Русская линия
НГ-Религии Алексей Юдин05.04.2006 

Что такое глобализация по-католически?
«Вселенский проект» Ватикана может оказаться актуальным и в современных условиях

В экономической и политической терминологии понятие «глобализация» окончательно сформировалось в последние 10 лет. Дискуссии по этому вопросу ведутся и в Католической Церкви.

В частности, Папа Иоанн Павел II рассматривал глобализацию как объективный структурный процесс, имеющий преимущественно экономические параметры.

Однако этические и культурные аспекты этого процесса, по его мнению, могут быть как позитивными, так и негативными. Задача Церкви — уменьшать негативные последствия глобализации.

Вместе с тем стоит обратить внимание на критику антиглобалистских взглядов, которая исходит от некоторых иерархов Католической Церкви. Так, например, кардинал Норберто Ривера Каррера, архиепископ Мехико, в своем программном выступлении «Глобализация и новая бедность» в октябре 2002 года заявил: «Сама по себе глобализация не хороша и не плоха. Она представляет собой структурный процесс, против которого бессильны яростные заклинания, отвержение, глобальное противостояние, обличения моралистов и тем более бессильно нигилистское и анархистское насилие».

При этом в католических кругах слышна и резкая критика глобализации с антиглобалистских позиций. Причем исходит она как «слева» — от католиков крайне либеральных взглядов и сторонников трансформировавшейся «теологии освобождения», так и «справа» — от внутренних католических «неоинтегристов» до сторонников крайнего консерватизма.

При рассмотрении темы «Католическая Церковь и глобализация» могут возникнуть невольные исторические аналогии. Можно встретить такого рода термины, как «католическая глобализация», «католический глобальный миссионерский проект».

В одном из интервью редактор католического журнала «Mondo e missione», член Папского института заграничных миссий Пьеро Джеддо сказал: «Церковь, по своей сути, явилась первым глобализатором, провозглашая Евангелие по всему миру». В свою очередь, известный немецкий политолог Манфред Шпикер отметил: «Глобализация не является совершенно новым феноменом. Первая волна глобализации прокатилась уже в конце XV и начале XVI столетий, когда европейцами был обнаружен и колонизирован мир, лежащий за пределами Европы. Строго говоря, это была скорее „европеизация“, чем глобализация, и она направлялась скорее политическими, чем экономическими целями».

Это важная оговорка: в XV и XVI вв. политика вдохновлялась религиозными началами, политическое и экономическое освоение новых земель было неотъемлемо от их «религиозного освоения», от евангелизации населявших их народов.

Однако религиозный импульс естественным образом раскрыл «вселенский потенциал» Католической Церкви. По сути, это было реализацией христианского миссионерского проекта во всемирном масштабе, и более подходящее название для него, конечно, с европейской точки зрения — «универсализация».

При этом католическую «универсализацию» и современную глобализацию сближает общая цель — создание некоего универсального коммуникативного пространства. Однако «универсализация» создавалась на основе религиозно-культурных моделей.

В свою очередь, современная глобализация выражается в абсолютизированных экономических параметрах, а лишь затем — в параметрах политических и культурных. При этом сама по себе глобализация декларативно «внерелигиозна».

Исходя из своего многовекового опыта современная Католическая Церковь преимущественное внимание уделяет процессу «инкультурации».

Инкультурация рассматривается как воплощение евангельской вести в ценностях определенной культуры таким образом, что христианский опыт не только выражает себя в элементах этой культуры, но становится силой, которая одухотворяет и направляет эту культуру.

Одним из основных негативных последствий нынешней глобализации является социально-экономическая и культурная «маргинализация», во всей своей остроте поднимающая вопрос о «выживаемости» местных локальных культур.

В этом плане обращение к современному опыту Католической Церкви и критическая переоценка как позитивного, так и негативного опыта исторического проекта католической «универсализации» представляется крайне своевременным для необходимой коррекции негативных сторон глобализации.

Об авторе: Алексей Викторович Юдин — кандидат исторических наук, преподаватель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, ответственный секретарь издания «Католическая энциклопедия»

http://religion.ng.ru/problems/2006−04−05/4_globalization.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика