Русская линия
Pravos.orgПротопресвитер Валерий Лукьянов10.04.2006 

Объединение или единение?

Эта статья и её анонс получены нашей редакцией из США.

Автор этой статьи протопресвитер Валерий Лукьянов, настоятель Александро-Невского собора в г. Лейквуде (США), — один из самых популярных церковных писателей и проповедников Русской Зарубежной Церкви. Еще с ранних лет отец Валерий находился под водительством прославленного Русской Зарубежной Церковью святителя Иоанна (Максимовича;? 1966), который и рукоположил его во диакона, а сан священства он принял от митрополита Филарета (Вознесенского;? 1985). Особое влияние на формирование о. Валерия как церковного пастыря, учителя молодежи и духовного деятеля имел выдающийся иерарх Церкви Христовой архиепископ Аверкий (Таушев).

Мысли в преддверии IV Всезарубежного Собора

Несколько лет прошло с того времени, как открылся диалог, а затем и заседания Комиссий по переговорам между Русской Православной Церковью Заграницей (ЗЦ) и Русской Православной Церковью Московского Патриархата (МП) по вопросу примирения разобщенных частей Российской Церкви. За этот период времени исписаны бесчисленные страницы прений, изданы многочисленные сборники, так что давно уже составилась обширнейшая библиотека материалов по этому вопросу. К сожалению, часто не выдержанные потоки слов служат к разобщению людей и к разделениям, отводят верующих зарубежья от братского единения в Христовой любви.

Не мешало бы направить усилия к изданию деянияй трех Всезарубежных Соборов и некоторых ответственнейших Архиерейских Соборов, давно уже свидетельствовавших о нашей идеологии по данному вопросу, и в которых мы найдем ответы даже для сегодняшней пост-коммунистической действительности. В сопоставлении с этим, изданы в Москве материалы Юбилейного Архиерейского Собора Патриархии 2000 года, по которым мы имеем возможность делать заключения и сравнения.

Впечатление от диалога не воодушевляющее — длительно и мучительно выясняются отношения. Определяя отношения между ЗЦ и МП, несомненно чьими-то усилиями создается миф, что часть прихожан стоит за безоговорочное неприятие объединения с МП — при любых условиях. Это не соответствует действительности. Русская Церковь должна быть едина. В самом начале печального разрыва в двух частях Русской Церкви Архиерейский Собор ЗЦ 1927 г. изрек: «Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывной, духовной, духовно-единой ветвью Великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальной… Зарубежная Церковь взяла на себя высокую, но и тяжелую, ответственную миссию хранить все основы, традиции и величие Русского Православия и Русской Православной Церкви, и говорить свободно и открыто по всему мiру от имени порабощенной Матери-Церкви и изнывающего в неволе русского народа».

Взглянем на современное состояние России и, в частности, Русской Церкви. Прошло уже 15 лет, как свергнут был коммунизм и упразднена всеобъемлющая коммунистическая партия. Конечно, во многом народное мышление и менталитет руководства страны до сих пор связаны с предыдущей эпохой советского режима. Потребуется перевоспитание целого поколения для достижения подлинной политической, экономической и духовной свободы русского народа.

Во всяком случае, страна движется, пусть медленно, но по пути осмысления правды. Православная Церковь в России приобретает свободу действий, имея возможность возрождать древние обители и храмы, созидать новые, открывать семинарии, внедрять религиозные начала в школах и предприятиях. Свободна ли МП от контроля своих действий политической конъюктурой? Очевидно, нет. Опять же, в этом предстоит длительный процесс перерождения, который поставит Церковь и государство в правильные взаимоотношения. Русским людям предстоят великие труды, чтобы достигнуть подлинной жизненности новых чаяний.

Наши размышления направлены преимущественно в поле зрения зарубежной паствы. Несколько мыслей по поводу продолжающегося диалога. Нужен ли вообще диалог? Конечно необходим диалог, но не монолог. В широкой полемике среди священнослужителей и общественности нередко высказывается неудовлетворенность итоговыми документами. Впечатление односторонности в пользу МП, уступчивости со стороны ЗЦ. Надо сказать, что язык этих документов казенный, чувствуется сухость, скорее, чем братское расположение. Не видится открытость взора, преобладает туманность, нивелирование. Правда, трудно ожидать внезапного равновесия в условиях долгого отчуждени инакомыслящих сторон.

Часто слышатся заботливые опасения касательно имущества РПЦЗ. Опыт посягательств на церковные имущества Иерихона, Бари, Ниццы, Парижа и других святынь, сохраняемых россииской эмиграцией, конечно являются звонками грядущих препирательств. Все вопросы административного, организационного и юридического порядка, вопросы имущества должны быть выработаны постепенно и справедливо, в уважение почти столетнего созидания ценностей и традиций церковного зарубежья.

В данную минуту вопрос первой важности зиждется на достижении канонического и веровательного единомыслия. Острейшее требование сегодняшнего дня — выработать общую идеологию в Истине, чтобы Истина церковно-каноническая понималась обеими сторонами одинаково. Нужно — единение, а не объединение. Здесь, конечно, упираемся в два разделяющих нас вопроса.

1. Отношение Православной Церкви к государству, которое отражено в так называемой Декларации митрополита Сергия (Страгородского).

2. Отношение Православной Церкви к инославным вероиповеданиям — в основном, к экуменизму.

Всё это досконально обсуждено и освещено за эти два года, да и много раньше того, и, тем не менее, если не прийти к обоюдному пониманию и двухсторонней выработке единой, так сказать, платформы по этим двум положениям, вряд ли возможно будет избежать серьезных разделений в зарубежье. Немалая часть чад Зарубежной Церкви подходит осторожно к этим вопросам. Они считают, что необходима серьезная осмотрительность, должна быть гарантия твердого будущего в отношениях ЗЦ и МП, долженствующая, в конечном итоге, привести к подлинному единению.

Самое кровавое и бедоносное в истории человечества двадцатое столетие для Русской Церкви выявилось ужаснейшей трагедией крушения царской России, разгула безбожников в глумлении над верующими страны, в поругании и разрушении святынь православных. В развитии требований к Церкви со стороны большевиков самым пагубным и тяжелым для Церкви явился компромиссный акт в издании митрополитом Сергием от лица всей Российской Церкви пресловутой Декларации, приведшей Церковь к расколу, а духовенство и верующих — к гонениям и мученичеству.

Думать, что только неправда замешана в Декларации, что это только поведение или одна из печальных страниц истории Церкви, наивно и преступно. К великому сожалению, церковная власть, связавшая себя внутренней солидарностью с советской властью и лишившаяся свободы в своих волеизъявлениях и свободы канонического управления, пришла к компромиссу, который стал нормой для Церкви в России. С удовлетворением следует отметить решение Московского Собора 2000 года касательно отношения Церкви к государству, которое гласит: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Это волеизъявление нужно приветствовать как доброе начало к оздоровлению трудного положения зависимости Церкви в России от государства, которое полностью не изжито и по сей день.

Московский Собор 2000 г. также признал подвиг и правду новомучеников и исповедников, прославив сонм их, как это в свое время исполнила Зарубежная Церковь. Теперь, последовательно и естественно, МП должна была бы признать и ответственность тех, кто привел к ликвидации служителей Церкви и верующих людей, к страшнейшим гонениям и мученичеству. Напротив, по сей день не изжито представление о митрополите Сергии как спасителе Церкви, поощряется увековечение его памяти, поднимается вопрос о прославлении его в лике святых. В ведущемся диалоге между ЗЦ и МП характерно такое умозрение даже и для представителей встречной комисси МП, добившейся исключения термина «сергианство» в дискуссиях и итоговой документации.

Вопрос об экуменизме стоит однозначно Для православного сознания экуменизм, имеющий задание в духе апостасийного глобального морального порядка низвергнуть веру людей в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, является ересью, преданной церковной анафеме Зарубежной Церковью для сохранения паствы от тлетворного действия этого лжеучения. Представлять участие МП в экуменическом Всемирном Совете Церквей как, якобы, свидетельство о Православии, по завещанию Спасителя: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19), не соответствует истине и благочестию в данной ситуации, т.к. помимо общения с этим еретичествующим сообществом, это свидетельство включает общее моление с инославными, что решительно запрещается священными канонами Православной Церкви. Единственное правильное решение этого отступления — это выход из этого международного объединения духовного компромисса (как это сделали Грузинская и Болгарская Церкви). Вот это было бы подлинно мудрое решение в истине, которое быстрее всего залечило бы кровоточащую рану разномыслия в этом вопросе православного верования!

С одной стороны, со страниц постановлений Московского Собора 2000 г. звучат здравые мысли об отношении к экуменизму, но в жизни дела МП не соответствуют этим обещаниям. Одно время затихшая активность МП во всемiрном сообществе Церквей, как раз теперь, в разгар переговоров двух сторон Русской Церкви на эту тему, расцветает внушительными масштабами — от трех делегатов ранее, а на нынешней IХ Ассамблее в Бразилии, в феврале, Московская Патриархия представлена 21 делегатом. А как же быть со свидетельством о Православии? Давайте, предложим еретичествующим христианам наблюдать за делами благочестия и восстановления церковных ценностей наяву в сегодняшней России. Дела, которые мы видим и которые нас искренне радуют, явятся лучшим свидетельством о Православии.

Если за 80 лет своего существования в свободных условиях РПЦЗ смогла сохранить святыню неповрежденной веры, то несомненно она может содействовать процессу духовного выздоровления России, но Россия, закаленная десятилетиями преследований за веру, исцеляется изнутри путем страданий и отстранения от лжи. (А. Солженицын). Во всяком случае, если миссия эмиграции и исполняется, то уж никак нельзя в нынешний критический момент допустить, чтобы РПЦ за границей распалась бы на разрозненные части, утратившие свои живительные и целительные силы.

Раскол, или даже глубокое разделение, не произойдут, если мы проявим терпение и будем действовать осмотрительно, не предвосхищая события и не начиная без благословения нашей высшей церковной власти преждевременно сослужить с теми, с которыми сейчас ведутся переговоры, тем самым показывая другой стороне наше открытое непослушание чиноначалию церковному, роняя его авторитет в глазах тех, которые хотят видеть в нас крепкое и благовоспитанное церковное объединение.

В настоящее время императивом для обеих частей Русской Церкви является укрепление себя в искренней прощающей любви ко всем слабым, падшим, больным. Любовь истекает из сердца сокрушенного, из подвига покаяния. Акт примирения требует уважение духовных интересов всех затронутых частей Русской Церкви, включая вновь сформировавшихся в связи с последними разделительными процессами, т.к. эти части должны, в конечном итоге, создать не просто объединенное, но в Истине связанное, единое целое Тело Христово.

Если обе в настоящее время разъединенные части Церкви соборным изъявлением придут к подлинному единомыслию, тогда откроется путь к совместному евхаристическому служению. Тем временем будем в братолюбии продолжать диалог, не в упрямстве и не в соглашательстве, а в старании привести общее убеждение и сознание трудящихся над делом воссоединения к достижению единомыслия в Русской Церкви.

Подход к делу бывает разный, и у нас немало людей, считающих, что нужно еще время для полного осмысления и выработки общей успешной идеологии. Надо понять, что эти благонамеренные люди, действующие по повелению совести в вопросах веры, не являются раскольниками или ослушниками церковной власти, как не являлись таковыми в свое время составители знаменитого послания соловецких узников. Нельзя же отвергать от общения с Церковью тех служителей, которые боятся погрешить против истины Христовой и верности Его Церкви.

К величайшему сожалению, разделение уже находится в действии, оно набирает силу и уже готово разбить единую доселе пажить Христову на враждующие стороны, разрозненные приходы, разбитые семьи. Это так быть не может! Как повеление, признаем, что задача сохранения нашей паствы не менее важная, чем весь столь болезненный и неопределенный процесс объединения Зарубежной Церкви и Московской Патриархии.

В недрах нашей Зарубежной Церкви, при допустимом несходстве мнений, должно быть согласие в духовных убеждениях. Научимся не отчуждаться один от другого, только из-за разных взглядов, а подлинно «нести тяготы друг друга», как завещал наш Спаситель. Все мы, братья и сестры во Христе, призванные спастись в вечности, должны встать на эту стезю жертвы ради любви и правды. Великий подвижник и чудотворец нашего века Святитель Русской Церкви Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский так всегда учил, так чувствовал и действовал. Это и наш путь в нынешние трудные и судьбоносные дни.

http://www.pravos.org/docs/doc258.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика