Русская линия
Правая.Ru Владислав Ануров24.03.2006 

Вернуть Киев в орбиту Русской Цивилизации

В настоящее время древний Киев приобрел значение военного форпоста русского Православия, и в этой ситуации верующие Украины должны почувствовать и осознать всю полноту своей духовной ответственности, поскольку в настоящее время лишь единство церковной юрисдикции Украины и России остается видимым залогом возможного возрождения общего православного отечества

Во времена Российской Империи Киев был далек от нынешней провинциальности. В Мариинском дворце находилась императорская резиденция, государи часто посещали древнюю столицу, оказывая ей особое внимание. Это и благоукрашение киевских храмов и строительство больниц для киевлян. Круглый год со всей России в Киев стекались паломники для поклонения преподобным печерским угодникам, а петербуржская и московская знать приезжала в Киев на освящение памятного Креста в годовщину Крещения Руси, или на воздвижение памятника святому князю Владимиру.

С приходом к власти революционеров Церковь становится гонимой, а Советская власть наделяет Украину суверенитетом свободной союзной республики. Перемена православной имперской идеологии на национальную (пусть даже с интернациональным привкусом) умаляет Киев как важный духовный центр Руси, древнюю столицу, прародителя православной русской государственности. Украинские националисты практически получают оправдание своей идее, и юридическую базу для последующей реализации сепаратистских стремлений.

Во время Великой Отечественной Войны Сталин хотя и дает Церкви свободу, возвращает ей право православной миссии и даже поднимает чуть ли не древнерусское знамя, но действует только как прагматичный государственник, используя Церковь и древнерусский пафос утилитарно тактически.

Санкционировав церковный Собор во Львове, упразднивший католическую унию, Сталин, по причине своей подлинной «анти-великодержавнической анти-шовинистической» позиции, не стал и не мог задействовать эффективных мер по возрождению русского православного самосознания Галицкой Руси и ограничился передачей униатских храмов Русской Православной Церкви.

Эта секулярная неубедительность формально верных действий Сталина поставила на взвод еще одну мину замедленного действия. Разорвалась эта мина уже в 90-х годах — униатскими погромами и захватами православных храмов Галиции. Ведь тогда — в послевоенные годы — униаты получили уникальную и непривычную для них возможность почувствовать себя мучениками и исповедниками, и, исходя из этих переживаний, свалили вину за действия коммунистов на Православную Церковь.

Выход Украины из СССР был закономерным последствием революционной борьбы с «царской тюрьмой народов», а умаление духовного значения Киева в советской государственной системе никак не способствовало осознанию обывателем ответственности за свой исторический выбор.

За семидесятилетие разделения Церкви и государства в церковной среде значительно стерлось эсхатологическое и мессианское значение Православной Империи, что при совмещении с новой мещанской идеологией, мечтающей о благах уютной европейской республики, приводит к идее учреждения украинской национальной церкви для украинского национального государства. Эта идея превращает церковь в локальный институт религиозного обслуживания нео-нации и сводит ее ценность для этой системы лишь к «духовно-культурному наследию народа».

На данный момент Украинская Православная Церковь Московского Патриархата постоянно подвергается искусственной маргинализации со стороны прозападной украинской системы. Благодаря этому, а также из-за отсутствия в устах официальной церковной риторики подлинно убедительной мотивации юрисдикционного единства России и Украины, ситуация постоянно ухудшается.

Таким образом, сегодня необходимо возрождение понятия о Киеве, как о городе рождения, изначального формирования и, наконец, приведения в действие начал русской христианской государственности, получившей Православие не только как личный дар, но и как содержание священной миссии.

Киев был и остается древним свидетелем исполнения пророчества апостола Христова Андрея, а именно: отречения равноапостольного князя Владимира и наших предков от тьмы язычества, Крещения, и обильного ниспослания даров Духа Святого на юную Русскую Церковь.

Потомки и последователи святых киевских князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого вместе с киевскими святителями в условиях вражеского нашествия осуществили мессианский поход на языческий северо-восток, освоили большие пространства и основали Москву, как новую столицу православного царства.

Последующее утверждение киевскими князьями и киевскими митрополитами Москвы являет ее законное государственное и церковное преемство и открывает новую эпоху русской истории.

В настоящее время древний Киев приобрел значение военного форпоста русского Православия, и в этой ситуации верующие Украины должны почувствовать и осознать всю полноту своей духовной ответственности, поскольку в настоящее время лишь единство церковной юрисдикции Украины и России остается видимым залогом возможного возрождения общего православного отечества.

В целях противодействия цивилизационному отделению Украины от России, пропаганде католической унии, «национальной автокефальной украинской церкви» или «европейской церкви» в лоне «демократического» Константинопольского Патриархата можно предложить, в частности, следующие, простые и реальные на сегодняшний день, меры:

1. Важным делом в укреплении церковного единства и русского самосознания Украины должны стать визиты Святейшего Патриарха. На сегодняшний день сложилась абсурдная ситуация, когда большинство православных верующих Украины никогда не видели своего архипастыря, хотя его имя возносится за каждым богослужением. В тоже время, в некоторых храмах Православной Церкви Московского Патриархата священниками или епископами намеренно не упоминается имя Патриарха. Иногда это делается из страха перед властями, иногда из стыда подвергнуться обвинениям в принадлежности к «московской церкви», а иногда из личной сепаратистской позиции клирика.

Очевидно, что патриаршие визиты повлекут массовое неприятие верующими таких поползновений, и наполнят литургическое поминание Патриарха верующими живым и осознанным чувством. Для украинской паствы визит Патриарха — желанное и важное событие. Положительное воздействие такого визита на укрепление православного единства Украины и России сложно переоценить. Такие визиты архипастыря, безусловно, будут сильно вдохновлять верующих. Также было бы полезно учредить патриаршую резиденцию в Киеве.

2. Нужны и полезны, как минимум, ежегодные общецерковные (то есть с участием епископата России, Белоруссии, Литвы и др.) публичные мероприятия на Украине. Они могут проходить поочередно в Киево-Печерской Лавре, Почаевской Лавре, Святогорской Лавре, на Волыни, в Закарпатье и так далее. Это могут быть съезды и конференции, приуроченные к памяти тех или иных святых, просиявших в землях нынешней Украины, и посвященные обсуждению и освещению богословских, исторических, и других вопросов.

Хорошим поводом для декларации православного единства России и Украины может быть установление ежегодного празднования Крещения Руси. На это празднование обязательно должны съезжаться представители епископата России и Белоруссии и других государств, находящихся на территории исторической Руси.

3. Очень полезна регулярная организация пребывания на Украине наиболее значимых православных святынь из России.

4.Укреплению тесных связей Украины с Россией может содействовать создание специального отдела при Отделе внешних церковных связей, занимающегося контактами с активным духовенством и мирянами Украины и их привлечением к тем или иным православным мероприятиям. И наоборот, миссионеры, проповедники, богословы и другие православные деятели России, по инициативе того же отдела, должны регулярно посещать Украину, и встречаться с верующими.

Одним из главных приемов оранжевых политтехнологов стало внушение украинцам лестного ощущения, что на них смотрит Европа и весь демократический мир. В свою очередь самих украинцев заставляют заглядывать в рот США и Европе. В таких условиях и появляется соблазн «украинского православия» в юрисдикции Константинопольского Патриархата, как бы представляющего компромиссную — без раскола и унии — модель «прогрессивного демократического европейского православия».

В тоже время, очевидно, что сегодня Константинопольский Патриархат, как и многие другие православные юрисдикции, является глубокой провинцией собственно православной истории, в то время как православная жизнь России все более приобретает характер живого бурного потока, и к этому потоку должна быть подключена Украина. Верующие Украины должны чувствовать свое участие в церковной жизни России, обсуждении богословских, социальных и других вопросов. Принадлежность к единой православной цивилизации на Украине не должно вызывать чувства пассивного прозябания на забытой периферии. Она должно стать сильной альтернативой цивилизационному вектору, навязываемого прозападной пропагандой.

5. Необходимо устранить взаимную номенклатурную изоляцию Украинской и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Даже в автокефальных восточных патриархатах не существует такой кадровой взаимоизоляции. Греческие епископы совершенно свободно поочередно занимают кафедры в различных греческих патриархатах. Кадровый взаимообмен неоходим.

6. В ситуации информационной блокады на Украине целесообразно использовать российские телеканалы, входящие в пакеты украинского кабельного телевидения, для трансляции актуальных для Украины передач и фильмов по религиозной ситуации на Украине, истории Церкви и России (например, «Анатомия раскола», «Земное и небесное» и др.).

7. На данный момент на Украине необходимость контроля над религиозно-политическими информационными потоками, и их специфической презентации осознали лишь в католическом университете УГКЦ. Там создан украинский католический медиа-центр, и идет подготовка студентов к информационному наступлению. Тем же католическим университетом создана религиозно-информационная служба Украины (РИСУ), существующая на деньги американского фонда, согласно официальной информации, поддерживающего проекты нацеленные на утверждение американской идеи. Один из проектов РИСУ, существующий при поддержке посольства США на Украине, — «Мониторинг религиозной свободы». При этом посольство США на Украине непосредственно защищает права католиков.

Очевидно, что православные Украины также должны располагать медиа-ресурсом, осуществляющим мониторинг религиозно-политической ситуации в стране, являющийся альтернативным источником информации, изымающим украинский религиозно-политический поток из антироссийского дискурса.

8. Факты масштабных нарушений прав верующих в Украине должны стать важным фактором украино-российских отношений, предметом постоянного обсуждения на международном уровне и поводом для принятия соответствующих резолюций. При всей симпатии Европы к оранжевому правительству, действия украинских властей в отношении канонического Православия серьезно зашкаливают за любые европейские нормы.

9. Просто необходима сейчас консолидация православной молодежи, организация российско-украинских молодежных проектов, совместных фестивалей православной молодежи в России и на Украине. Также уместны создание и поддержка православных молодежных организаций военно-патриотического направления, совместные выезды на сборы, тренировки и игры.

Возвращение Киева и малороссийских земель в орбиту русской цивилизации на сегодняшний день является одной из важнейших задач православной геополитики.

http://www.pravaya.ru/look/7105


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика