Русская линия
Патриархия.Ru Игорь Коновалов20.04.2006 

«На Соловках не должно быть противостояния музея-заповедника и монастыря..»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре — Русской Голгофе — началось возрождение колокольных звонов. На вопросы Пресс-службы Московской Патриархии отвечает главный звонарь России — старший звонарь Соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей Московской Патриархии Игорь КОНОВАЛОВ.

— Игорь Васильевич, недавно вы побывали на Соловках, а затем на колокольном заводе в Воронеже. Расскажите, пожалуйста, что уже сделано и что предстоит сделать для возрождения Соловецких звонов?

— Решение о возобновлении в 1990 году иноческой жизни на Соловках — в числе первых деяний Предстоятеля нашей Церкви. И вот уже 15 лет бок о бок сосуществуют здесь музей-заповедник и монастырь. Но работа по возрождению Соловецких звонов начинается только сейчас.

Я давно знаком с наместником Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандритом Иосифом. Когда, наконец, был поднят вопрос об отливке колоколов для этой обители, он пригласил меня участвовать в этой работе.

В марте мы побывали на Соловках. Господь благословил нашу поездку хорошей погодой. Светило солнце. Небо было голубым. Повсюду еще лежал снег, Белое море было во льдах, лед сковал и все озера, реки Соловков. Поразили стены и башни монастыря, выложенные из гигантских камней, титанами духа, суровая, живописнейшая архитектура древних соборов. Такие же титаны духа стояли здесь за веру и в XX веке. Промыслительно, что Голгофо-Распятский скит на Соловках находится на одной долготе с Голгофой на Святой Земле.

Ныне древней обители переданы два храма — Благовещенский надвратный и свт. Филиппа, митрополита Московского. Они вновь освящены и в них проведены реставрационные работы.

Первый, относящийся к концу XYI века, сооружен тогда же, когда и стены монастыря — в правление Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного. Именно в этом храме в лагерные времена вдруг у кого-то явилась мысль открыть антирелигиозный музей. И под этой вывеской удалось сохранить прекрасный иконостас (правда, не все иконы), интерьер храма, росписи замечательные, часть святынь.

В Филипповском храме, относящимся к XYIII веку, покоятся святые мощи основателей монастыря — Зосимы, Савватия и Германа Соловецких — и мощи епископа Воронежского Петра Зверева, который был замучен в СЛОНе.

А в апреле я побывал в Воронеже, где для обители в честь 570-летия её основания и 15-летия возобновления в ней иноческой жизни по моему проекту отлит Большой колокол весом 880 пудов или 14 с небольшим тонн. Мы его прослушали. Звук красивый, бархатистый.

В его художественном оформлении принимал участие и архимандрит Иосиф. По предложению наместника обители, в частности, один из поясков на колоколе имеет вид тернового венца. Во всех благовестниках, а их будет пять, мы этот элемент оформления обязательно применим, чтобы будущие поколения знали и помнили о трагической странице истории монастыря, Церкви и Отечества.

— Что известно о судьбе Соловецких колоколов?

— Сейчас о Соловках, как и о многих местах, ходят легенды: мол, снятые колокола погрузили на баржу, которая затонула где-то рядом в Белом море. Но, возможно, колокола Соловков, действительно погрузив на баржу, отвезли в Архангельск или Кемь, где, как тогда это называлось, они были утилизированы.

Уцелели лишь два колокола. Первый — благовестник, или Царь-колокол, который пожертвовал только что вступивший на престол Александр II. Этот колокол был отлит в Ярославле на заводе купцов Чарушниковых — одном из лучших тогда предприятий России по отливке колоколов.

В экспозиции музея хранится еще один колокол — первой четверти XV века. Но поскольку Соловецкий музей имеет такую странную особенность — большую часть года, когда нет посетителей, он закрыт, — обследовать этот колокол не было возможности.

— А благовестник, который Вы видели, можно вновь поднять на колокольню или он будет сохраняться как реликвия в монастыре или в музейной экспозиции?

— Колокол стоит на земле, когда он разбит. В этот колокол стреляли. В нем есть маленькие каверны, но он целый. Мы должны, я считаю, слышать голос единственного сохранившегося Соловецкого благовестника.

— В каком состоянии колокольня обители?

— Соловецкая колокольня находится в состоянии, которое я бы мягко назвал неудовлетворительным. Ее окружают добротные леса, но никаких признаков реставрационных работ мы не увидели.

Вместе с архитектором музея, в ведении которого она пока остается, мы поднимались и осматривали колокольню. Ее кладка стянута железными связями. Под действием соленого морского ветра они ржавеют и распирают кладку изнутри. Идут трещины внутрь колокольни.

Одним словом, колокольню достаточно сложно реставрировать. Нужно вынимать железные связи, укреплять стены, обязательно восстанавливать силовую кладку, несущую способность колокольни. У музея, как я понимаю, средств на это нет.

— Сколько будет поднято колоколов после реставрации колокольни?

— По предварительному решению планируется отлить 22 колокола. Их общий вес — около 32 тонн. Нам известны лишь весовые параметры прежних колоколов. Большой колокол был около тысячи пудов. Другие — 500, 250, 125 пудов… При отливке новых колоколов мы будем придерживаться этих параметров.

А об их звучании нам, к сожалению, ничего не известно. Нет ни пластинок с записями Соловецких звонов, ни чьих-то воспоминаний — в мажоре звучали колокола или в миноре. Погибли и звонари, и насельники монастыря, которые слышали звоны, и миряне, которые бывали на службах.

Теперь нужно к Большому колоколу лить все остальные, которые будут составлять тот до-мажорный ряд, который избрал архимандрит Иосиф.

— Как будете настраивать колокола?

— Есть несколько подходов к этой проблеме. Мне, как звонарю-музыканту, нужно, чтобы все колокола были отлиты там же, на заводе Анисимова в Воронеже, и я бы их все прослушал.

После этого небольшие колокола мы бы или переточили, или подобрали другие, чтобы они звучали согласно с Большим. Подход хороший. Но возникает вопрос: «Что же этот новый колокол, пока будут отливаться другие, будет год находиться в Воронеже?».

Колокол — это голос обители. Соловки уже столько лет лишены колокольного звона! Поэтому сейчас прорабатывается другой вариант: может быть, сейчас, когда сойдут льды, перевезти новый колокол и поставить на временную сварную колокольницу, чтобы его звук наполнил монастырь и окрестности. Нам ведь нужно послушать колокол из разных мест архипелага.

— А где будут готовиться звонари для Соловков?

— У нас при Храме Христа Спасителя есть школа колокольного мастерства. Но лучше мы сами будем подъезжать на Соловки — работы здесь, как минимум, лет на пять! — и на месте обучать звонарей мастерству, уставу колокольных звонов.

Я уже дал в монастыре первых два мастер-класса, у нас это называется «снять звон с руки». Для одновременного звона во все колокола на Соловках нужны три звонаря. Достаточно подготовить 5 человек. И они в принципе уже подобраны. Это — замечательные молодые талантливые ребята — послушники обители, некоторые из них с музыкальным образованием. Показал им несколько приемов трезвона, спустился с колокольни вниз и с радостью услышал свои приемы в их исполнении.

— На недавнем X Всемирном Русском Народном Соборе была принята резолюция, поддерживающая передачу Рязанского Кремля Церкви. В ней обращалось внимание и на то, что необходим более конструктивный диалог между музеем-заповедником и монастырем на Соловках. А какова ваша точка зрения по этому вопросу?

— В нынешнем году исполняется 200 лет, как император Александр I Благословенный подписал указ о создании в Москве Оружейной палаты. Этот юбилей торжественно отметили музеи Московского Кремля.

После Отечественной войны 1812 года высочайшим указом создавались древлехранилища — музеи церковных древностей.

Эта практика может быть возрождена и сегодня. Но по благому примеру Троице-Сергиевой Лавры музейные собрания должны быть воцерковлены. Вот и на Соловках, на мой взгляд, эти собрания должны быть под духовным водительством наместника монастыря.

Сотрудникам музея нужно осознать, в результате чего созданы все духовные и материальные ценности в их экспозициях. Да, они многое, что могло погибнуть, сохранили! Но создал-то эти святыни православный народ.

Направление экскурсий в музее-заповеднике должно меняться: нужно говорить не только о мертвых камнях и датах, архитектурных стилях, но и о святынях, о церковной истории, причем освещая ее как можно глубже.

А в самой обители создана своя паломническая служба, которая уже занимается этой работой. Кстати, прежняя ризница монастыря на старинных открытках Соловков и выглядела как музей.

Одним словом, как и в Московском Кремле, и в Троице-Сергиевой лавре, на Соловках — Русской Голгофе — не должно быть противостояния музея-заповедника и монастыря.

Беседу вел Николай ГОЛОВКИН

http://www.patriarchia.ru/db/text/106 252.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика