Русская линия
Невское время Максим Анатольев03.03.2006 

Его слушались люди и звери

Исполнилось 140 лет со дня преставления схимонаха Амфилохия из Реконской пустыни. Наш корреспондент собрал уникальные, нигде еще не публиковавшиеся материалы об этом «забытом святом».

«Уверяют очевидцы, что медведь был послушен ему, как агнец; змеи по полу и стенам землянки его ползали с кротостию; мыши безбоязненно садились на спину коту и он их не трогал; также с змеею играл точно как с подобным себе и единонравным домашним животным. На замечание одного посетителя о таком удивительном сочувствии кота к змее о. Амфилохий ответил, что если бы кот вздумал ее обидеть, то он положил бы на него строгую епитимью», — эти строчки из жизнеописания старца Реконской пустыни Тихвинского уезда Амфилохия (Шапошникова) публикуются впервые. Среди секретных дел Святейшего синода хранится рукопись иеромонаха Иоасафа (Скивского) с дополнениями к описанию жизни старца Амфилохия. «Описание» было опубликовано в 1872 году, но вот дополнения к нему пришлись не по нраву духовным цензорам начала XX века.

Почему это произошло? Возможно, чудеса старца, собранные иеромонахом Иоасафом, заставляли по-иному взглянуть на собственную греховную жизнь и всерьез задуматься над тем, что ни одно прегрешение, даже самое малое, не способно остаться безнаказанным. Снова процитируем строчки из «секретного» дела:

«…По Новгородской дороге из Тихвина есть Ругужская станция. О. Амфилохий, проезжая мимо ее на Страстной неделе, услыхал в одном доме безнравственные мирские песни и, увидев, что поет их портной, сидя у окна за работой, против него громко замахал кнутом и громко закричал: „Холера! Холера!“ Портной тот час же почувствовал внутри себя боль и, против всякого ожидания, вечером умер от холеры».

«…Вдовому сельскому священнику о. Сергию о. Амфилохий советовал поступить в монастырь. Священник долго не решался на это, и уже через семь лет пришел к нему за благословением принять монашество. Старец же в этот раз сказал ему: теперь поздно быть монахом, служи у себя целый год панихиды. Чрез год последовала смерть самого того священника».

Воистину, как это отличается от чудес преподобного Серафима Саровского, приветствовавшего каждого паломника словами «Радость моя» и изливавшего любовь Божию на каждого пришедшего — от великих князей до нищих крестьянок. Старец же Амфилохий был непреклонен в своих убеждениях, подтверждавшихся пророчествами и чудесами: Бог есть Судия и Мздовоздаятель, беспощадно карающий любое отступление…

Кем же он был, этот удивительный подвижник из Рекони, пришедший в пустынь уже 70-летним старцем и проживший там почти столько же (скончался о. Амфилохий 9 августа 1865 года в возрасте более 120 лет)?

В Реконскую пустынь в 1813 году прибыл странник Андрей Иванович Шапошников. Он был финн, родился в Риге, где его отец был лютеранским пастором. С юности общался с православными священниками, под их влиянием присоединился к православию, получив новое имя и фамилию от восприемника (прежнее имя неизвестно). Затем Андрей Шапошников был военным, наемным работником у крестьян, пастухом, много странствовал. В одном из странствий отморозил себе ногу (к старости поврежденное место прогнило до кости, в ране водились черви — старец переносил это с кротостью и терпением).

По совету иеромонаха Мартиниана (из Большого Успенского монастыря) Андрей Шапошников принял 26 августа 1822 года монашеский постриг с именем Адриана. Через 10 лет, 23 ноября 1832 года, был пострижен в великую схиму с именем Амфилохий.

Основной заслугой о. Амфилохия стало восстановление Реконской пустыни. Вначале он собственноручно исправлял «ветхости» построек. Затем, в 1822 году, стал истцом по делу о возвращении монастырю земли, перешедшей в казенное ведомство. За это он взялся после явления ему преподобного Александра Свирского, который обязал старца ходатайствовать о восстановлении обители и возвращении отчужденной от нее земли. После долгих разбирательств последовало высочайшее повеление о назначении Реконской пустыни в самостоятельную монашескую обитель, а мае 1860 года архимандрит Тихвинского монастыря Владимир получил указ об открытии Реконского монастыря.

В 1920-е годы Реконская пустынь подверглась участи тысяч храмов и монастырей, пребывает она в запустении и по сей день. Но ревнители памяти старца Амфилохия помнят о трудах подвижника. Теперь от ныне живущих зависит, как скоро над Реконью поплывут колокольные звоны, а имя старца Амфилохия вновь обретет всенародное почитание.

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=234 981 540


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика