Русская линия
Литературная газета11.04.2006 

Миссия России в ХХI веке
Ваше отношение к Собору? Как вы собираетесь проводить в жизнь его идеи? На эти вопросы отвечают участники Собора

4 апреля 2006 г. в зале церковных соборов храма Христа Спасителя приступил к работе Х юбилейный Всемирный русский народный собор на тему: «Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке».

После молитвы со вступительным словом к присутствующим обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Приветствия в адрес Собора зачитали от президента РФ В. Путина полномочный представитель президента по Центральному федеральному округу Г. Полтавченко, от председателя Совета Федерации С. Миронова — его заместитель А. Торшин, от спикера Государственной Думы РФ Б. Грызлова — вице-спикер Л. Слиска.

С докладом, в котором были обозначены основные болевые точки соблюдения прав человека в глобальном мире, выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), который, завершая выступление, сказал: «Очень плохо и греховно, когда попираются права наций и этнических групп на их религию, язык, культуру, ограничивается свобода вероисповедания и право верующих на свой образ жизни, совершаются преступления на религиозной и национальной почве. К борьбе с подобными пороками должно сегодня призываться общество, в эту борьбу должна включиться Церковь. С православной точки зрения, в этом и состоит смысл правозащитной деятельности сегодня.

В июле 2005 г. Собор получил статус при Социальном и экономическом совете ООН. Это открывает для нас дополнительные возможности для диалога и сотрудничества на глобальном уровне во имя выработки совместного подхода к решению ключевых проблем современности: подлинно универсального понимания прав и достоинства личности».

С краткими докладами выступили: министр иностранных дел РФ С. Лавров, генеральный прокурор РФ В. Устинов, министр культуры и массовых коммуникаций РФ А. Соколов, уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин, по поручению мэра г. Москвы Ю. Лужкова — министр правительства

В. Виноградов, руководитель РАО «Российские железные дороги», «Центра национальной славы» и «Фонда Андрея Первозванного» В. Якунин, руководитель Счётной палаты и Российского книжного союза С. Степашин, представители основных религиозных конфессий России, представители Русской православной церкви за рубежом и другие официальные лица.

В торжественной обстановке Святейшему Патриарху Алексию II была вручена премия Иоанна Златоуста и памятная «Золотая цепь благотворителя» за милосердие и благотворительность, после чего аккредитованные журналисты были приглашены на брифинг. Первый день работы завершился в 18 часов.

Во второй день традиционно шла работа по секциям: в Паломническом центре Московского патриархата, гостиница «Университетская», обсуждались вопросы на тему «Место духовно-нравственной мотивации в жизни современного человека», в Московском государственном социальном университете, руководимом доктором исторических наук, профессором В. Жуковым, была заявлена тема «Молодёжь и будущее России», в конференц-зале гостиницы «Даниловская» ставились фундаментальные вопросы на тему «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд», в Центральном Доме литераторов звучала тема «Добрые люди на доброй земле», в рамках работы которой торжественно были вручены награды МБФ «Меценаты столетия» и ОБД «Добрые люди мира». В числе награждённых были известные писатели В. Распутин, Е. Исаев и другие.

Третий день работы Собора был посвящён выработке основополагающих документов и деклараций. Были приняты: «Декларация о правах и достоинстве человека», «Соборное слово», «Резолюция в поддержку передачи Церкви зданий в Рязанском кремле», «Резолюция о земле, крестьянстве и продовольственной безопасности России». Особо потрудившимся на ниве утверждения православия и нравственности были вручены высокие награды Русской православной церкви.

Владимир ШЕМШУЧЕНКО

Надежда МИРОШНИЧЕНКО, поэтесса (Сыктывкар):

— Обозревая ближайшее двадцатилетие нашей жизни, я поражалась, что не находится ни одного человека, который бросил бы нравственный вызов бессовестности сегодняшнего времени с его политическим курсом игры с правами человека. Все эти годы под разговоры о свободе совести разрушается право души быть нравственной, причём не только у нас, а во всём мире, и никто ни разу не выступил концептуально с анализом ситуации. Я впервые услышала такой анализ на нынешнем Соборе, из уст митрополита Кирилла. Я счастлива, что здесь присутствую, моё личное желание защитить Отечество получило сегодня возобновление сил.

Я потому ещё радуюсь, что на Соборе присутствуют лидеры ислама, и я надеюсь, что они нас поддержат. Да и любая религия нас поддержит, потому что в религии главное — сохранение нравственного начала. Объединения таких огромных масс народа, пусть запутавшегося, но уже идущего к себе, — этого я жду от Собора и считаю, что это самое главное, что произошло за двадцать лет в России.

Я работаю в Ухтинском государственном техническом университете, где наш ректор Цхадая Николай Денисович открыл гуманитарный факультет и пригласил меня прочитать спецкурс про русскую совесть, который я назвала «Азбука нации». Мне не надо было сюда приезжать, чтобы проводить в жизнь идеи Собора, я всю жизнь этим занимаюсь. Но площади моего университета для этого недостаточно, только моих усилий мало. Этот Собор для меня — большая радость: что-то происходит по просвещению души человеческой в нашем Отечестве, и в очень серьёзном масштабе. И поэтому я собираюсь дальше писать свои стихи, если Бог даст, собираюсь продолжать работать в университете, но уже с твёрдой уверенностью: то, что я делаю, — правильно. А ведь таких, как я, много по России.

Валерий МИХАЙЛОВ, поэт, главный редактор журнала «Простор» (Алматы):

— Тема Собора — замечательная, остро необходимая в наше время, потому что сейчас человек как раз находится на распутье: пойти ему в общество сугубого потребления или всё-таки подумать о душе. Я в первый раз приехал на Собор, мне всё здесь интересно, и особенно мне понравился доклад митрополита Кирилла, потому что в нём поставлены самые существенные вопросы — о здоровье души, определяющем здоровье всего общества. Повторю его главную мысль: ограничивая религиозную свободу личности так называемыми правами человека, понимая их очень узко, Совет Европы препятствует нормальному, здоровому развитию души во всём обществе. Я живу в Казахстане, и для нас это важно так же, как и для России, и для всех стран мира. Каждый человек бесценен, и даже если один человек выпадет из мироздания, то всё мироздание нарушится. Об этом сказал сегодня митрополит Кирилл, этому будут посвящены все три дня Собора, и это, конечно, очень важно.

Мне приятно, что на Соборе было много СМИ, много снимали, записывали в блокноты, и дай Бог, чтобы журналисты подробно рассказали о том, что происходит на Соборе.

Каждый по мере своих сил и возможностей печётся о своей душе, старается быть полезным и другим людям. В журнале «Простор», где я работаю, мы печатаем материалы духовного содержания, хотя журнал у нас литературный. Например, с начала и до конца этого года публикуем замечательный труд Олеси Николаевой «Православие и свобода», где великолепно разработаны все аспекты связи духовной жизни с обществом. Печатаем и толкования стихов величайшего суфия Средневековья Ходжи Ахмета Ясави. Бывают у нас и культурные материалы, которые косвенно касаются духовной жизни. Думаем, что состояние умов наших читателей напрямую зависит от их религиозной образованности, поэтому и отдаём духовному свои страницы. Как редактор вместе со всеми сотрудниками стараюсь отбирать те художественные произведения, которые возвышают и облагораживают душу, а не потворствуют суете.

Иван ЕВСЕЕНКО, прозаик, главный редактор журнала «Подъём» (Воронеж):

— Я уже не первый раз на Соборе и думаю, что проведение его имеет положительное значение в том, что это демонстрация и объединение сил сопротивления, которые существуют в стране. Сопротивления тем негативным началам, которые тоже, увы, есть. Это с одной стороны. С другой — идёт консолидация Церкви и правительства. Насколько это хорошо — вопрос сложный, он требует достаточно серьёзной проработки в социально-философском плане. Мы ведь знаем из истории, что во времена Смуты, начавшейся в 1612 году, Церковь и патриарх Гермоген возглавили народ и вдохновили его на сопротивление. Это же самое ожидалось от духовенства в 90-е годы прошлого века. Потому что политической партии, которая могла бы возглавить народное духовное сопротивление, сейчас нет. Но духовенство заняло другую позицию, возможно, потому, что долгие десятилетия было угнетаемо при советской власти. Оно пошло на сотрудничество с властью.

Я читал документы, которые принимаются на соборах. Ни один пункт этих постановлений не выполняется. Это декларации, произносящиеся в пустоту. Они, как правило, написаны не на духовном уровне, полумирским языком, тогда так документы Собора должны быть духовными произведениями. И впечатление у меня остаётся такое: ну, поговорили. Мы сейчас уедем в провинцию, расскажем, что был Собор. А дальше? Дальше — до следующего Собора. Никаких структур на местах, которые выполняли бы его постановления, нет.

Идея Собора довольно эклектична. Одно из двух: или «Миссия России в XXI веке», или «Вера. Человек. Земля» — это разные темы, разные идеи. Конечно, слова о том, что нужно делать добро, с гуманистической точки зрения справедливы, но логичнее сейчас поставить вопрос по-другому: «Не делать зла». Делать добро — нормальное состояние каждого человека. А вот человека, который делает зло, надо остановить. Зачем призывать нормального человека делать добро? Есть в этом какая-то лукавинка, момент заигрывания с властью. Пока мы не скажем, что мы строим, куда мы идём, мы народ ни на что не поднимем. Русский народ должен знать идею. Либо Царство Божие строим, либо хотя бы социализм. Ведь даже если у нас произошла буржуазная революция, то ни один её постулат — «свобода, равенство, братство» — у нас не воплощён. Наоборот, все разъединились.

Вячеслав КУПРИЯНОВ, поэт:

— Идея, если она объединяет хоть какую-то общность, продуцирует новые идеи, а там, глядишь, и толк какой-то будет.

Я участвовал в работе секции «Место духовно-нравственной мотивации в жизни современного человека» и говорил о преподавании этики в школах и других учебных заведениях исходя из идей академика Рождественского, который был моим учителем. Главное — других послушать.

Владимир КРУПИН, прозаик:

— Тема Собора — «Вера. Человек. Земля» — необычайно важна, потому что мы же из земли вышли. Земля была такой необыкновенной чистоты, что Господь сотворил из неё Адама. Из нашей нынешней земли, после того как её человек посетил и загадил, уже нельзя сотворить нового Адама. Земля при нашем попустительстве и при либеральных законах превращается в предмет купли и продажи, что преступно по отношению к земле. Она — достояние Божие. Земля для российских землевладельцев всегда была не только территорией, с которой собирают пищу, а нравственной категорией. Если бы я не работал на земле, перед вами бы или обезьяна стояла, или какой-нибудь циник, пошляк. Но труд на земле сделал из меня человека. Другое дело, и это очень горько, что, как бы ни были умны речи, как бы ни были прекрасны люди, которые здесь собираются, коэффициент полезного действия ничтожен, близок к нулю. Я член президиума Всемирного собора уже лет 15, это Х Собор, и у меня полное ощущение, что ни наши решения, ни наши благие пожелания, ни наши выстраданные высказывания ничего не изменят. Словно сорвалась телега и катится, и катится вниз. Видимо, должно дойти до какого-то предела, как говорил Пушкин, «дело до петли доходит». Вот, может, припрёт людей, когда они пойдут в привычный лес за грибами-ягодами, а там будут стоять запрещающие знаки: «Частные владения, private» — как на Западе. До этого уже доходит, и это очень горько и грустно.

Огромная радость — встречать своих товарищей. И единственная, главная радость, что они не изменили ни Отечеству, ни литературе. Ощущение, что мы те же, что и были в начале писательского пути. Не пошли на зов золотого тельца, в услужение новым русским, не стали шестёрками при либералах. Это, конечно, очень хорошо. Но о чём бы мы ни говорили — ничего никогда не менялось. Кажется, что наши враги смотрят и думают: «А, у вас это болит? Вот тут мы и нажмём! Вы об этом говорите? Мы и тут вас прижучим!» Теперь уже, слава Богу, нет такого: когда я говорю «Я русский писатель», автоматически меня называют «фашистом». Теперь вроде не запрещают любить Родину, и даже наоборот, все её любят. Я услышал по «Эху Москвы»: Владимир Познер жаловался, что он работает во вражеском патриотическом окружении, не продохнуть, всё телевидение занято патриотами. Это, конечно, смешно. Но ведь можно без конца говорить патриотические речи, каждый день показывать пять передач «Играй, гармонь!», исполнять без конца музыку Глинки… Есть какие-то подспудные внутренние движения, которые не зависят ни от Собора, ни от наших пожеланий, ни от нашей литературы, и открыты они будут не сейчас, а когда-нибудь после. Будем надеяться, что наши внуки доживут до соборов, на которых скажут: «Мы спасли Россию».

Когда пессимист говорит: «Хуже некуда», — оптимист говорит: «Нет, есть куда». Так вот, я оптимист. Есть куда хуже, но всё равно потихоньку выпрямляемся. Понемногу что-то меняется. Это приход людей в Церковь. Другого изменения нравственного я не вижу.

Михаил ДЕЛЯГИН, экономист:

— Я человек невоцерковленный, и мне просто интересно посмотреть, что это такое и как это происходит. У меня здесь довольно много знакомых. Религия, вера — это вещь интимная в жизни каждого человека, поэтому я бы не стал распространяться на эту тему.

Алексей РЫБНИКОВ, композитор :

— Я надеюсь, что Собор поможет нам сформировать психологию, образ мышления русского человека в современном мире. В советское время у нас сформировалась психология гражданина великой державы, но державы, построенной на неправедном фундаменте. Потом произошло разрушение Советского Союза, и мы почувствовали себя в мире очень неуютно. Я это по себе знаю, когда выезжаю за границу. Поэтому сейчас всем нам очень важно понять, что мы — граждане великой державы, построенной на праведном фундаменте. У нас государство многонациональное, в нём живут люди разного вероисповедания, но в каждой религии нравственные постулаты одинаковы. И для каждого из нас важно придерживаться очень простых, но вместе с тем очень сложных для исполнения заповедей.

Для меня как человека верующего этот фундамент основан на заповедях Ветхого и Нового Заветов. Православные мотивы настолько тесно связаны с моим творчеством, что это сильно отражалось на моей судьбе. В «Юноне» и «Авось» в самые глухие годы застоя впервые в Советском Союзе официально со сцены Театра имени Ленинского комсомола прозвучали тексты православных молитв, было представлено явление Божией Матери. С одной стороны, я испытал чувство выполненного долга, а с другой — мне долгое время не давали возможности полноценно работать. Религиозная тематика нашла продолжение в «Литургии Оглашенных» и в последней моей симфонии «Воскрешение мёртвых», написанной на тексты Ветхого и Нового Заветов. Конечно, параллельно идёт работа над фильмами и спектаклями, но главной для меня остаётся тема духовного обновления, в основе которого лежит вера.

Анатолий КАРПОВ, чемпион мира по шахматам:

— Собор объединяет русских людей, которые разбросаны по всему миру. Замечательно, что у нас происходит сближение Русской и Русской православной церкви за рубежом. И я очень надеюсь, что они объединятся, потому что это разделение неестественно. Если мы спросим русских, которые живут в разных странах мира, то они ответят так же, как и я: пора объединяться, сегодня нас ничего не разделяет. Я много общаюсь с русскими за рубежом и во время своих шахматных выступлений и по линии благотворительности и знаю, что они к России тянутся. Потому что дух общения, душевность, традиции, отношения между людьми всё равно являются определяющими. Ничего подобного, что есть в России, нигде в мире не существует.

Собор всегда был объединяющим началом не только для русских, но и для людей разных национальностей, для всех, кто болеет за Россию. Здесь они могут встретиться, пообщаться, обсудить наши общие проблемы. Естественно, в этом зале всех проблем не решить, но их можно обозначить, наметить планы дальнейших действий — это очень важно.

По роду своей деятельности у меня всегда были тесные связи с Русской православной церковью. Потому что в прежние времена Церкви не разрешалось заниматься благотворительной деятельностью, и храмы переводили деньги в Советский фонд мира. Когда я возглавил фонд, баланс поступлений был примерно такой: 60% от Православной церкви и 40% - от всех остальных. РПЦ принимала деятельное участие в акциях фонда, и когда Церкви стали возвращать храмы, актив Фонда мира посчитал своим долгом помочь Православной церкви. Мы принимали активное участие в восстановлении Оптиной пустыни, Валаама, Донского монастыря в Москве, многих храмов и монастырей на местах.

Юрий НАЗАРОВ, народный артист России:

— Когда в выступлениях некоторых ораторов проскакивает, хоть и в завуалированной форме, нетерпимость к коммунистическому прошлому, я вспоминаю басню Ивана Андреевича Крылова про умирающего льва, к которому заторопился осёл — пнуть напоследок, «пускай ослиные копыта знает».

Не пора ли нам успокоиться?.. Коммунизм ни в чём не виноват, никому же не придёт в голову обвинять Христа в преступлениях средневековой инквизиции. Я недавно прочитал, что антикоммунизм — это русофобия. Говорят, что целили в коммунизм, а попали в Россию, ерунда — в Россию и целили. Использовали трагедии, несчастья, перегибы и хорошую нам подножку подставили. Сегодня мы в глубокой, как бы поинтеллигентнее выразиться, яме. И православные, и неверующие, и коммунисты. То, о чём говорил митрополит Кирилл — игромания, пропаганда гомосексуализма, продажное телевидение, — всё работает на растление, разложение, развращение. Нам необходимо сообща сопротивляться экспансии Запада. Собор — это моё убеждение — должен объединить всех, кто любит Россию. Сергий Радонежский, великий заступник земли Русской, когда-то давным-давно сказал: любовью и единением спасёмся.

Елена МАССАЛИТИНА, поэт, руководитель Клуба молодых писателей Московской организации Союза писателей России:

— Я впервые участвую в таком масштабном мероприятии. Событие очень интересное. Когда объединяются люди с добрыми мыслями, хорошим настроем, причём люди разных конфессий, разных взглядов, — это здорово. Собор призван объединять россиян, живущих и у нас, и за рубежом. Отрадно, что Союз писателей России тоже имеет к этому отношение. Я считаю, что вера вообще помогает человеку, какого бы вероисповедания он ни был. У нас многонациональная страна, но объединяющее начало в России, конечно, принадлежит православию. Это основная религия России, и она очень по-доброму относится к людям других вероисповеданий. Когда человек живёт с верой в душе, он уже грех на душу не возьмёт, не поступит против своей совести — это всегда хорошо.

Зинаида КИРИЕНКО, народная артистка России:

— Сегодня очень тревожное время в смысле морали и нравственности, и мне хотелось послушать, что будут говорить на этом Соборе наши церковные иерархи, высокопоставленные чиновники, которые тоже обеспокоены этими проблемами. Очень мне понравилась речь митрополита Кирилла, у него мысль отточена, конкретна. Мы все знаем, как сегодняшнее время опасно для молодых людей, для детей. Тем не менее это уже десятый Собор, а ничего не меняется, наоборот, ещё наглее, бесстыднее ведёт себя зло. Посмотрите, что показывают по телевидению. Это уже Содом и Гоморра. Говорят: переключите, если не нравится, но это лукавое бесстыдство так говорить. Даже если я посмотрю, меня это не испортит. Но это же направлено не на нас с вами, это направлено на подростков, на детей. Цензура моральная, нравственная — просто слов нет, как нужна. Мало ли какой дурак или похабник, занимающий должность или имеющий деньги, захочет показать что-нибудь? Это не свобода слова, это свобода для разложения общества. Хотелось бы верить, что нынешний Собор будет иметь какие-то решительные последствия.

Егор ИСАЕВ, поэт, Герой Социалистического Труда:

— Нельзя умствовать, надо быть умным. И вот сейчас на этом Соборе я услышал потрясающее выступление владыки Кирилла. Это слово философа, это слово гражданина, это слово духовного лидера. В нём нет резкости, но есть глубина. И как доказательно он противостоит разнузданной, хитрой риторике Запада о правах человека! Что такое права человека? Господи! Как нам доказать Западу, что у нас права человека были более обеспечены, чем у них. Да, у нас были срывы, но надо тоже посмотреть, чем они были обусловлены. Мы до сих пор не знаем самих себя. Мы не можем защитить сами себя. Мы победили фашизм, дали свободу Европе, обогатили США, и мы же, выходит, виноваты и опять находимся в кольце.

Владимир ЛУКИН, уполномоченный по правам человека в РФ:

— То, что во главу угла была поставлена проблема прав, свобод и достоинства человека, по-моему, очень хорошо и правильно. Замечательно, что Русская православная церковь старается приспособить свою деятельность к сегодняшнему дню. Доклад владыки Кирилла мне в целом понравился прежде всего тем, что он был открыт к диалогу, к обсуждению. Там не было притязания на что-то каноническое, но были попытки осмыслить те реальные и очень важные явления в жизни человечества, которые содержатся в терминологии права, свободы и достоинства людей. Со многими положениями этого доклада я согласен, с некоторыми — я не то чтобы не согласен, но они у меня вызывают вопросы. Например, проблема эвтаназии. Я не могу с абсолютной уверенностью на этот вопрос ответить утвердительно или, наоборот, отрицательно. Так что есть много проблем, которые нуждаются в продолжении диалога.

Записали Надежда ГОРЛОВА и Игорь ЛОГВИНОВ

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg152006/Polosy/31.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика