Русская линия
Радонеж06.04.2006 

X Всемирный Русский Народный Собор: Слово России в глобальном мире

X Всемирный Русский Народный Собор, проходящий в эти дни в Москве — центральный форум Церкви всего последнего времени. Причем, форум не столько самой Церкви, сколько всей русской цивилизации. В его работе принимают участие представители всех традиционных конфессий России и высшие представители государства и власти. По своему значению нынешний форум можно сравнить с ежегодным Посланием Президента, определяющим идейные и фундаментальные основы развития страны на ближайшее время. С тою только разницей, что масштабы этого идейнообразующего форума поистине мировые. Речь по сути идет о выработке Россией собственной мировоззренческой концепции в глобальном мире. О слове, которое Россия призвана сказать современному миру. Слове не просто «одной из традиционных конфессий», но самой русской цивилизации, русской культуры.

Путь к настоящему Собору был долгим. Предисловием к нему были и предыдущие форумы, посвященные темам «Диалог цивилизаций», «Вера и власть», «Угрозы терроризма и фашизма» (именно на предыдущем Соборе было принято решение о подготовке документа, ставшего главным событием этого Собора) и богословские церковные конференции, на последней из которых, посвященной эсхатологическому учению Церкви и проблемам глобализации, было сформулировано понимание того, что в современном мире Церковь должна не замыкаться в себе, но напротив, идти в мир со своей вечной миссией — это путь сохранения Церкви и единственная надежда самого мира.

Напомним, что первый Всемирный Русский Народный Собор состоялся в 1993 году. С момента создания и по нынешний день Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А в июле 2005 года Всемирный Русский Народный Собор получил консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН, что позволяет ему свидетельствовать о русской традиции на самом высоком международном уровне.

Тема соборных слушаний этого года — «Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке». Итогом же его должно стать принятие Декларации о правах и достоинстве человека, — мировоззренческого документа, рассматривающего и определяющего проблему прав и свобод человека в категориях отечественной духовной традиции.

Особо важно то, что сегодняшний форум открывается в преддверии всемирного религиозного форума, который должен пройти в Москве и который, в свою очередь, станет кульминацией подготовки к саммиту Большой восьмерки нынешним летом. Именно там, как видится, российская мировоззренческая концепция должна быть озвучена на самом высоком международном уровне.

Открывая X Всемирный Русский Народный Собор, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал о том, что в этом столетии Россия может сыграть определяющую роль в мировых процессах. Патриарх напомнил слова Данилевского, который говорил, что «каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу, которую должна решить, свою идею, свою отдельную сторону жизни, которые стремится осуществить — задачу, идею, сторону жизни, тем более отличные и оригинальные, чем отличнее сама национальность от прочих в этнографическом, общественном, религиозном и историческом отношениях». «Наша страна, всегда считавшаяся одним из центров восточнохристианской цивилизации, имеет что сказать миру» — сказал Патриарх — «Если нам удастся задействовать потенциал традиционных религий России, ее этнического и культурного многообразия и выработать общеприемлемую концепцию по вопросам прав человека и достоинства личности, это откроет перед нами новые перспективы, поможет изменить и улучшить облик человеческой цивилизации».

Министр иностранных дел России С.В.Лавров в своем докладе подчеркнул, что сделав выбор в пользу интеграции страны в глобальную экономику и политику, Россия должна сохранить свою «национальную и религиозную самобытность», превратится в «самостоятельный фактор мировой политики». Особенно это важно потому, что нашу страну сегодня «пытаются спровоцировать „самоопределиться“ на стороне западной цивилизации в ее, как полагают, неминуемом конфликте с исламской цивилизацией… На прочность испытывается и наша приверженность христианству — каким мы его приняли 1000 лет назад», — заявил Сергей Лавров.

Главной же задачей России в мире, по мнению министра, является «укрепление единства и вместе с тем сохранение многообразия человеческой цивилизации». «Человечество вновь оказалось на переломном этапе своего развития. С одной стороны — силы, которые требуют отказа народов от своей истории, культуры и духовности… С другой — те, кто отстаивает свою национальную самобытность перед натиском глобализации, создающей угрозу культурно-цивилизационному многообразию мира.

Россия, как многоконфессиональное и многонациональное государство, испокон веков существовавшее на стыке цивилизаций, вновь призвана сыграть решающую роль в выстраивании сбалансированной и устойчивой архитектуры международных отношений. В этом и может состоять реализация исторического предназначения России в современных условиях», — говорил министр иностранных дел России.

А министр культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколов в своем выступлении отметил, что «главным стержнем, вокруг которого вращается спираль бесконечного движения (мира), выступает человеческая душа…. Поэтому не только поиск логоса — разума, но и стремление найти мировую мудрость, ДУШУ МИРА, как credo — Веру, является магистральным направлением формирования нового человека и нового человечества».

Президент РАО «Российские железные дороги» В.И.Якунин в своем выступлении вспомнил о прошедших на днях в Москве международных консультаций Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», все участники которых были единодушны во мнении, что единственным способом существования в современном мире может быть не тезис о «столкновении цивилизаций», а именно диалог цивилизаций. Ключевой же проблемой сегодня является не столкновение, а внутреннее ценностное разрушение цивилизаций, о чем говорят сегодня и сами европейские исследователи.

Но центральным событием форума стал доклад заместителя Главы Собора, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который озвучил позицию Церкви относительно прав человека в современном мире… Разногласия между западным либерализмом и позицией Церкви в области соблюдения прав человека носят серьезный мировоззренческий характер, — отметил в своем выступлении митрополит Кирилл. Вытеснение понятия греха из повседневной жизни и интеллектуальной сферы приводит к размыванию в сознании людей границы между добром и злом. Уважать нравственные императивы оказывается сегодня совсем не обязательно. Церковь заявляет о наличии фундаментального противоречия между религиозным и секулярным подходами к теме человеческого достоинства. И эта проблема, сформулированная русской православной церковью должна быть поставлена на международном уровне. Это совершенно необходимо еще и потому, что православный мир сегодня постепенно входит в единое европейское пространство, правовые нормы которого начинают распространятся и на него. Однако нормы эти далеко не во всем соответствуют традиционным нормам нашего общества. Более того, предлагаемый сообществу народов новый порядок мирового бытия не соответствует религиозным принципам абсолютного большинства населения планеты. Ни одна из древних самобытных культур не принимала реального участия в выработке той системы ценностей, которую ныне утверждают в мире в качестве универсального стандарта. Такая ситуация, когда все огромное многообразие Божия мира пытаются объять и покрыть при помощи нескольких идей, которые были сформулированы в западноевропейском философском и политическом контексте, становится опасной. — Таковы были основные тезисы доклада митрополита Кирилла.

Опасения Церкви подтверждаются сегодня многими примерами. Так, резолюция, принятая в январе этого года Европарламентом, предписывает вести воспитание в школах в духе приятия гомосексуализма и даже фиксирует день в году, посвященный борьбе с гомофобией. Таким образом, «общество не просто призывается к уважению жизни определенного меньшинства, но ему также навязывается пропаганда гомосексуализма как некоей нормы. В результате эта пропаганда соблазняет тех, кто мог бы бороться с этим недугом и создать полноценные семьи».

Другим примером рекламы греха может служить реклама игорных заведений, которые выросли во многих городах «как грибы после дождя». «Их реклама настолько навязчива, а страсть к азартным играм так легко возбудима, что мы сегодня сталкиваемся с настоящими семейными трагедиями. Отцы, матери, дети проигрывают свои небольшие деньги и оставляют семьи без гроша».

Или недавняя история, широко освещаемая СМИ, как один из европейских интеллектуалов, был лишен возможности войти в руководство Европейской комиссии лишь за то, что он высказался по вопросу о гомосексуализме в духе христианской традиции. Картину дополнит возмутительный случай, когда одного пастора Евангелическо-Лютеранской церкви Швеции заключили в тюремную камеру только потому, что в своей проповеди он назвал мужеложство грехом…

Такие примеры можно множить, но все они лишь симптомы той опаснейшей подмены, которой ультра-либерализм стремится подменить традиционные общечеловеческие ценности всего культурного мира.

Собор еще не закончил свою работу. Но уже сейчас ясно, что это эпохальное событие станет вехой, на многие годы определяющей пути Церкви, пути самой России… По видимому, мы присутствуем сегодня при рождении того слова, которое как верил Достоевский, Россия должна сказать миру. И не случайно, особо подчеркивая самостоятельное значение России в семье европейских народов, министр иностранных дел Кирилл Лавров в своем выступлении напомнил слово Достоевского о том, что «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено». Ведь именно об этом, о всемирном единении людей, не как бессмысленных винтиках обезличенного и унифицированного глобального мира, а как братстве разных и неповторимых народов, свободных личностей — детей Божиих, должно стать последнее слово России миру.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1664


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика