Труд | Сергей Глазьев | 30.03.2006 |
Если же мыслить категориями прагматики и экономической целесообразности, нужно сказать: от того, насколько быстро будет осуществлен переход украинских властей к политике построения Единого экономического пространства и Союзного государства с Россией и Белоруссией, будет зависеть благополучие наших народов на многие десятилетия и даже века. Например, газовый конфликт, опозоривший нас на всю Европу, это не вопрос политического торга, устроенного нашими руководителями о том, по какой цене Украина будет получать российский газ, а вопрос того, будет ли все-таки Единое экономическое пространство, или нет. Пройдет год — и ситуация начала января 2006 года повторится снова: опять пойдет торг о цене, опять под угрозой окажется функционирование украинских промышленных предприятий. Вместе с тем очевидно: если Украина будет внутри ЕЭП с Россией, внутри таможенного союза, значит, она получит все правовые основания требовать поставки газа по внутренним российским ценам, потому что рынок становится общим. В то же время, если Украина откажется входить в ЕЭП, значит, у Газпрома не будет никаких оснований продавать республике газ по цене, отличной от той, по которой покупают его страны Евросоюза. Поэтому постановка вопроса только в таком ключе могла дать общее решение. Получилось же, что одна сторона руководствовалась политической конъюнктурой, другая сторона — коммерческими интересами.
Далеко не все в России хотят Единого экономического пространства с Украиной. Это не только Газпром, не желающий терять три миллиарда долларов при поставках газа на Украину по льготному тарифу. Есть и другие весьма влиятельные коммерческие структуры, заинтересованные в разрыве отношений свободной торговли с Украиной в целях укрепления своей монополии на российском рынке и завышения цен. Ведь если мы находимся в Едином экономическом пространстве, то значит, мы имеем общий внутренний рынок. То есть украинские потребители имеют полное право требовать поставок энергоносителей из России на Украину по российским внутренним ценам. В Едином экономическом пространстве никто не сможет возводить торговые барьеры. В том числе нельзя будет закрыть российский рынок от поставок украинской стали, молока, птицы и т. д. Все торгово-экономические противоречия будут решаться на основании общих, согласованных процедур.
Формируя режим торгово-экономических отношений, нам следует исходить не из мифов и не из интересов частных коммерческих структур, а из интересов общенародных. Хотя часть компаний может потерять свои монопольные преимущества, общество в целом от этого выиграет. От Единого экономического пространства выиграют не только украинские потребители газа или поставщики птицы. Выиграет и Россия — за счет наращивания конкурентных преимуществ технологически связанных между собой российских и украинских предприятия наукоемкой промышленности, за счет расширения рынка сбыта российских товаров, за счет более низких цен на продовольственные товары.
Угроза формированию взаимовыгодного режима Единого экономического пространства исходит не только от безумных национал-сепаратистов. Она исходит и от некоторых дипломатов, согласовывающих за спиной отечественных товаропроизводителей условия присоединения наших государств к ВТО. Сегодня ни украинская, ни российская сторона на переговорах в Женеве о присоединении к ВТО не ставят принципиальным образом вопрос о том, что, вступая в ВТО, мы сохраняем зону свободной торговли. Если условия вступления в ВТО России и Украины окажутся разными, то создание таможенного союза и ЕЭП может оказаться невозможным, а существующая сегодня зона свободной торговли будет дальше сужаться, что крайне неблагоприятно отразится на нашем экономическом сотрудничестве.
Многие считают, что общая многовековая история и духовно-культурные корни делают добрые отношения России и Украины устойчивыми к краткосрочным политическим недоразумениям. К сожалению, это не так. Предстоящее присоединение Украины и России к ВТО, завершение процесса формирования ЕЭП предопределяют необходимость скорейшего принятия необратимых политических решений. Хочется надеяться на то, что органам государственной власти Украины и России достанет мудрости принимать эти решения, исходя из общенародных интересов на основе глубокого научного обоснования и объективной оценки их экономических и социальных последствий.
Глазьев Сергей депутат Госдумы, доктор экономических наук