Русская линия
НГ-Религии Дмитрий Никитин15.03.2006 

Звезда Давида над Поднебесной
«Потерянное колено Израилево» обнаружено в Китае

В течение всего средневековья евреи Европы не подозревали о существовании соплеменников в Китае. Первые известия о китайских евреях проникли в Европу через католических миссионеров, сообщивших о существовании общины около 600 человек в городе Кай-Фын-Фу (ныне Кайфэн) и нескольких еврейских общинах в других городах Китая.

«Они служат Небу, так же как китайцы»

В начале XVII в. основатель иезуитской миссии в Пекине священник Риччи встретился с молодым евреем, который сказал ему, что он исповедует Единого Бога. Заметив в миссии изображение Мадонны с Младенцем Иисусом, он подумал, что это Ревекка с Яковом или Исавом на руках.

По его рассказам, он был из Кай-Фын-Фу, где жили еще 12 семейств его единоверцев, имевших там синагогу и книги, написанные на древнееврейском языке, как и книги, виденные им в миссии. Риччи был слишком стар, чтобы предпринять путешествие в Кайфэн, и он послал туда иезуита-китайца, который подтвердил эти сведения. Впоследствии другие иезуиты в XVIII тоже сообщили много нового о китайских евреях.

Моя гостиница в Кайфэне находится напротив даосского храма Янцинь. Я принимаю решение отыскать старинную синагогу, которая, по описанию, должна быть поблизости. Сначала я иду мимо величественного буддийского храма, затем двигаюсь в направлении северных крепостных ворот.

Судя по описаниям, где-то здесь должны быть остатки древней синагоги. Упоминания о ней содержатся в китайских надписях на мраморных плитах, сделанных в 1489, 1512 и 1663 гг. Эти надписи пролили некоторый свет на совершенно до тех пор неизвестную главу еврейской истории.

Надпись, относящаяся к 1489 г., говорит о еврейской иммиграции: «70 семейств прибыло с Запада, поднеся императору дары, состоявшие из хлопчатобумажных тканей; император позволил им селиться в Кай-Фын-Фу. В 1163 г. неизвестным архитектором здесь была воздвигнута синагога, и в 1279 г. ее перестроили в большем масштабе.

В 1390 году евреям была дарована земля и некоторые дополнительные привилегии императором Тай-Цзу, основателем Минской династии. В 1421 г. императором было разрешено реставрировать синагогу.

В 1461 г. синагога была разрушена наводнением, но ее восстановил какой-то знатный еврей. Были сделаны новые списки Торы, а знатнейшие члены общины пожертвовали стол для приношения, бронзовую вазу, вазы для цветов, подсвечники, ковчег, триумфальную арку, балюстрады и прочую утварь».

В надписи 1512 г., сделанной одним китайским мандарином, сказано: «Во время правления династии Хань приверженцы этой религии прибыли в Китай. В 1164 году была воздвигнута синагога в Кай-Фын-Фу. В 1296 г. она была отреставрирована. Исповедующие эту религию имеются и в других городах; но повсюду они, без исключения, почитают Священное Писание и уважают Вечный разум, так же, как китайцы, избегая предрассудков и служения идолам.

Эти священные книги касаются не только евреев, но и всех людей, царей и подданных, родителей и детей, старых и молодых. Отличаясь немного от наших (китайских) законов, они сходятся с ними в служении Небу (Богу), почитании родителей и уважении предков».

Говоря о самих евреях, китайская надпись гласит: «Они занимаются с успехом земледелием, торговлей, государственной службой, военным делом и пользуются большим почетом за верность и приверженность и строгое исполнение предписаний своей религии». Эта надпись заканчивается следующими словами: «Плита сия была сооружена при реставрации синагоги в первый осенний месяц седьмого года царствования Чинг-тиа из Минской династии (1511)».

Капризы Желтой реки

Внимательно, дом за домом, обследую весь квартал. В одном из закоулков обнаружилась мечеть, но в Кайфэне это не редкость: здесь их больше десятка. Напротив, через дорогу, большой буддийский монастырь, где перед громадной статуей Гуаньинь (Авалокитешвары) курятся благовонные палочки. А синагоги нет, словно ее ветром сдуло.

Точнее, не сдуло, а смыло. В 10 км к северу от Кайфэна течет своенравная Хуанхэ (Желтая река), причинявшая прибрежным жителям много горя. В 1194 году Хуанхэ прорвала в уезде Янъю (ныне уезд Юаньян в провинции Хэнань) дамбу, изменила русло и обратилась на юг, поглотив две реки: Сышуй и Хуайхэ. Такое положение продолжалось вплоть до 1855 года, когда Хуанхэ вновь изменила русло и обратилась на север.

Все эти капризы Желтой реки пагубным образом отражались на жизни еврейской общины в Кайфэне. Первоначально выстроенная синагога была снесена наводнением в 1642 году. Об этом сообщает третья китайская надпись, высеченная на мраморной доске в 1663 году.

Эта надпись подчеркивает добродетели Адама, Ноя, Авраама и Моисея, а затем соответствие еврейских законов с китайскими традициями. Надпись передает историю еврейских поселений, затем восстания китайцев (завершившегося падением Минской династии в 1644 году), разрушения синагоги, города и гибели многих евреев.

Спасение от гибели древнееврейских Писаний — заслуга еврея-мандарина, который с помощью своего войска восстановил Кайфэн после наводнения и вместе со своим братом реставрировал синагогу в 1653 году. Так как из воды спасли лишь один полный свиток Торы, то его поместили в средний ковчег.

Остальные свитки Писания и молитвенники были спасены другими членами общины, имена которых увековечены на таблице вместе с именами всех сановников, принимавших участие в этой реставрации.

Синагога в Кай-Фын-Фу занимала, по описаниям иезуитов XVIII века, площадь от 300 до 400 футов в длину и 150 футов в ширину, с четырьмя отделениями; она была обращена лицом на запад, то есть к Иерусалиму. Но в 1870 г. наводнение снова разрушило дом молитвы. Так печально завершилась в Кайфэне эпоха «второго храма». Средств на восстановление не хватало, и храмовая утварь хранилась в домах верующих. Однако «камни вопияли к небу», и с идеей постройки новой синагоги прихожане не расставались.

Синагогальные святыни

Углубляюсь в запутанные переулки и бреду мимо одноэтажных кирпичных хибар. Для обитателей «местечка» редкое появление лаоваев (иностранцев) — целое событие. Китайская мамаша тычет пальцем в сторону лаовая и поднимает повыше своего малыша, как это делали москвичи, проходя на демонстрации мимо кремлевских трибун.

Расспрашивать о чем-либо местных китайцев бессмысленно: английского языка никто здесь не знает. Могут с радостной улыбкой прокричать «хэлло», а наиболее продвинутые могут добавить слово «гуд». После чего смелый прохожий принимается хохотать, будто сказал что-то очень остроумное. Иностранцу же отвечать вовсе необязательно: как правило, китайцы идут на такой «языковой контакт» для собственной разрядки и проверки своих языковых навыков.

Впереди тупик, никаких руин не видно, вокруг сплошная застройка. Все, надо «ставить крест на синагоге». Поворачиваю обратно, и вдруг неожиданно раздается: «Can I help you?» Тут уже моя очередь падать от удивления. Передо мной китаянка средних лет. Расспрашивать, откуда знает английский, — не та ситуация. Надо переходить к сути: где искомые развалины?

Навстречу идет пожилая женщина, и мой неожиданный проводник начинает с ней о чем-то говорить. А потом радостно сообщает: у одной здешней старушки муж был еврей, из местных; умер 10 лет назад, а в доме хранится кое-что из синагогальных святынь. Бабушка приглашает меня в дом. В «красном углу» — семисвечники, шестиконечные звезды Давида, металлическое блюдо с древнееврейскими надписями. На стене большая цветная фотография Иерусалима.

Спрашиваю насчет руин. Их давно нет, участок ушел под частное жилье. Старушка тянет руку к шкафу. Наверху деревянная модель синагоги, когда-то украшавшей местный квартал. Она выглядит как типичный китайский храм с вогнутой крышей и затейливыми украшениями по углам.

Мы разглядываем фотографии конца ХIХ века. Члены общины одеты на китайский манер, на затылке — длинная коса. Да и глаза уже раскосые, окитаились через несколько поколений.

А если серьезно, то у китайских евреев в прошлом было много проблем. Пока евреи пользовались в Китае покровительством императора в качестве искусных коммерсантов, они прибегали к услугам персидских евреев, снабжавших их всем необходимым для религиозного культа. Когда же связи с Западом были прерваны, наступила эпоха религиозного упадка. В таком состоянии они были найдены католическими миссионерами в XVII веке; в еще худшем положении застали их протестантские миссионеры. И те и другие старались обратить их в христианство, что продолжалось до тех пор, пока китайское правительство не положило этому конец.

Реставрация «забытой колонии»

Когда в Европе стало известно о существовании евреев в Китае, то были предприняты шаги, чтобы вступить с ними в переписку. Исаак Ниэто, глава лондонской еврейской общины, в 1760 году отправил в Кайфэн письмо с просьбой сообщить о своем происхождении, современном состоянии и своих нуждах. Их ответ, написанный по-китайски и по-еврейски, до нашего времени не дошел.

В 1842 году китайскими евреями заинтересовался Джеймс Финн, британский консул в Иерусалиме, и письмо, полученное им в ответ на его запрос, он опубликовал в своем труде, посвященном китайским евреям (1872). Оно и выявило печальное состояние китайских евреев и упадок их общины.

Впрочем, это стало известно еще раньше, в 1850 году, благодаря доктору Смиту, епископу Виктории, после опросов, сделанных им по просьбе Лондонского миссионерского общества. Чтобы получить сведения о китайских евреях, в Поднебесную были посланы несколько миссионеров и евреев-купцов. Они сообщили, что небольшое число семейств, только по имени еврейских, резко отличающихся от соседей язычников и мусульман, живут там в ужасной бедности. Евреи не умеют читать по-еврейски, и у них не было раввина уже на протяжении последних 50 лет; браки они заключали с иноверцами и сохранили лишь немногие обряды и названия праздников.

«Ожидания Мессии были, по-видимому, совершенно забыты ими. Обряд обрезания, соблюдавшийся, по-видимому, еще в то время, когда они были „открыты“ иезуитами, то есть два столетия тому назад, теперь уже забыт… Они ходатайствовали перед китайским императором, чтобы ввиду их бедности правительство восстановило их синагогу. Из Пекина никакого ответа не последовало, но они по-прежнему питаются надеждой. Из 70 семейств или кланов теперь осталось не более 7, в их составе около 200 душ; живут они рассеянно по всей окрестности. Немногие имели в городе лавчонки, другие занимаются земледелием недалеко от предместий, несколько семейств живут в пределах храма, почти лишенные крова и платья. Судя по этому, через несколько лет исчезнут все следы еврейства, и последние остатки китайских евреев сольются или будут поглощены соседями-магометанами».

Вскоре два китайских посланца были снова отправлены в Кай-Фын-Фу; они вернулись в июле 1851 года в Шанхай с новыми данными, которые пополнили прежние сведения: «Во время своего первого путешествия они приняли семейные прозвища за личные, благодаря чему они ошиблись в числе евреев, оценив его слишком низко. Как видно, обрезание также еще в обычае, хотя предание относительно его происхождения и цели заглохло».

Попытка оказать помощь китайским евреям и воссоздать эту колонию были сделаны в Англии и Соединенных Штатах в 1852 и 1864 гг., но они окончились неудачей вследствие крестьянского восстания и междоусобной войны. Когда восстание в 1857 году охватило север страны, еврейская колония Кай-Фын-Фу эвакуировалась вместе с остальными жителями, и члены ее рассеялись по разным местам, дойдя до приморских городов. Все они сохранили те же характерные черты, что и их сородичи, прибывшие в 1851 году в Шанхай, хотя все они одевались по-китайски и носили косу. Большая часть их вернулась затем в Кайфэн.

Сведения, собранные Аароном Арнольдом в 1855 году, американским миссионером А.П. Мартином, Либерманом в его отчете Англо-Еврейскому обществу и, наконец, Леманом, немецким офицером в Киао Чау (1900 г.), послужили новым толчком для кампании, имевшей целью реставрацию «забытой колонии». Согласно Аарону Арнольду, многие евреи эмигрировали во время китайских военных событий в несколько городов, в частности в Пекин, но синагог в этих местах у них нет. Под покровительством англичан некоторые евреи переселились в Шанхай и Гонконг, где они торговали хлопчатобумажными изделиями.

В 1900 году община Кайфэна состояла из 140 человек, лишенных синагоги, официального представителя и определенной системы воспитания детей. Начиная с 1900 года со стороны Общества для возрождения китайских евреев последовали новые усилия, направленные на возрождение еврейской общины в Кайфэне. Некоторые шанхайские евреи также заинтересовались этим делом. Но вскоре последовало падение Цинской династии (1911 г.), затем — эпоха смутного времени и приход к власти коммунистов (1949 г.).

«Пропавшее колено Израилево»

Спрашиваю пожилую женщину: живут ли в квартале потомки тех евреев, что изображены на фотографиях? Ответ обескураживает: последний, кто умер 10 лет назад, — ее муж. А вообще в Кайфэне насчитывается 200−300 человек, сохраняющих традиции иудаизма. Но из «гетто» они давно расселились по всему городу. Сердечно благодарю гостеприимную хозяйку, и мы прощаемся.

Но все же открытым остается вопрос: когда и откуда переселилось в Китай «пропавшее колено Израилево»? Согласно одной из гипотез, еврейские торговцы впервые прибыли в Поднебесную империю, продвигаясь по Великому шелковому пути.

Евреи, жившие в Персии, издавна интересовались шелковым производством и вследствие этого завязали непосредственные сношения с «людьми шелка», как римляне называли китайцев. Трудно решить вопрос о времени появления первых еврейских поселенцев в Китае. Вероятнее всего, еврейские купцы поселились там или обращали свое временное пребывание в постоянное в различные эпохи. В трактате, написанном двумя мусульманскими путешественниками по Индии и Китаю в 851 году, говорится о том, что «евреи поселились в этой стране (Китае) с незапамятных времен».

Существует древнее предание евреев, которые относят свои первые поселения в Китае ко времени династии Хань (206 г. до н.э. — 221 г. н.э.) и, более точно, ко времени императора Минг-Ти. Это мнение основано на устном рассказе евреев, сообщенном в отчете католического миссионера: «Эти евреи утверждают, что они прибыли в Китай при династии Хань в царствование Хань Минг-Ти (58−76 гг.)». Затем следует: «Многие из этих евреев убеждали меня, что они прибыли в царствование Минг-Ти». Некий Сулейман, еврей-путешественник (IX в.), также утверждал, что евреи поселились в Китае в 65 г. н.э.

Арабские писатели IX и XIV вв. подтверждают существование еврейских торговых колоний в Китае. Действительно, многие данные указывают на долгое и своеобразное развитие религиозной и общественной жизни китайских евреев, начало которой едва ли может быть отнесено ко времени более позднему, чем первый век христианства.

Из истории евреев Китая в Cредние века сохранились лишь отдельные факты. Вышеупомянутые два мусульманина-путешественника говорят, что многие из евреев ради богатства и преимуществ отказались от своей веры.

В краеведческом музее Кайфэна экспозиция одного из залов посвящена истории китайских евреев. Здесь представлены образцы синагогальной утвари, переданной в музей местной религиозной общиной. Правда, многое ушло за рубеж: в конце ХIХ века христианские миссионеры приобрели синагогальные свитки и молитвенники, и теперь они хранятся в библиотеках Израиля, Канады и США.

«Индийский след»

В 1286 г. знаменитый венецианский путешественник Марко Поло отмечал значительное торговое и политическое влияние евреев в Китае. Ибн-Батута (XIV в.) говорит, что в городе Канфу много жителей магометан, евреев и христиан. Хотя евреи никогда не принимали деятельного участия в китайских делах, тем не менее сведения о них встречаются в китайских анналах.

Они упоминаются в первый раз в 1329 г. по случаю воcстановления закона о сборе налога с иноверцев. О них снова упоминают в анналах около 1354 г., когда из-за восстания в Китае богатых мусульман и евреев пригласили в столицу, чтобы принять в армию.

А теперь несколько слов про «индийский след» в истории китайских евреев. Некоторые исследователи относят их поселение в Китае к 231 г. н.э., связывая это с преследованиями евреев в Персии, что повело к их выселению в Индию. Но ничто не подтверждает этой гипотетической даты, как и утверждение о том, что евреев до V в. в Китае не было; наоборот, многое говорит за их поселение в более раннюю эпоху.

Тем не менее индийская волна еврейской иммиграции — это не миф. Так, по словам профессора Шаванна, «между 960 и 1126 гг. (Сунская династия) евреи, прибывшие из Индии, принесли в первый раз, в качестве дани китайскому двору, материи западных морских стран». В Китай евреи прибыли морем. Это были выходцы из еврейских колоний с юго-западного побережья Индии.

Кстати, еврейская община сохранилась там и доныне. В начале 2005 года делегации из семи американских евреев был оказан в буквальном смысле королевский прием в индийском городе Кочин. В этом городе евреи живут с незапамятных времен. Делегация прибыла в Индию с посланием от Международной еврейской организации Бней-Брит, в котором высоко оценивается поддержка, оказываемая местной еврейской общине со стороны индийских властей.

Королевская семья Кочина приняла делегацию в своем дворце после официальной встречи с участием разряженного слона. Члены делегации вручили священный рог (шофар) старшему члену королевской семьи Валиатампурану Раме Варме Кочаниану Тампурану. В ответ глава делегации Кеннет Робин получил традиционную масляную лампу.

Что же касается китайских евреев, то их нынешнее положение гораздо скромнее, но тем не менее они имеют официальный статус национального меньшинства. Они все еще считают себя евреями, хотя религиозные верования и традиции, связанные с иудаизмом, почти утрачены.

Об авторе: Дмитрий Евгеньевич Никитин — этнограф и путешественник

http://religion.ng.ru/history/2006−03−15/7_david.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика