Русская линия
Росбалт Максим Василенко06.04.2006 

Верующих в «паутине» не запутать

Иудеи обошли самих себя

Ортодоксальный иудаизм запрещает верующим бродить по Интернету, и крайне религиозные последователи древнейшей монотеистической религии придерживаются этого предписания. Однако иудаизм в целом многообразен, и большинство иудеев, даже соблюдающих традицию, пользуются Интернетом, в том числе и для религиозного самообразования.

Некоторые раввины на интерактивных страницах сети отвечают на вопросы, дают консультации и комментируют Писание. Даже ортодоксы, считающие посещение Интернета запретным или опасным, смогли выйти из положения. Они либо обеспечивают себе духовную защиту, либо нарушают запрет, признавая, что идут на вынужденные меры.

В Израиле еще в январе 2004 года раввин Шломо Элияху придумал молитву, защищающую пользователей Интернета от порнографии и вирусов. Об этом раввина попросили ортодоксальные иудеи, утверждавшие, что содержимое Интернета угрожает традиционным семейным ценностям.

В сокращенном переводе на русский молитва звучит так: «Господи, пожалуйста, помоги мне очистить компьютер от вирусов и нечестивых фотографий, которые отвлекают меня и мешают работать…, чтобы я смог очиститься». Молитву предписано читать религиозным иудеям, когда они заходят в Интернет, чтобы обрести духовную защиту на случай, если они попадут на сайт с непристойным содержанием случайно, или поддавшись искушению. Раввин рекомендовал сделать так, чтобы молитва выводилась на экран при работе во всемирной паутине.

Другой пример — совсем недавний. Перед выборами в кнессет, прошедшими 28 марта, все политические силы активно использовали Интернет. Ортодоксы обычно пренебрегали Сетью, полагая, что религиозным иудеям делать там нечего. Но на этот раз в борьбе за голоса одна из религиозных партий — «Еврейство Торы» — несмотря на сопротивления ортодоксальных раввинов, воспользовалась Интернетом для проведения предвыборной кампании.

Партия создала сайт, на котором представила свою предвыборную программу для светских и соблюдающих традицию израильтян. «Мы создали сайт, поскольку сегодня Интернет — часть игры, несмотря на то что религиозным ортодоксальным евреям запрещается посещать сайты», — говорил пресс-секретарь партии.

Пишите Папе!

Об отношении католиков к Интернету лучше всего говорит тот факт, что в 1999 году Папа Иоанн Павел II официально назвал Святого Исидора покровителем пользователей компьютеров и Интернета. Святой Исидор — епископ Севильский (560−636) был выдвинут в качестве соискателя на эту должность наряду со Святой Теклой и Святым Педро Регаладо. Теперь именины святого 4 апреля отмечают компьютерщики католических стран и все пользователи Интернета, которым приятно иметь покровителя, отправляясь в захватывающее путешествие по Сети.

Святой Исидор получил известность благодаря любви к наукам. Он считается создателем энциклопедии «Этимология» в 20 книгах. Ватикан впервые приобщился к Интернету в 1996 году, когда был создан сайт www.vatican.va. Веб-серверы сайта работают на трех компьютерах, названных в честь архангелов — Рафаила, Михаила и Гавриила.

22 апреля 2005 впервые в истории римско-католической церкви у Папы Римского появилась электронная почта. Написать Папе с тех пор и по сей день можно на адрес benedettoxvi@vatican.va. Идея создать e-mail для понтифика появилась после нескольких тысяч поздравлений, которые поступили в адрес Бенедикта XVI со всего мира.

Православие: Затворник или Богослов

У православных пользователей Интернета также есть покровители. В начале октября 2004 года секретарь ученого совета Московской духовной академии Павел Великанов предложил объявить покровителем русского Интернета святителя Феофана Затворника, который провел много десятилетий в затворничестве, активно общаясь с миром на расстоянии при помощи писем.

В декабре 2004 года диакон Андрей Кураев предложил объявить апостола Иоанна Богослова — автора одного из Евангелий — небесным покровителем православного Интернета. «Иконография являет апостола Иоанна с пальцем, прижатым к губам. Тот, чье Евангелие началось с речи о Слове („В начале было Слово“), на иконе призывает к молчанию: чтобы расслышать другого, нужно уметь замолчать самому. Думаю, что в Интернет-дискуссиях это важно», — сказал Андрей Кураев на праздновании 10-летия Рунета, которое проходило в те дни.

«Хотя бы в православном секторе Интернета важно напомнить, что даже если собеседник тебя не видит, это не значит, что ты имеешь право действовать бессовестно и переводить общение в бесконечные свары и разборки», — говорил Андрей Кураев.

Выбор пал на Иоанна Богослова, поскольку его называют «апостолом любви». Иоанн в последние годы своей жизни, обращаясь к ученикам, нередко повторял: «Дети, любите друг друга». Впрочем, по словам и.о. заведующего службой коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священника Михаила Прокопенко, официального православного покровителя Интернета в ближайшее время не будет.

По его словам, практики централизованного официального назначения небесного покровителя той или иной отрасли в православии нет. Люди сами ориентируются при выборе покровителя той или иной профессии, принимая во внимание род мирских занятий святого. Так, например, святой великомученик Георгий Победоносец, бывший воителем, стал покровителем воинов. «Сначала складывается практика почитания святого у людей, и уже затем она может быть признана церковью», — сказал Михаил Прокопенко. Именно так было с небесным покровителем налоговиков. Им стал святой Матфей, бывший сборщиком податей до знакомства с Иисусом.

Говоря о «соблазнах» Интернета, Михаил Прокопенко сказал, что не считает, что «те соблазны и искушения, которые есть в Интернете, чем-то принципиально отличаются от тех соблазнов и искушений, которые встречают человека в его реальной жизни». «Православный христианин, подключаясь к Интернету должен помнить, что он христианин и должен оставаться им везде — не только на молитве и в частной жизни, но и сидя перед монитором», — считает он.

18 февраля 1997 года в связи с открытием официального веб-сервера Русской Православной церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил пастве приветствие, начинавшееся со слов: «Дорогие братья и сестры во Христе, пользователи Интернета!». Приветствие заканчивалось словами: «Теперь сведения о текущих событиях в жизни Русской Православной Церкви, различных аспектах ее служения можно будет получать в неискаженном виде через наш официальный сервер в сети Интернет. Надеюсь, что это послужит благому делу умиротворения и поможет углубить понимание служения Церкви в мире. Призываю Божие благословение на всех пользователей нового информационного канала».

В дальнейшем Патриарх направлял поздравления российскому Интернет-сообществу с различными праздниками. На сайте верующие могут задавать вопросы и получать ответы. В 2004 году, когда российскому Интернету исполнялось 10 лет, Учебный комитет при Священном Синоде и Московская Духовная академия вошли в состав оргкомитета празднования юбилея. По случаю этой знаменательной годовщины Алексий II также направлял свое поздравление.

Виртуальная улыбка Будды

Умиротворенные последователи буддизма, терпимо относящиеся ко всему, что не причиняет вреда, к Интернету относятся также очень тепло. Свои сайты есть у многих дацанов, у буддийских центров, у Фонда Далай-ламы и различных буддийских изданий. Официальный сайт Далай-ламы (www.dalailama.com) появился в декабре 2005 года. Тибетский духовный лидер в изгнании Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо открыл персональный сайт в Интернете, чтобы распространять свои миролюбивые идеи и отвечать на вопросы, заданные по электронной почте.

Открытие сайта было приурочено ко Всемирному дню прав человека и 16-летней годовщине присуждения Далай-ламе Нобелевской премии мира. «Сайт создан не для того, чтобы пропагандировать самого Далай-ламу, но для популяризации его идей любви, мира, сострадания и всеобщей ответственности», — сообщали разработчики. Тексты выступлений Далай-ламы размещены на сайте на английском и тибетском языках.

На электронных страницах дацанов можно найти не только новости общины, но и календарь, религиозные труды и руководства по осуществлению религиозной практики. В 2004 году Федерация Интернет-образования обучала пользоваться «сетью» буддийских священнослужителей России.

Виртуальное знамя ислама

Для последователей самой молодой монотеистической религии Интернет также не является чуждой средой. Публикации на религиозные темы, электронные версии книг, новости общин, информация о мечетях и интернет-версии СМИ — все это слишком полезно и удобно, чтобы от этого отказываться. Мусульмане освоили Интернет активнее и быстрее остальных, о чем можно судить по огромному количеству сайтов об исламе.

Мусульманские лидеры осознают, что во всемирной паутине наряду со всем полезным много нечестивого, но они относятся к этому мудро. В конце концов, в виртуальном мире есть все то же самое, что и в реальном. Если никто не ограничивает свободу человека в реальном мире, то зачем же ограничивать его в мире виртуальном?

Муфтий Республики Дагестан Ахмад-хаджи Абдуллаев в одном из интервью рассказывал об использовании мусульманами Интернета: «Если ты что-то делаешь, то делай это хорошо. Когда мусульманин берется за что-либо, ему необходимо использовать все самое полезное и совершенное, чтобы это дело было успешным. Тем более, когда занимаешься проблемами мусульман, ответственность возрастает. В современных условиях Интернет позволяет существенно повысить качество и эффективность просветительской работы. Было бы глупо игнорировать подобные достижения человеческой мысли. Интернет — это колоссальное средство для распространения слова Всевышнего. Еще на заре своего существования он сразу вызвал у нас большой интерес, и мы постарались сделать все от нас зависящее для того, чтобы не отстать и найти свое место во всемирной сети».

На вопрос о соблазнах и искушениях, подстерегающих верующего во всемирной паутине, муфтий ответил: «Действительно, верующего человека во всемирной сети поджидает много такого, что может нанести вред его духовному и психическому здоровью. Но подобных опасностей не меньше на улицах наших городов, на телевидении и радио. Каждый делает свой выбор, данный ему Всевышним: знакомиться в Интернете с жизнью мусульман всего мира, или же идти путями, запрещенными Господом».

http://www.rosbalt.ru/2006/04/05/249 564.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика