Русская линия
Русская неделяСвященник Михаил Денисов03.04.2006 

Воспитание подрастающего поколения и средства массовой информации: проблемы и перспективы

Что такое воспитание? Воспитание — это приобщение детей, прежде всего, к культуре своего народа, тому, что позволит человеку раскрыть в себе данные от Бога таланты. Как воспитываются многие современные дети? Современный ребенок, школьник живет в достаточно превентивном культурном пространстве, которое заполнено популярной музыкой, жестокими образами массового кино, досугом, направленным на развлечение. Современный человек, особенно дети, в этом пространстве не могут получить сообщения о том, что культура — это труд. Труд духовный, нравственный, интеллектуальный и физический. Устойчивый стереотип, что культура есть досуг и развлечение, может быть преодолен только обращением к области человеческой жизни, опирающейся на исторический опыт.

В России этот опыт представлен в целостном виде в Православии. Именно Православие — это основа и база для понимания нами самих себя и своей особенности в мире. Это основа мужества. Не получив православного воспитания в детстве, в годы перестройки многие люди надломились. И сейчас из-за этого многие родители и дети оказываются совершенно беззащитными перед испытаниями.

Можно ли исправить ситуацию? Можно, но для этого нам нужно определиться, в каком мы сами находимся культурном и религиозном пространстве. Сейчас часто можно услышать такой вопрос: как происходит, что храмы новые строятся, появляются религиозные передачи, которых не было 10 лет назад, газеты православные выходят, а преступность не уменьшается, а увеличивается. На этот вопрос трудно найти ответ — просто парадокс какой-то получается. А причина в том, что несмотря на то, что у нас есть такие положительные изменения, влияние Церкви на население пока очень слабо.

Почему так? Очень просто это объясняется. От нас уходят и ушли уже люди, которые в детстве были приобщены реально к церковной жизни, которые своими ногами переступали порог храма, которых родители детьми приводили туда, которые молились, были крещены, исповедовались, причащались. Сейчас, когда человека просишь подготовиться к крещению, он морщится, ему это не нужно. Это показатель того, что ситуация очень тревожная. Я убежден, что влияние Церкви в 50 и 60-е годы, когда был период гонений, было сильнее, чем сейчас, когда этих гонений нет. Потому что тогда почти в каждой семье находились бабушки, дедушки, взрослые люди, которые незаметно, может быть, не говоря об этом, жили православной верой. Сейчас эти люди ушли, а ныне многих бабушек от сериалов не оторвешь. Взамен пока приходит то, что можно назвать обрядоверием, — внешнее Православие. Эта смена поколений очень трагично будет переживаться, поэтому сейчас можно часто встретить человека, который говорит, что он верующий, а на самом деле он живет как атеист. Российская государственность держалась на трех опорах: Православие, самодержавие и народ. Эти опоры постепенно и были убраны. Сначала был убран царь как хранитель Православия, потом в течение 20 века убирался народ. Народ, укорененный в Православной вере и имеющий духовное влияние на подрастающее поколение.

Под каким влиянием сейчас находятся дети?

Под влиянием фильмов в жанре фантастики, страшилок, ужастиков, детективов или любовных историй. Казалось бы, что в этом плохого? Есть детский спрос на эти развлечения, на эту литературу. Дети сами приходят в магазины и покупают фантастику, приключения. А то, что в этих книгах часто нет никакого художественного качества — что ж, дети не любят длинные психологические описания, картинки природы, они и историю собственного Отечества не любят. Они не любят ничего серьезного, можно услышать от взрослых. Они тоже, как взрослые, хотят улететь от реалий современной реальной жизни. Как это оценить? Мы должны знать, что уже маленькие дети на своем уровне занимаются вопросами о предназначении вещей.

И взрослые должны приоткрыть этим почемучкам первые тайны и основы нравственных понятий. А для младшего школьника уже чрезвычайно важны сами поступки. Он спрашивает иногда: а я так смогу? А как я мог бы в этой ситуации поступить? Но как примитивны порой произведения или фильмы в жанре фантастики. Ну, выдумал автор свою страну, которой сроду не бывало, поделил довольно грубо героев на представителей света и тьмы, безликих и похожих на роботов, не объяснив, что в реальной жизни бывают и оттенки, что силы тьмы вполне могут выдавать себя за силы света, потом уравнял эти силы, потому что обе борются за власть, обе убивают или обе знают только одно оружие — вострую саблю да огненный меч. Совершенно не затрагиваются вопросы нравственности. Почему? Потому что, мол, детям это не интересно.

Известный московский психиатр и врач-нарколог Александр Данилин в одной из своих лекций говорит о том, что любой писатель, любой фильм или любая компьютерная игра дают человеку некий план спасения. Только один план годится для виртуального мира, в который погружает маленького читателя писатель-убийца, а другой план — для реального мира, в котором мы и наши дети существуем. Данилин, который повидал много детей-наркоманов, говорит, что все эти ребятишки в себе очень неуверенны. Почему они льнут к экранам телевизоров, компьютерам с их играми, к массовой литературе? А для того, чтобы обрести, наконец, силу и правила в жизни, по которым им бы хотелось существовать, хоть на короткий срок, пока книга читается, пока игра играется. Эти правила несложные, твердые, раз и навсегда заданные, каких на самом деле в жизни нет, ибо реальная жизнь непредсказуема и в ней есть великое множество законов, принципов и правил, часто противоречащих друг другу. И вот писателю, режиссеру нужно не потрафлять вкусам слабака-читателя, а воспитывать в нем ум, логику, спокойствие, уверенность в себе, умение побеждать, то есть привязывать его к реальной жизни, чтобы он ее полюбил и именно в реальной жизни был своим, а не в выдуманных мирах писателя-виртуальщика.

У человека есть несколько привязок к реальной жизни — это любовь к природе, вера в Бога. Труд физический, особенно на земле, творчество, знание своего прошлого, любовь к близким, Родине, культуре, своему народу, животным. И пусть даже фильмы, книги выполнены в жанре фантастики, сказки или детектива, но они должны быть реальны, не оторваны от жизни, и тогда в них всегда найдется то, что сможет человека привязать к настоящей жизни. Я для себя сделал недавно такое интересное открытие: молодые ребята, девчата, как нечто необычное, с большим удовольствием смотрят сказки Александра Роу. Для меня это было открытием. Поступили в видеотеку нашего храма его фильмы, и эти сказки все посмотрели не один раз. Почему? Потому что в них действительно есть нечто, что учит человека нравственным понятиям.

Упомянутый уже Александр Данилин говорит, что в произведениях для детей должен быть некий эвкалиптовый столб. Что это за понятие? Он взял этот образ у одного австралийского племени, современного, но живущего первобытно. Жизнь этого племени организовывается вокруг этого столба. Вокруг него они строят свои дома, живут вокруг него, женятся, умирают. Мифы этого племени рассказывают о том, что когда-то по этому столбу, который связывает небо и землю, поднялся на небо главный бог. А прежде чем подняться, он дал этому племени заповеди. Когда племя куда-то уходит, оно этот столб берет с собой и опять вокруг него организовывает жизнь. Примерно так наша русская эмиграция, вынужденная уехать на Запад, перенесла туда свою культуру. Таким историческим столбом, такой основой для нас, живущих в России, является Православие. Это есть наша ось, вокруг которой мы должны строить свою жизнь. Если этот эвкалиптовый столб существует в произведениях для детей, то, как бы они не выглядели, они будут человека укреплять в жизни. Если же его нет в рассказах, в повестях, в стихах, в фильмах, или нет нравственных табу и нет добрых примеров, то произведение не организует жизнь, не дает ребенку точки опоры и почвы, на которой он вырастет нормальным человеком.

Известный детский писатель Дмитрий Емец рассказывает, как иногда формируются планы издательств, он говорит, что часто благодаря письмам детей. Например, один пишет: «Хочу приключения с монстрами», другой — «А мне, пожалуйста, еще и с динозаврами», третий — «Чтобы там был еще и ядерный взрыв». И взрослые идут на поводу у таких нездоровых увлечений. И вместо положительных героев в сказках, фильмах появились уроды, изувеченные ядерной войной. Пусть часть из них — существа приветливые и милые, но это тоже черта нашего вредоносного времени, что главными героями в детских произведениях становятся монстры, одни из них злые — как Человек-Пингвин, другие добрые — как Человек-Паук. Они борются друг с другом. И это борьба не душ, а преимущественно технических средств — мечей, ядов и пушек, которыми в нормальной жизни человек не владеет. Значит, теория спасения комиксов или фэнтези в реальной жизни пригодиться ребенку не может. И большой поклонник Человека-Паука или Бэтмена может вырасти трусом и подлецом.

Что сейчас для детей может считаться психологической нормой? Это способность адаптироваться к современным условиям, к реальной жизни — очень непривлекательной, страшной, полной страданий, сомнений, неизвестности, тревоги. Поэтому детская литература, кино не должны уходить от показа реальной жизни, страдания, в том числе страдания души после того, как совершен дурной поступок, как это показано, например, в «Детстве» Льва Толстого, от показа победы над злом. Голос совести ребенка — это голос Божий, и его ребенок должен услышать. А если в детском произведении автором поднимаются из окопа другие боги, добрые мутанты, монстры, то детское сознание никогда не проснется, никогда не повзрослеет. Вся его ответственность за себя и за жизнь сведется к тому, что он в трудный момент жизни попытается нащупать в кармане пистолет или позвать на помощь Бэтмена. Читая эти книги и просматривая эти фильмы, играя в них, он внутренне не изменится, а только внешне — нацепит на себя майку с очередным героем комикса или сериала. Он, переодевшись, героем себя почувствует, но героем не станет. И то, что современный человек ощущает усталость, часто находится в духе уныния, в том числе и дети, это от того, что он не может принять современные условия жизни, подчас очень тяжелые, он как бы уже полюбил небытие. Этому есть доказательства. Институт социологии Российской Академии наук проводил исследования среди молодежи и выяснил, что она, повзрослевши за последние 10 лет на волне детских фильмов, литературы, действительно, эгоистична, чувствует дискомфорт и вовсе не намерена повторять чьи-то подвиги, совершенно не готова к самопожертвованию, ищет покоя, ухода в небытие. Такой человек, избалованный душевным комфортом, не хочет служить в армии, не хочет никого спасать. Будет ли он способен защитить Родину, близких, жену, детей? Сможет ли понести трудности семейной жизни?

Надо обозначить и еще одну проблему воспитания. Сравним советскую культуру с традиционной христианской культурой. Какие выводы можно сделать? Традиционная христианская культура основывается на том убеждении, что мир, в котором мы живем здесь, на земле, временный, а есть реальный мир — вечный. Но временный не значит, что неважный, несущественный. Именно от того, как человек здесь живет, зависит его вечность. Как он разговаривает со своими друзьями, женой, как он строит дом, как он работает, как он отдыхает, как он в конце концов даже одевается. От этого зависит его вечность. То есть мир, хотя и временный, но очень важный. Он не первостепенный, но является основой для вечной жизни. Советская культура, советская идеология утверждала, что вечного мира нет, души нет, ничего нет за границей этого видимого мира. Никакого Царствия Небесного нет. Современная идеология вообще всех уводит и от этого мира, и от вечного Божественного. И в какой мир она уводит, особенно детей? В мир демонический. Все эти мутанты, страшилы — это образы демонического мира, здесь нет никаких сомнений. И за кулисами этой современной культуры угадывается персонаж, у которого раньше были только рога и копыта, а сейчас появились и другие аксессуары. Но принцип его остался тот же — делай что хочешь, наслаждайся всем, никаких запретов. Поэтому наркотики — это явление, которое является естественным в этой культуре, логический финал всех наслаждений, вершина пирамиды удовольствий и одновременно тупик, вечная смерть. Современная массовая культура — сатанинская по сути. Почему? Это не просто слова. Потому, что она напрочь отрицает христианские заповеди. И вовсе ведь не обязательно заключать пакт с дьяволом, чтобы служить проводником его цели. По чьим принципам человек живет, тому и служит.

Многие считают, что это не культура вовсе, а пост-культура. В ней теснейшим образом связаны наркоторговля, индустрия разврата и сатанизм. Под влиянием этой пост-культуры находятся все возрастные группы. Какова цель этой пост-культуры? Цель и духовная и политическая.

Довольно известный американский писатель, сторонник распространения наркотиков Олдос Хаксли, который написал роман «Прекрасный новый мир», говорит: «Все более очевидно, что грядущие диктатуры будут опираться не на террор (как диктатуры Гитлера или Сталина). Террор крайне неэкономный, тупой и неэффективный метод контроля над людьми». Далее он говорит о фармакологическом методе, заставляющем людей полюбить рабство, и говорит о способе, как промывать мозги, чтобы воспитать армию рабов, то есть особую породу людей, подобных сильным и тупым животным с непомерно развитыми низменными инстинктами.

Церковь здесь является препятствием. Армия рабов нужна будет Антихристу и мировому сообществу, а Богу и России нужна свободная творческая личность. В Евангелии есть такие слова Христа, обращенные к человеку, желающему исцелиться: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то он ходит по безводным местам, ища покоя и не находя его, говорит: „Возвращусь в дом свой, откуда я вышел“ и, придя, находит его выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк 11,26). Это приложимо к России. В конце 20 века Россия, не успев исцелиться, вымести атеизм и безбожие, уже получила прививку еще худшую. Вместо одного злого духа атеизма пришли семь других, злейших. Их можно даже назвать. Это прежде всего сатанизм, который проявляется в магии, колдовстве, знахарстве, который поражает все слои общества. Это дух блуда, разврата. Дух сребролюбия. Это сектантство, которое часто связано с богохульством. Это наркомания. Наконец, дух уныния, злобы, ропота. Дух самоуничтожения. Очевидно, что пространство духовное, культурное, в котором живут наши дети, должно быть оздоровлено и заполнено такими примерами, которые помогали бы детям находить выход из трудных жизненных ситуаций. Должны быть убраны все эти монстры — все, что душу заполняет сатанинскими образами. Если этого не сделать, то наше будущее печально. В настоящее время, мне кажется, здоровым началом в воспитании детей является Церковь и школа, которая еще пока зло называет злом и добро — добром, и преподаватели часто выполняют то, что должны выполнять родители.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика