Московские новости | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 10.04.2006 |
В итоге было принято решение о начале серьезной работы по осмыслению прав и достоинства человека в рамках ВРНС. Мы понимали, что в этой концепции есть очень много того, что может быть принято и поддержано русской культурой. Однако есть и то, что трудно воспринять, особенно в том, что касается современной практики реализации этой концепции.
— Как вы определяете понятие «достоинство личности» в контексте отечественной духовной традиции?
— В отечественной духовной традиции под достоинством человека понимается не наличное состояние человека, а то высокое состояние, к которому должен стремиться человек. Возьмите классическую русскую философскую мысль и литературу. Вся она посвящена поиску смысла человеческой жизни. Наши мыслители очень хорошо видели плачевное состояние человека и размышляли над тем, что нужно сделать для его нравственного восхождения. Для русского народа критерием совершенствования личности всегда были и остаются нравственные нормы. Достоевский много писал о всемирной отзывчивости русской души, ее способности объединить на основе преданности нравственным идеалам людей различных вер и национальностей. Это возможно, потому что нравственные традиции основных религий совпадают, а их представители находят в русской цивилизации надежного союзника. Поэтому для русского сознания представляется органичной мысль о том, что общество и государство должны прилагать все усилия для содействия совершенствованию каждой личности. В этой перспективе права человека могут занять важное место как механизм, помогающий в достижении этой важной цели.
— Какие угрозы и вызовы правам и свободам человека несет современный глобализированный мир?
— На мой взгляд, сегодня главный вызов заключается не в дефиците свободы, а в том, как ей пользуются народы и отдельные личности. Исторический опыт показывает: свобода без ограничений поедает сама себя. Конечно, всегда есть такие люди, которые были бы рады ограничить свободу и ввести политический контроль над личностью ради ее же собственной безопасности и благополучия. Но я имею в виду не политические ограничения, а естественные ограничители, которые появляются только благодаря нравственному воспитанию. Они не вредят свободе, но, сохраняя ее, создают препятствия для совершения зла в общественной сфере не с помощью аппарата государственного принуждения, а через личный выбор самого человека.
Моя уверенность состоит в том, что человек должен пользоваться своей свободой для пользы и совершенствования, а не для разрушения своей жизни и жизни окружающих людей. Для этого необходимо создать сильное нравственное измерение в обществе, которое бы задавало правильный вектор человеческой свободе. Здесь нужен комплексный подход, потому что усилия необходимо прилагать во всех общественных сферах: школе, социальных учреждениях, армии, СМИ.
— Где та грань, которая отделяет выбор России в пользу интеграции в западный мир и стремление страны к сохранению национальной идентичности?
— Интеграционные процессы не должны сопровождаться разрушением традиционных обществ и цивилизационных моделей и насаждением западного жизненного уклада в качестве универсального. В противном случае это приведет к растворению культурного и мировоззренческого своеобразия народов в безликой массе глобализационного либерализма.
— Как Русская православная церковь намерена противостоять угрозам для прав человека?
— Русская православная церковь будет стремиться привлекать внимание общества к нарушениям прав человека, делать свои предложения по улучшению законодательной базы, регулирующей различные общественные сферы, вести работу по защите прав конкретных людей и их объединений. В рамках ВРНС разработана правозащитная программа. Главное внимание в ней уделено защите граждан от оскорблений национальных и религиозных чувств, произвола чиновников и работодателей, унижений в армии и социальных учреждениях, вовлечения людей в преступность, работорговлю, проституцию, наркоманию и игроманию. Платформа Собора позволяет Русской церкви защищать права и свободы не одной, но совместно со всеми представителями государства, общества и религиозных организаций, которые пожелают трудиться с ней на этом поле.