=67


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика