Русский дом | Всеволод Меркулов | 14.03.2006 |
Русский народ почитал Императора Александра II. Часто Государь любил неспешно прогуляться по Невскому, беседуя со своими подданными и принимая от них наилучшие пожелания. До 1866 года у него не было даже особой охраны, так как никому и в голову не могло прийти покуситься на Царя. И лишь кучке негодяев, враждебных России и её законной власти, Император был ненавистен. Когда Александру II доложили, что против него готовится покушение, он недоумённо воскликнул: «Тридцать человек. И это против ста двадцати миллионов верного мне народа… Безумцы!»
Но на Императора в буквальном смысле была объявлена разнузданная охота. Революционеры хотели посредством систематических цареубийств достигнуть социальной революции". Они хотели ввергнуть Россию в бездну, уничтожить её, покушаясь на незыблемые основы русского самодержавия. Неслучайно одна из организаций, планировавших покушение на Александра II, носила название «Ад». Её член Каракозов стрелял в Царя в Петербурге, но тогда убийство не состоялось, и он был арестован.
Власти, конечно, предпринимали меры по обузданию террористов, но они были явно недостаточными. Александр II даже с негодяями хотел быть великодушным Государем, считая и их своими подданными, пусть и заблудшими. Царь был романтиком, которого воспитывал поэт Жуковский. При этом он был и бесстрашным воином, мужественно смотрел в лицо смерти.
Интерьер храма «Спас на крови»
1 марта 1881 на Екатерининском канале первым бомбу в Царя метнул террорист Рысаков, но царь не пострадал, от взрыва погибли несколько казаков охраны. Царь подошёл к схваченному тут же метателю и стал буквально по-отечески журить его. Но тут бросили другую бомбу, взрывом которой Императору оторвало обе ноги выше колена. Смертельно раненный Александр II был доставлен во дворец и вскоре над Зимним был поднят чёрный флаг, ознаменовавший кончину Государя.
В советские времена господствовала точка зрения, будто революционный террор, начавшийся в 70-х годах XIX века, был местью за жестокость властей. Если это и так, то месть эта скорее походила на месть преступников государству, которое не позволяло им безнаказанно бесчинствовать и издеваться над правосудием и людьми.
Бомбистам казалось, что «царизм» угнетает крестьян, но никто из них не был из крестьян. Они хотели революции, но её не хотело большинство населения страны, то же крестьянство. Народ не мог ни понять, ни принять террора.
Революционеров второй половины XIX века принято именовать «разночинцами» по их размытому социальному статусу и неопределённому положению в обществе. Сегодня таких людей назвали бы маргиналами. По сей день эта масса привлекательна для разного рода мыслителей-нигилистов. Так Герберт Маркузе, один из вдохновителей «культурной революции» XX века, которая уничтожила традиционное общество на Западе и стремится изжить его в нашей стране, писал, что опираться надо на маргиналов, мигрантов и преступников. Столетием ранее него известный анархист Бакунин тоже предлагал обратить внимание на «разбойничий мир», который, будто бы, «составляет мир русской революции». Однако нужна ли русскому народу революция, организованная преступниками и для преступников?
Маргиналы-разночинцы, изгои, чуждые здоровому обществу, стремились уничтожить не только самодержавие, но и ненавистное им государство, на которое они были обозлены по причине собственной никчёмности. Неслучайно в ноябре 1878 года Александр II призвал все сословия объединиться в борьбе против революционеров.
«Господь попустил Александру II умереть мученической смертью, — написал преподобный Амвросий Оптинский, — но силён он подать помощь свыше Александру III переловить злодеев, заражённых духом антихристовым». Александр III, истинно русский Император, вступил на престол, отсрочив своим правлением гибель России в пламенной пучине революции.