Русская линия
МиК — маркетинг и консалтинг Максим Лесков02.03.2006 

Битва за святыню: Лавра или психушка?

«И вечный бой, покой нам только снится…»
А. Блок, 1908 г.

Эти строки из цикла стихов «На поле Куликовом» Александр Блок написал после посещения Николо-Пешношского монастыря, основанного в 1361 году одним из ближайших учеников Сергия Радонежского Мефодием, его «собеседником и сопостником», что подчеркивает особую их близость, и получившего свое название от того, что преподобный «пеш носил» тяжелые дубовые бревна для строительства первого деревянного монастырского храма.

На память об этой поездке осталась фотография, на которой паломники запечатлены на паперти величественного Никольского собора вместе с монахом. Так великий русский поэт получил благословение от преемников духовного служения Преподобного Сергия Радонежского, благословившего семь веков назад Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Все это время Николо-Пешношская обитель оставалась одним из крупнейших духовных центров русского монашества. Через десять лет монастырю было суждено претерпеть разорение, осквернение и поругание святынь, длящееся и по сей день.

В 1920 году обитель была превращена в «психушку», в ней обосновалась закрытая психиатрическая лечебница. Казалось бы, призрак коммунизма изгнан из России, но нет, — монастырь до сих пор не возвращен Русской Православной Церкви. Верующие лишены права свободного доступа к одной из величайших святынь православия, русские лишены права на свое духовное и культурное наследие. Битва с бесами богоборческой власти продолжается…

Что стерто из нашей памяти? К сожалению, очень многое. Сегодня мало кто знаком с историей монастыря и житием его основателей. Икону преподобного Мефодия Пешношского практически невозможно отыскать в церковных лавках. Местные жители с энтузиазмом вспоминают о том, как в стенах монастыря снимались сцены из «Гусарской баллады», и с удивлением узнают, что по этим местам ступала нога преподобного Сергия Радонежского. Расположенная в оскверненной святыне «психушка» многие десятилетия взращивала поколения иждивенцев, целый поселок обслуживающего персонала вырос вблизи монастырских стен. Чувство религиозного прозрения и голос совести зачастую заглушается страхом потерять работу в «психушке» и… водкой. Господи, молитвами святых отец наших, помилуй нас и спаси Россию!

Мефодий отроком пришел к преподобному Сергию в Троицкую обитель и стал его учеником и сподвижником. По благословению великого игумена Мефодий удалился, ища уединения для молитвы, в пустынное место, в двадцати пяти верстах от города Дмитрова. Здесь, в глухом дубовом лесу, он поставил себе келлию для подвигов отшельничества. Вскоре в эту глухую и болотистую местность явилось несколько последователей, желавших подражать его жизни. Сергий Радонежский, посетив своего ученика, сам указал место для построения монастыря. Обитель преподобного Мефодия называли обителью трудолюбия, так как иноки, по примеру своего игумена, выполняли ревностно все тяжелые работы, сами зарабатывали себе на жизнь и кормили от своих трудов странников, бедняков и нищих.

Сергий Радонежский часто посещал своего ученика и помогал в строительстве. По преданию, его руками вырыты вокруг келлии Мефодия два пруда и посажена аллея из вязов. Для духовных бесед и молитвы они удалялись в пустынное место в двух верстах от монастыря, названное впоследствии «Беседой».

Преподобный Мефодий мирно отошел ко Господу 4 июня 1392 года (по ст. стилю) и был погребен под спудом в своей обители. В 1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского. Преподобного Мефодия почитали как святого сразу же со дня его кончины. В 1549 году на Московском Соборе преподобный был причислен к лику святых.

Слава святой жизни преподобного привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей, в числе которых был и царь Иван Грозный.

С Николо-Пешношской обителью связаны судьбы многих великих подвижников веры и благочестия. Важный вклад внесли монахи Николо-Пешношского монастыря и в строительство другого духовного центра русского Православия — Оптиной пустыни. Митрополитом Московским Платоном (Левшиным) были избраны из братии Николо-Пешношского монастыря и направлены на строительство Оптиной пустыни иеромонах Иосиф, который ввел в обители устав Николо-Пешношского монастыря, и иеромонах Авраамий, при котором были значительно расширены имения Оптиной пустыни, были построены каменная колокольня, два братских корпуса, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери и больничная церковь в честь Владимирской иконы.

Монастырь был особенно известен в первой половине XVI века, когда управлялся архимандритом Варсонофием, причисленным в конце XVI века к лику святых. С 1542 года здесь на покое проживал бывший епископ Коломенский Вассиан (Топорков) — племянник преподобного Иосифа Волоцкого и духовник великого князя Московского Василия III. После разорений Смутного времени монастырь пришел в упадок, но во второй половине XVIII и в XIX веке вновь достиг высокого уровня подвижнической жизни. Митрополит Московский Платон называл его второй лаврой. Особую известность монастырю принесли пешношские старцы Макарий и Максим, с начала XIX в. окормлявшие многочисленную паству.

Святыня русского православия, созданная Мефодием Пешношским, на протяжении многовековой русской истории вдохновляла поэтов, утешала страждущих и давала приют нуждающимся. До революции кладбище Николо-Пешношского монастыря было настоящим мемориальным памятником русского дворянства: там захоронены князья Оболенские, князья Вяземские, бароны Тухачевские, князья Волконские, князья Долгоруковы, князья Тугарины, находятся фамильные склепы известных боярских родов: Лужиных, Офросимовых, Поляниновых, Веревкиных, а также дворян Норовых, Юшковых, Бугайских, Боровиковых, Майковых, Елизаровых.

В монастыре пребывали многие чтимые святыни. Среди них — подаренная обители в 1827 году частица Ризы Господней. Величайшей святыней Пешношского монастыря являлся чудотворный образ святого Иоанна Предтечи кисти преподобного Андрея Рублева.

К 1917 году в монастыре было шесть каменных храмов. В церкви преподобного Сергия над почивающими здесь под спудом мощами преподобного Мефодия устроена медная вызолоченная рака; при ней хранился его игуменский посох. В монастыре хранился также деревянный потир, употреблявшийся им при совершении таинства, и находилась чудотворная икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Широко известной за пределами монастыря эта икона стала в 1848 году, когда прославилась множеством исцелений во время эпидемии холеры. По окончании эпидемии икона была перенесена в Сергиевскую церковь и установлена близ мощей преподобного Мефодия. Тогда же в 1848 году был установлен день празднования иконы, 17 октября, и составлена служба. Вскоре эта икона стала известна на всю Россию. 17 октября 1888 года Государь император Александр III вместе со своей семьей был чудесным образом спасен в железнодорожной катастрофе. В этот день поезд со всей царской фамилией, возвращавшейся из Крыма, на полном ходу сошел с рельсов. Во время крушения погиб 21 человек, 35 были ранены, но никто из императорской семьи не получил серьезных повреждений. Отмечая чудесное спасение царской семьи, Церковь воздавала благодарение всем святым, празднование которых приходится на 17 октября, а также иконе Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Тогда икона была прославлена по всей России и с нее было сделано множество списков.

Монастырь был свидетелем и участником многих исторических событий. К 1917 году в монастыре было шесть каменных храмов. Но от былого величия Николо-Пешношского монастыря сегодня мало что осталось. Все, что могло свидетельствовать о нахождении здесь православной обители, самым тщательным образом уничтожалось богоборческой властью. Большая часть священнослужителей приняла мученическою смерть за Христа. К лику святых новомученников и исповедников Российских причислены насельники монастыря: преподобномученик Герасим (Мочалов;? 1936), преподобномученик Иосаф (Шахов;? 1938) и преподобномученик игумен Николай (Салтыков;? 1937). Все они были убиты и захоронены на Бутовском полигоне.

У главного входа в монастырь был воздвигнут смердящий и поныне идол вождя мирового пролетариата. В храме преподобного Сергия, на мощах преподобного Мефодия воздвигли котельную. И до сих пор место, где была рака со святыми мощами осквернено ржавой стальной тушей. В главном соборе устроена столовая, в которой и сегодня упивается беззаконием и вином обслуживающий персонал, а в келлиях вместо молитв звучит площадная брань и проклятия содержащихся на принудительном лечении душевнобольных (в последнее время монастырь стали заполнять московскими бомжами с криминальным прошлым, сегодня их уже не менее трети от общего контингента). Знаменитый погост с могилами наших прославленных предков стерт с лица земли. Многие святыни, связанные с именем преподобного Мефодия, также исчезли — например, деревянный потир, с которым преподобный совершал Божественную литургию.

И все это страшные реалии сегодняшнего дня…

Вопрос о возрождении монастыря вяло обсуждается на уровне Дмитровского благочиния и Московской епархии. Все разговоры сводятся к тому, как привлечь из Москвы необходимые средства для строительства новых корпусов психбольницы и реставрации сохранившихся памятников архитектуры. Периодически администрация психоневрологического интерната позволяет проводить богослужения в разоренной Сергиевской церкви. В другое время паломников к месту упокоения преподобного Мефодия не пускают. Охрана старательно хранит тайну беззакония, ежеминутно совершаемого в стенах одной из величайших и незаслуженно забытых ныне святынь святоотеческой веры.

Однако, в последнее время в стенах закрытой Сергиевской церкви, по свидетельству очевидцев, стали все чаще и явственнее слышаться православные песнопения. Ангельские голоса проникают сквозь бесовские преграды и пробуждают человеческие сердца от безбожного сна, векового похмелья и наркотического дурмана. Битва продолжается. Ведь самое трудное победить врага внутри самого себя и сделать первый шаг ко спасению.

Не хлебом единым сыт человек. Возрождение монастыря начинается не финансовыми потоками, но молитвами и молитвенниками. Как говорил Спаситель: вера способна сдвинуть горы, но вера без дел мертва есть. Поэтому мы обращаемся с призывом к государственным и церковным властям открыть верующим постоянный доступ к мощам преподобного Мефодия Пешношского, возобновить регулярные священнослужения в Николо-Пешношском монастыре, определив туда на постоянное служение первых насельников.

Невольно вспоминаются пророческие строки Александра Блока:

«Не может сердце жить покоем,
Не даром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись».

Помолимся и мы Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Святителю Николаю, преподобному Мефодию Пешношскому, преподобному Сергию Радонежскому, святым новомученникам и исповедникам Российским о восстановлении монастыря и обретении честных мощей преподобного Мефодия.

По вере нашей да будет нам! Мы верим, что обретение святых мощей, молитва монахов и жертва паломников положат начало подлинному возрождению обители, освященной трудами прославленных русских святых.

Господи, благослови!

Тропарь. Мефодию, игумену Пешношскому, глас 8:

Божественною любовию от юности распаляемь, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа Единаго возлюбил еси, / и, сего ради в пустыню вселився, / в ней обитель сотворил еси, / и, собрав инок множество, / приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие, / и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию, / с нимже у Христа Бога испроси православным Христианом здравие, и спасение, / и душам нашим велию милость.

http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=26 337


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика