Русская линия
Православие.Ru Василий Писаревский14.03.2006 

Биоэтика как форма христианской миссии

Похоже, что биомедицинские технологии начинают напоминать грозную лавину, сходящую с гор: активно вторгаясь в жизнь современного человека от рождения до смерти, они грозят раздавить все на своем пути, если их развитие по-прежнему будет опережать осмысление их возможных духовно-нравственных и социальных последствий. Необходима выработка таких этических норм, соблюдение которых гарантировало бы отношение к человеку, соответственное его богоданному достоинству, — таков был общий вывод участников конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике», устроенной в Москве 2−3 марта совместно Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Фондом имени Конрада Аденауэра (Германия). В ней приняли участие богословы, ученые, врачи, парламентарии, общественные деятели двух стран.

Не вызывает сомнения, что стремительное развитие биотехнологий объективно бросает вызов фундаментальным основам и базовым принципам христианской веры. Именно поэтому Русская Православная Церковь уделяет столь пристальное внимание анализу этических аспектов этого процесса.

Как известно, главные акценты в проблемах биоэтики (прежде всего, тех из них, что связаны с непосредственным воздействием на человека) получили отражение в принятых Архиерейским Собором 2000 года «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

В сентябре 2005 года Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата было проведено экспертное совещание на тему «Актуальные вопросы биоэтики. Церковный и общественный взгляд». Оно вновь подтвердило как остроту проблемы, так и необходимость привлечь к ее обсуждению широкий круг церковных и светских деятелей, разделяющих традиционные религиозные подходы к проблемам существования человека и биосферы, к вопросам общественной морали и нравственного выбора личности.

В том же ключе шли дискуссии на нынешней российско-германской конференции.

МИР БЕЗ БЕТХОВЕНА?

В чем же парадокс современного развития биотехнологий, которые, находя уже множество сфер применения, имеют, в конечном счете, своим адресатом именно человека и «замыкаются» на нем?

Ответ на этот вопрос дал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступивший с докладом «Достоинство человека в эпоху развития биотехнологий». Дело в том, что в некоторых сферах биомедицинской практики человек из субъекта, на благо которого якобы направлен весь прогресс современной науки и технологий, низводится до уровня своего рода биологического материала, сам становится объектом манипуляции. Например, человеческий эмбрион иногда рассматривается как рядовой объект научных исследований и экспериментов, включая генетические. Аналогичная ситуация возникает в случае, когда из тела умершего человека изымаются внутренние органы без прижизненного согласия на это покойного или его родственников.

Должно быть достигнуто, указал владыка, некое общее понимание того, что есть человеческое достоинство, дабы избежать опасности произвольного или выборочного подхода к связанной с ним проблематике. Почему верующие люди не устают напоминать миру о человеческом достоинстве, почему видят в нем непреходящую богоданную ценность? В основе этого — постоянное памятование о том, что, согласно Библии, человек создан по образу и по подобию Божию. Это означает, что природа человека заключает в себе отображение Божественной природы, обладая в силу этого непреходящей абсолютной ценностью. И каждая конкретная личность реализует в своей жизни человеческое достоинство настолько, насколько раскрывает в себе этот Божественный потенциал.

Есть еще один важнейший постулат, о котором говорил владыка и который широко обсуждался в ходе дискуссии. Биомедицина не вправе ставить перед собой цель полной победы над всеми болезнями и достижения запредельного долголетия исключительно техническими методами. Ибо пока существует грех, будут болезни и смерть. И никакие манипуляции не спасут нас от них. Специалисты способны стереть с лица земли одну болезнь, но на ее место обязательно явится другая, может, еще худшая. Так многие биоэтические проблемы возникают просто вследствие ложного целеполагания…

Биоэтические нормы на международном и национальном уровне, вопросы биоэтики в образовании были раскрыты в выступлениях ряда российских и немецких участников конференции. Развернутое видение основных вопросов биотехнологий с точки зрения католической и лютеранской теологии представили профессор Эберхард Шоккенхоф (факультет теологии университета Фрайбурга), член Национального совета по этике, и верховный церковный советник лютеранской церкви, д-р Дагмар Хеллер.

— Считаю очень важным, что Православная Церковь вступила в дискуссию с католическими и протестантскими представителями по таким определяющим нашу жизнь вопросам, как биотехнология и биоэтика, — так оценил значимость конференции профессор Эберхард Шоккенхоф. — Именно сейчас назрел момент безотлагательно и серьезно обсуждать эту тему с государством и обществом в целом. Мы должны четко определить свои позиции в условиях, когда далеко не однозначно развиваются методы пренатальной диагностики, искусственного внетелесного оплодотворения, эмбриональные исследования, применение стволовых клеток, аспекты клонирования… Считаю, что все аспекты применения биотехнологий вызывают как в Германии, так и в России столь широкий интерес прежде всего в силу того, что затрагивают напрямую человеческую личность и тему морали.

…Давайте представим себе на минуту, как заметил один из участников дискуссии, следующую ситуацию: женщина, больная туберкулезом, имеет двоих детей — одного — слепого, другого — глухого, ждет третьего… Что ей смог бы порекомендовать современный врач, предав забвению один из главных постулатов Церкви: зарождение человеческого существа — дар Божий? Нам не дано знать, кого мы убиваем.

Тем третьим был Людвиг Ван Бетховен…

ФОРМА ХРИСТИАНСКОЙ МИССИИ

Проблему статуса человеческого эмбриона с точки зрения православного богословия осветил на конференции диакон Михаил Першин , старший преподаватель кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета. В беседе с корреспондентом Православия.Ru он отметил:

— Поскольку каждый человек наделен образом Божиим, а стало быть, сообразен Христу, то и человеческий эмбрион обладает личностным бытием с момента зачатия, только в этом случае речь идет о человеческой личности, а не Божественной как во Христе. И то, что эмбрионы личностны, дает им в случае гибели надежду на участие во всеобщем Воскресении. Отсюда особая проблема современного богословия — проблема миллионов так называемых «замороженных» лишних эмбрионов, полученных при экстракорпоральном оплодотворении. Очевидно, что это человеческие жизни, но им недоступно таинство крещения, у них нет человеческих имен, и уничтожение этих эмбрионов лишает их возможности пройти свой путь к Богу Любви.

— Какие впечатления, отец Михаил, Вы вынесли с конференции?

— Во-первых, она показала: биоэтика в современном мире становится формой христианской миссии. Само обсуждение вопроса о приемлемости и допустимости тех или иных процедур и технологий, таких, например, как клонирование, экстракорпоральное оплодотворение, эвтаназия, трансплантация, подводит к принятию фундаментальных нравственных норм, заставляет задуматься над религиозным измерением человеческих поступков.
Во-вторых, очевидно, что сегодня биомедицинская этика оказывается пространством диалога очень разных сил и течений. На данной конференции мы познакомились с мнениями католиков и евангелической церкви Германии. Примечательно, что Фонд имени Конрада Аденауэра, представляющий позиции немецких христианских демократов, поддерживает именно консервативное направление биомедицинских исследований. Налицо озабоченность всех людей, как раньше говорили, «доброй воли», с неубитой совестью.

Хочу подчеркнуть такую мысль: в эпоху агрессивного навязывания в биомедицине либеральных подходов очень важна консолидация христианского мира. И проведенная конференция стала реальным шагом к тому, чтобы и православные, и католики, и лютеране могли сообща противостоять «расчеловечиванию» современной медицины. Эта встреча еще раз подчеркнула роль Русской Православной Церкви в формировании современного биоэтического мышления в России и странах Западной Европы. Практически каждый докладчик цитировал «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» как основополагающий документ, которым руководствуются и христиане Запада.

И СХОДСТВО ПОЗИЦИЙ, И РАЗЛИЧИЕ ВО ВЗГЛЯДАХ…

Можно ли говорить о том, что у представителей православных, католиков и лютеран имеется общее видение в отношении биоэтики? С таким вопросом мы обратились к модератору пленарных заседаний, заместителю председателя Отдела внешних церковных связей протоиерею Всеволоду Чаплину.

— Могу сказать, что наши позиции достаточно близки с установками католической церкви; есть, конечно, и нюансы, но малосущественные, если сравнивать с той разницей, которая существует у нас с позициями протестантских церквей, в том числе, евнгелической церкви Германии, — уточнил он. — Показательно, представитель лютеран, выступая на конференции, отметил, что в самой евангелической церкви Германии существует большой разброс позиций. Так или иначе, но взгляды современных лютеран более либеральны по целому ряду вопросов.

Если у немецких евангелистов есть официальная позиция, озвученная Синодом этой Церкви, то в других протестантских церквях такая позиция формируется стихийным образом. Бывают случаи оправдания абортов, гомосексуализма… Особенно это касается ряда либеральных протестантских церквей Европы. Не секрет, что многие западные церкви чрезмерно уступают давлению общественного мнения, изменениям в законодательстве своих стран, предпочитая модернистские новшества исконной христианской традиции. Однако евангелическая церковь Германии, по крайней мере, отрицательно относится к таким явлениям, как аборты, коммерческая эксплуатация биотехнологий — вот в этом мы близки.

— Само название конференции, отец Всеволод, привлекает внимание к вызовам христианской этике. Планируется ли отразить эту тенденцию в официальных документах Русской Православной Церкви?

— Думаю, что действительно настает время для дальнейшего развития наших церковных документов по отдельным общественно значимым проблемам, которые представлены в Основах социальной концепции РПЦ. Так, на сегодняшний день есть поручение Архиерейского Собора подготовить документ по вопросам глобализации. Сейчас разрабатывается документ церковно-общественного плана по правам человека, который будет обсуждаться на Всемирном Русском Народном Соборе.

Полагаю, что такое развитие будет происходить и в дальнейшем. Сегодня голос Церкви в вопросах биоэтики все более слышен в обществе. И хотя есть немало противников тому, утверждающих, что вопросы биоэтики — это, мол, не наше дело, а наше дело — лишь молиться, мы считаем, что надо противостоять таким взглядам и влиять на общественное мнение, отстаивая человеческое достоинство.

МНЕНИЯ ВРАЧА, УЧЕНОГО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

О том, что думают и как действуют в сфере биоэтики представители нашей православной общественности, нам рассказали участники конференции — врач, ученый, предприниматель.

Профессор Александр Недоступ, председатель Московского общества православных врачей:

— Когда десять лет назад образовалось наше Общество, мы сразу же стали заниматься острыми вопросами современной медицины, тогда еще не подозревая, что всё это спустя годы будет называться биоэтикой.

Помню, как на самом первом заседании мы обсуждали вопросы манипуляции человеческим сознанием, на следующих — проблему аборта как преступного посягательства на жизнь будущей человеческой личности; неприемлемые попытки легализовать эвтаназию, что привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. В поле нашего зрения оказались также аспекты фетальной терапии и стволовых клеток, генетические исследования и экстракорпоральное оплодотворение, и многие другие вопросы, связанные с применением биотехнологий. Поэтому, когда был создан Церковно-общественный совет по биоэтике, у нас уже был определенный опыт, и члены нашего общества — священники, врачи, исследователи — вошли в его состав.

Попутно замечу, что в последнее время все больше пациентов обращаются к услугам верующих медиков. Они предпочитают общаться не с бездушной компьютерной медицинской техникой, а со специалистом, способным проявить действительное понимание и участие к физическому и духовному здоровью человека.

Член-корреспондент РАН Борис Юдин, главный редактор научно-популярного журнала «Человек»:

— Мне довелось возглавлять Институт человека Российской академии наук, который затем был преобразован в отдел по изучению комплексных проблем человека, и все эти годы заниматься сложными моральными проблемами, связанными с природой человеческой личности. В журнале «Человек» освещался православный подход к биоэтике, отражались первые шаги Русской Православной Церкви в этой области.

Сейчас мы видим, что наша Церковь является по существу единственным институтом в стране, который разработал и поведал миру свою концепцию в решении наиболее острых нравственных и социальных проблем нашего времени, в частности, в отношении к биоэтике. Данная конференция показывает, что РПЦ не только не утратила интереса к столь значимой теме, но выражает готовность развивать диалог.

Профессор Александр Тепляшин, сопредседатель Комиссии по биотехнологиям Совета предпринимателей при Мэре и Правительстве Москвы:

— Для меня было очень важно побывать на такой конференции, где я почерпнул много полезного для себя в плане биоэтики — как для работы в Комиссии по биотехнологиям, так и для нашей практической деятельности, направленной на благо больных людей. Очень интересно было узнать мнение Русской Православной Церкви и других христианских конфессий.

С другой стороны, я замечаю большой разрыв между христианскими принципами нравственности и нашей практической медициной, которая развивается каким-то своим путем, не имея никаких механизмов доведения этих принципов до звена, непосредственно занятого работой с пациентами. Поэтому я вижу необходимость поиска контактов между богословами, общественными организациями с разумной частью практической медицины, чтобы выработать общие подходы для реализации в жизни этических норм.

РАБОТА БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ

По завершении конференции можно сделать определенные заключения.

Многие проблемы биоэтики и охраны здоровья людей, в том числе незатронутые или нерешенные Архиерейским Собором 2000 года, в ближайшем будущем будут изучаться православной медицинской общественностью и осмысляться богословской школой Русской Православной Церкви.

Сегодня, когда прогресс в сфере биотехнологий имеет далеко идущие последствия, его результаты должны также стать предметом широкого общественного обсуждения. Биотехнологии затрагивают каждого, и потому проблема их применения не должна быть сферой профессиональной озабоченности только ученых, практикующих врачей, политиков, но всего нашего общества.

Русская Православная Церковь считает необходимым вести диалог со всеми, кто заинтересован в выработке свода этических норм, которые отражали бы взгляды различных социальных групп, в том числе — последователей традиционных религий. Она, как отмечалось на конференции, всецело открыта к взаимополезному диалогу, готова внимать человеческой мудрости, неизменно соотнося ее с непререкаемым авторитетом Слова Божия.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 313 124 044


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика