Русская линия
Русский дом Андрей Полынский03.04.2006 

Добрая пустынь отца Алексия

У входа в четырёхэтажное деревянное здание висит табличка: «Гимназист, помни: в нашей гимназии совершенно недопустимы драки, воровство, сквернословие, ложь, обман, клевета, эгоизм, лень». Гимназические коридоры по мере прохождения по ним похожи то на исторический, то на географический, то на зоологический музеи. Литографии портретов российских государей и полководцев сменяют изречения великих людей, исторические раритеты под стеклом, чучела диковинных птиц и зверей. Рядом с картинами и гравюрами — икона, побывавшая в космосе, стенд с метеоритами. На перемене гимназисты могут прикоснуться к неземным предметам. На втором этаже мы оказываемся в зимнем саду с попугаями и аквариумными рыбками. Здесь стоят и читают «Псалтирь» вихрастый мальчик-подросток и девочка с ангельским личиком. Наш провожатый делает детям замечание.

— Кто это? — интересуюсь я.

— Грубияны. Они наказаны за дерзость педагогу.

Настоятель обители приветливо принимает нас в своём кабинете. Во всю стену — книги. И рядом с ними… - старинные патефоны. Отец Алексий — удивительно бодрый для своего немолодого возраста батюшка. Человек с университетским образованием, некогда клирик кафедрального собора города Ярославля, он сам попросился, чтобы его отправили в «ссылку» в сельскую глубинку…

Таким образом в 1991 году он оказался в селе Новое, что в Переславском районе Ярославщины. Жить семье священника было негде, и председатель местного колхоза указал на руины в 7 километрах от села, где до революции располагался женский монастырь, построенный во имя святого Алексия, человека Божия.

— Я, как увидел эти развалины, так за голову схватился: как здесь жить?! — вспоминает то время отец Алексий.

Но делать нечего: стали восстанавливать один из полуразрушенных домов. Посадили огород, завели корову, кур и овец. Жене священника — филологу по образованию — пришлось учиться доить корову.
В одном из залов музея

И вот в этот уголок, как мотыльки на огонёк, начали стекаться люди. Одним из первых сюда приехал со своим ребёнком родной брат отца Алексия, которого бросила жена. Теперь он — заместитель настоятеля пустыни по хозяйственной части.

Поначалу, пока не появилась возможность для обустройства другого жилья, приезжие — в основном, казалось бы, совершенно посторонние для семьи священника люди — жили прямо у батюшки дома. Среди них была и парализованная одинокая старушка, жительница одной из окрестных деревень, и бездомный подросток, шатавшийся по московским вокзалам в поисках пропитания. Отец Алексий сам подобрал этих несчастных и привёз в свою зарождающуюся обитель.

Узнав, что батюшка «берёт к себе детей», в пустынь отовсюду стали привозить ребятишек. По большей части это были так называемые социальные сироты, то есть дети при живых родителях — алкоголиках и наркоманах. Для этих малышей создали приют и классическую гимназию. Отец Алексий говорит, что строительство Свято-Алексиевой пустыни ведётся со второй половины 90-х годов, когда сюда стали поступать пожертвования от состоятельных православных людей. Сейчас здесь живут более 220 насельников самого разного возраста, судьбы и социального статуса: миряне — мужчины и женщины, — монахи, белое духовенство. Это своеобразное братство в миру по образу древнехристианской общины, в которой общинники за свой труд зарплаты не получают, а результаты своего труда делят между собой поровну.

Но основу обители, можно сказать, ядро, смысл её существования, — составляют, конечно же, дети. Из 150 детей — 130 ребятишек являются учащимися классической гимназии и кадетского корпуса, организованных при пустыни, а 20 сирот-дошколят проживают в приютивших их семьях насельников обители. «Отдалённость от ближайших населённых пунктов даёт нам возможность строго дозировать те или иные элементы околошкольной среды, в соответствии с нашим представлением о дозволенном и недозволенном для детей, — говорит отец Алексий. — Дети не могут произвольно общаться с «улицей», с «подворотней», так как эти категории быта отсутствуют физически. Они не могут без разрешения смотреть телевизор или слушать радиоприёмник, но ежедневно присутствуют или на богослужениях, или на общих молитвенных правилах. Помимо общеобразовательных дисциплин, гимназисты обучаются риторике, а также четырём языкам, два из которых древние (греческий и латынь). Есть классы автодела, механизации сельского хозяйства, основ агрономии и зоотехники. Преподавательский коллектив гимназии — дипломированные учителя, а также педагоги, имеющие учёную степень. На уроках истории и литературы мы стремимся показать детям, как Промысел Божий действует в судьбах людей и государств. У нас есть даже своя музыкальная школа. Общие трапезы с духовным чтением, послушания, паломничества — это целая академия для формирования детской души… У гимназии было уже несколько выпусков. Сто процентов наших выпускников поступили в различные вузы: Свято-Тихоновский богословский институт, Московскую академию лесного хозяйства, Костромской технический университет, Ярославский государственный университет и другие. А в этом году один из выпускников даже поступил в американский университет. Это сын российского дипломата, который спровадил своего непутёвого отпрыска в лесную обитель набираться уму-разуму. Ныне часть воспитанников пустыни — дети вполне благополучных родителей, которые уверены в том, что здесь их чада получат хорошее образование и воспитание. Например, несколько лет в обители жил и учился сын знаменитого путешественника Фёдора Конюхова. Своим домом пустынь считают и четверо сыновей самой колоритной супружеской пары Русской Православной Церкви — сербского священника Александра Кокановича (сына заместителя министра финансов в правительстве Югославии времён Тито) и матушки Анны (дочери министра обороны республики Вьетнам).

Самое поразительное, что у такой прекрасной — даже по столичным меркам — гимназии до сих пор нет элементарной лицензии. А всё из-за пожарных, которые объявили, что деревянная школа выше двух этажей — против правил. Вот и приходится выпускникам сдавать экзамены в чужих школах. Но скоро эта проблема будет решена. Уже полным ходом идут отделочные работы в новом современном каменном гимназическом здании, выстроенном рядом со старым. За два дня до нашего приезда здесь был уже «опробован» актовый зал: гимназисты и насельники слушали концерт знаменитого ансамбля Московской филармонии под управлением Александра Хургина. Потом маэстро признался, что такой великолепной акустики нет даже в Большом зале консерватории. Сейчас идут переговоры об организации здесь концерта выдающегося современного скрипача-виртуоза, болгарина Павла Минева.

…По дороге маршируют строем курсанты в военной форме. Это воспитанники кадетского корпуса, организованного в обители. Ведь один из попечителей Свято-Алексиевской пустыни — Главное разведывательное управление Минобороны. Кадеты живут «на казарменном положении» — в специально отстроенном для них двухэтажном корпусе. Встают на полчаса раньше, чем другие воспитанники, делают зарядку, надевают военную форму и спешат на построение. После этого они живут по общему расписанию: молитва, завтрак, уроки. Два часа отводится на курс молодого бойца. Его проводят опытные наставники: майор спецназа ФСБ, бывший «альфовец», а также сержант запаса, воевавший в «горячих точках». Кроме военного дела, мальчишек обучают навыкам спасательных работ в горах, под водой, во время пожаров, в том числе и лесных. Ребята с нетерпением ждут, когда у них появится зал для занятий борьбой и рукопашным боем. И обычно аппетит у мальчишек от такой физической нагрузки, да ещё и на свежем воздухе — отменный!

Накормить насельников призвано огромное агрохозяйство: 400 гектаров земли, 130 коров, 150 овец и 50 свиней. Есть также конюшня из 15 лошадей. Выстроены склады, мастерские, зерносушильный комплекс, зерновой амбар с мельницей, пилорама и овощехранилища. Всем на удивление: соседний колхоз разваливается, а сельхозподворье обители — процветает. «А всё потому, — объясняет отец Алексий, — что работают у нас не за страх, а за совесть. Да к тому же — с молитвой. Но самое поразительное — это даже не выстроенное с нуля хозяйство, а гимназические музеи. Их несколько: церковной истории, художественный, историко-археологический, энтомологический, а также музей Фёдора Конюхова, который был создан при помощи самого путешественника. Каким-то невероятным образом отцу Алексию удалось собрать совершенно уникальные экспонаты. Например, в художественном музее можно увидеть подлинники полотен Сурикова и Петрова-Водкина. В одной из музейных комнат на стеллажах в стеклянных шарах застыли десятки диковинных морских рыб. Шары залиты особой консервирующей жидкостью, благодаря которой яркая окраска рыб не обесцвечивается.

В археологическом музее — множество раритетов: от фрагментов древнегреческой кольчуги до каменных надгробий первых веков нашей эры, от наконечников копий и до скифского кинжала. Здесь надо отметить, что гимназисты на летних каникулах регулярно выезжают на различные археологические раскопки. Однако самое большое впечатление лично на меня произвела богатейшая коллекция редких бабочек и жуков — из самых отдалённых уголков Земли. Подобной коллекции мог бы позавидовать и иной государственный музей.

Никак нельзя было обойти вниманием и гимназическую библиотеку, начало которой положил сам отец Алексий, передав в её пользование 60 тысяч своих книг. Теперь библиотека занимает два этажа. Особо ценные фолианты, в том числе и рукописные, XVI—XVII вв.еков, находятся под стеклянными витринами. И всё это — в лесной глуши!

Разумеется, несмотря на внешнее процветание, у обители много проблем, самых насущных. Например, каждый день у настоятеля болит голова о том, как обеспечить качественное пятиразовое питание для детей. Не хватает места для проживания, в результате чего приостановлен приём новых насельников и воспитанников. Нынешней, лютой на морозы зимой, большим дефицитом оказалось тепло. Весь обогрев — от электричества, а газопровод — всего в нескольких сотнях метров от обители, но на его проводку, увы, нет средств…

Покидая гимназию, я вновь обращаю внимание на табличку с одной из гимназических заповедей: «Служи идее христианства, идее истины и добра, идее государства и народа, хотя бы это стоило тебе величайших усилий и пожертвований, хотя бы это навлекло на тебя несчастья, бедность и позор, хотя бы это стоило тебе и самой жизни». Патриоты нашей Русской Земли воспитываются здесь, вдалеке от всех благ цивилизации.

На обратном пути в Москву я задаюсь вопросом: как можно было за десяток лет организовать и отстроить подобное чудо, изначально не имея на то средств? Неожиданно на память приходят строки из Евангелия: «Человекам это не возможно. Богу же возможно все».

Автономная некоммерческая благотворительная организация (АНБО) Православная обитель-братство милосердия

Свято-Алексиевская пустынь. ИНН 7 622 011 240, КПП 762 201 001,

р/с 40 703 810 877 180 100 608, в Переславском отд. N 7443 Северного банка СБ РФ корр. счет 3 010 180 500 000 000 512, БИК 47 888 670, ОКПО 18 548 655.

152 149, Ярославская область, Переславский район, п/о Новое, Свято-Алексиевская пустынь.

Тел. (085−35)4−05−85

http://www.russdom.ru/2006/20 0604i/20 060 408.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика