Фома | 04.04.2006 |
Отвечает заведующий сектором по связям с епархиями Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата Сергей Владимирович ЛЫГУС.
В последнее время все большую востребованность приобретает такая форма социального служения Церкви, как организация при храмах и монастырях приютов для детей. Особенностью таких приютов является то, что в них занимаются не только образованием, но и духовно-нравственным воспитанием детей. В качестве примера можно назвать православный детский дом при Успенской церкви города Ногинска, существующий уже шесть лет. В нем живут 26 детей в возрасте от 11 до 16 лет.
О будущем такого вида социального служения можно судить по заявлению заместителя председателя правительства Московской области Сергея Кошмана. По его словам, число детских учреждений, организованных при храмах, в скором времени значительно возрастет. Создание таких приютов он назвал приоритетным направлением совместной социальной деятельности государства и Церкви.
Семья Никитиных,
Пушкино, Московская область
Отвечает психолог Московского детского дома N19 Мария Викторовна КАПИЛИНА.
Ребенку важно знать, какие порядки существуют в том месте, куда он попал. Покажите ребенку его комнату (либо часть комнаты) и объясните, что это его пространство. Старайтесь все время кратко, но внятно рассказывать о том, что будет происходить дальше: «Сейчас мы покушаем и ляжем спать, а завтра еще раз посмотрим квартиру и сходим погулять».
Если ребенок подавлен, обнимите его и скажите, что вы понимаете, как грустно расставаться с теми, кого любишь, и как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда. Если он расплакался — не останавливайте сразу. Побудьте с ним и успокойте: если слезы внутри, их лучше выплакать.
Узнайте, что ребенок любит из еды, обсудите с ним меню, учитывая его пожелания. Последите, чтобы ночью в коридоре горел ночник, а если ребенок боится темноты, то и в его комнате тоже. Укладывая спать, подольше посидите с малышом, поговорите, подождите, пока он уснет. Если ночью вам кажется, что ребенок плачет — зайдите к нему, но не включайте свет, чтобы не смутить. Посидите рядом, попробуйте поговорить и утешить. Малыша можно просто обнять и даже остаться с ним на ночь (в первое время). Однако если он напрягается от физического контакта, выразите свое сочувствие и заботу просто словами.
Первыми проявляйте заинтересованность, задавайте вопросы и выражайте участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. При этом не ждите ответного тепла сразу. Возможно, ребенок захочет поговорить о том, что было с ним, о своей семье. Если его рассказ вызывает у вас недоверие, не перебивайте. Помните, ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем просто получить совет.
Памятные вещи — фотографии, игрушки, одежда — связывают с прошлым, поэтому каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память. Недопустимо выбрасывать такие «памятки», тем более без его согласия.
Дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте. Вы можете обсуждать совместные дела, давать им советы. Нужно поддержать ребенка, когда он злится на себя за свои промахи: «то, что происходит с тобой — нормальная реакция на тяжелые обстоятельства», «мы справимся», и т. д.
В характере вашего приемного ребенка могут быть черты, про которые вы смело можете сказать — это уже не его горе, а мое! Пожалуйста, помните, исправить все сразу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.
Материал опубликован в «Фоме» N3(35) за 2006 год.
http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=2&article=1661