Русская линия
Седмицa.Ru Сергей Путилов28.03.2006 

Прекратятся ли шариатские казни христиан?

Судебное дело против афганца Абдула Рахмана, которому грозила смертная казнь за переход из ислама в Христианство, прекращено из-за недостатка доказательств. Дело возвращено в прокуратуру, а подсудимый, по всей видимости, будет освобожден.

Однако еще сутки назад из Кабула приходили сообщения, согласно которым исламские религиозные деятели грозили расправой Абдулу Рахману. Они утверждали, что если власти его не казнят, то народ сам раздерет его на куски.

Смертная казнь грозила 41-летнему афганцу Абдулу Рахману за то, что он принял Христианство. Ему были предъявлены обвинения в измене исламу и, в соответствии с законом шариата, Рахман может быть казнен, если не вернется в мусульманство. К сожалению, эта противоречащая Корану дикая традиция еще жива во многих исламских странах.

Рахман принял Христа 16 лет назад, когда работал в одном из пакистанских лагерей беженцев. После этого живущие отдельно родственники забрали у него двоих детей. Считается, что это первый официальный суд такого рода в Афганистане. Однако, примерам «неформальных» убийств людей решивших перейти из ислама в христианство в странах полумесяца поистине несть числа.

Не так давно в иранском городке Гонбад вблизи с границей с Туркменистаном был похищен и затем убит 50-летний Горбан Тори, ранее обратившийся из ислама в христианство. Его тело некоторое время спустя, было подброшено к дому, где он жил. Похищению и убийству предшествовал визит сотрудников службы безопасности, которые изъяли у него экземпляры Библии. В эти же дни по многим городам Ирана прокатилась волна арестов последователей Иисуса. Задержание проводилось в связи с подозрением в ведении ими миссионерской деятельности среди мусульман. Подобная деятельность карается в Иране строго, вплоть до смертной казни. Горбан Тори стал пятым христианином, погибшим в «стране аятолл» при невыясненных обстоятельствах за последние 11 лет.

Ранее подобный случай имел место в Палестине. Новообращенный христианин пропал, отправившись в гористую часть Палестинской автономии. Известно, что у него были с собой различные христианские материалы — в том числе аудио- и видеокассеты, а также экземпляры Священного Писания. Примерно через десять дней, разрубленные на куски останки этого человека были переданы близким. Араб стал жертвой исламских фундаменталистов. По информации из ряда источников, за террором по отношению к христианам стоит палестинская группировка «ХАМАС».

В 2000 году суд в Адене, столице Йемена — приговорил к смерти 27-летнего сомалийского беженца Мохаммеда Омера Хаджи, перешедшего из ислама в христианство (в крещении — Георгий). Приговор должен был быть приведен в исполнение, если Хаджи к последнему судебному заседанию не отречется от Христа и не заявит трижды судье, что он снова принимает ислам. Каждую ночь в тюрьме Хаджи жестоко избивали и пытали так, что он не мог встать на ноги и даже говорить. Полицейские угрожали убить его, если он снова не примет ислам, а также пытались получить информацию о других христианах, выходцах из Сомали. Слава Иисусу, мужественный христианин твердо исповедовавший свою веру, все же был выпущен на свободу под давлением мировой общественности.

Что касается нынешнего суда над афганцем Абдулом Рахманом, то нужно отметить, что несмотря на то, что экстремистское движение талибан от власти в этой стране было отстранено четыре года назад, в правовой системе там до сих пор доминирующие позиции удерживают радикальные исламисты. Новая конституция Афганистана основана на законе шариата. Вот только как толковать его, даже среди «правоверных» единого мнения — нет.

Действительно, нигде в Коране не говорится о смерти как о мере наказания за вероотступничество. Конечно, ислам, подобно всем остальным религиям, не одобряет отход от него. Однако священная книга мусульман, порицая вероотступников, часто не упоминает о наказании для них, а если и угрожает карой, то относит ее исключительно к потусторонней, будущей жизни, но не к нынешней, земной. Поэтому в первые века ислама еще были богословы, которые в духе Корана предоставляли вероотступнику срок для раскаяния до конца его жизни. Были и такие, которые за этот грех полагали лишь тюремное заключение. В числе последних находился сам великий халиф Омар, чья империя простиралась от Пиренеев до реки Инд. В том же ряду находятся такие видные богословы, как Ибрахим ан-Нахи (учитель Хаммада, наставника Абу-Ханифы) и Суфйан ас-Саури.

Традиция приговаривать к смерти вероотступников в исламе сформировалась гораздо позднее. Причем, средневековые богословы-факихи, которые не в силах были найти в Коране основания для присуждения вероотступника к высшей мере наказания, ссылались при этом лишь на пророческую традицию — Сунну. То есть, сборник высказывания Мухаммеда составленный много после его смерти. «Расстрельная» норма, разрабатывавшаяся средневековыми богословами, главным образом обосновывается следующим хадисом, возводившимся к пророку Мухаммеду: «Убейте того, кто поменяет свою религию». Данный хадис любят цитировать и современные фанатики, выдающие себя за защитников ислама.

Однако, как отмечает ряд исламских теологов, хадис об убийстве переменившего веру относится к категории «одиночных» (ахад) преданий, то есть восходящих к одному-единственному передатчику. А такие свидетельства многие правоведы, особенно среди ханафитов (школа в исламе), не считают достаточным основанием для каких-либо нормативных установлений юридического или догматического характера. Обращает на себя внимание и тот факт, что хадис о перемене веры, хотя и приводится в авторитетном своде от аль-Бухари, не встречается в другом авторитетном своде — от Муслима. И это при том, что данный хадис — чуть ли не единственное свидетельство касательно указанной темы.

Все это не удивительно, ведь главная священная книга мусульман, почитающаяся ими как полученная от Аллаха (в отличие от Сунны — сборника высказываний Мухаммеда) ни разу не подтверждает вердикта о смерти как о мере наказания за вероотступничество. Более того, Коран, провозглашает религию делом совести каждого человека, и не дозволяя в этом отношении какого-либо насилия. Все айаты о вероотступничестве, а их около 10, говорят исключительно о Божьей каре на Страшном суде отошедшим от ислама, но ни в коем случае не о человеческой.

Однако, не только в Коране, но и в Сунне содержатся предания, показывающие, что вероотступничество само по себе не влечет за собой смертного приговора. Рассказывают, в частности, как один бедуин, явившись к Мухаммеду в Медину, поклонился ему на верность исламу (байа'ху 'аля аль-ислам). Но на следующий день бедуин заболел лихорадкой, пришел к основателю ислама и попросил освободить его от присяги. Трижды получив отказ, он вместе с тем покинул город. Как явствует из хадиса, бедуин, заболевший на следующий день после принятия ислама, связал постигшее его несчастье с обращением в ислам и поэтому решил взять обратно свою присягу. Недвусмысленное отступление от веры, за которым, однако, не последовало никакое наказание.

Каноническая Сунна говорит всего лишь о двух случаях из жизни Мухаммеда, когда он приговорил к смерти вероотступников. Но в обоих случаях причиной казни послужила не сама перемена веры, а отягощающие преступные деяния. Так, однажды в Медине к Мухаммеду прибыли несколько человек из родов укль и урайна племени баджиля и приняли ислам. Климат Медины неблагоприятно сказался на их здоровье, и Мухаммед отправил их в окрестности для восстановления здоровья. С ними он послал своего пастуха со стадом верблюдиц, чтобы они пользовались их молоком. Когда же баджилиты поправились, они убили пастуха и увели стадо. Узнав об этом, основатель ислама выслал вслед за ними отряд, который схватил баджилитов, и они были преданы смерти. Очевидно, что баджилитов приговорили к смерти не по причине их отступничества, а за убийство пастуха. Второе свидетельство, сообщает о трех вероотступниках, которых при завоевании Мекки Пророк объявил вне закона. В отношение двух из них — Ибн-Хаталя и Микйаса — смертный приговор был исполнен. За третьего же, Абд-Аллаха ибн Сада, заступились, и он был помилован. Причем, смертникам вменялось в вину не просто вероотступничество, но воссоединение с воюющими против мусульман язычниками.

Коран, провозглашает, что «нет принуждения в вере» (2:256). И все же согласно законам шариата (исламскому праву), «мусульманин, родившийся в правоверии, если оставит оное, подвергается смертной казни, и убить его предоставляется на волю всякого»; представителю же других религий, «сделавшемуся мусульманином, но оставившему правоверие, дается для раскаяния три дни срока, в течение которого времени его увещевают, — но если не согласится принять вновь мусульманскую религию, то подвергается смертной казни» (Изложение начал мусульманского законоведения. Репринт изд. 1850 г. М., 1991. С. 470). К счастью, властями большинства исламских стран эта жестокая мера лишь декларируется, но редко приводится в исполнение. Хотя аресты пытки и преследования людей перешедших из ислама в Христианство — отнюдь не редкость. На бытовом же уровне буквальное толкование шариата, то есть убийство оставивших мусульманскую веру даже ближайшими родственниками, случается довольно часто. И за это убийц крайне редко привлекают к суду, а если таковое и случается, то, они очень быстро оказываются на свободе.

И все же, несмотря на преследования и порой даже угрозу смерти все больше мусульман во всем мире признают Иисуса своим Спасителем. Ничто не может остановить этот процесс спасения Богом человечества. В странах, где господствуют законы шариата, люди нередко переходят в Христианство тайно, а в условиях демократии — не опасаясь преследований, и регистрируя такой переход в церковных книгах. Поэтому, мы можем уверенно судить о том, сколь стремительно распространяется вера в исламском мире в Иисуса Сына Божия.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=31 811&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика