Русская линия
Православие.Ru Ярослав Щапов27.02.2006 

Императорское православное палестинское общество: традиции и современность
Интервью с Ярославом Николаевичем Щаповым, председателем Императорского Православного Палестинского Общества

Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Ярослав Николаевич Щапов
Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Ярослав Николаевич Щапов
17 января в резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре состоялась встреча Алексия II с руководством Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Святейший Патриарх пожелал участникам встречи благословенных успехов в их трудах, отметив, что все больше паломников из России и других стран посещают Святую Землю.

«Мы предполагали, что в новом XXI веке будет увеличиваться поток паломников в Палестину. Для них при поддержке Палестинского общества была построена в Вифлееме гостиница… Вооруженное противостояние на этих землях оказало свое разрушительное действие, но с Божией помощью мы преодолели ряд трудностей, — констатировал Патриарх, — и гостиница в настоящее время принимает паломников, прибывающих в Вифлеем».

Корреспондент Православия.Ru обратился с просьбой к председателю Императорского Православного Палестинского Общества, члену-корреспонденту Российской Академии наук, известному историку Древней Руси и Русской Православной Церкви Я.Н.Щапову с просьбой ответить на ряд вопросов.

— Ярослав Николаевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания Общества и возрождении его деятельности в наши дни.

— Можно сказать, что среди многих общественнных организаций в современной России есть одно, которое отличается и характером деятельности, и составом, и, главное, своей историей. Это Императорское Православное Палестинское Общество — одно из старейших в России, созданное еще в 1882 году. Несмотря на название, это — светская, а не церковная организация, хотя Русская Православная Церковь в лице своих членов — иерархов, священников и мирян — участвует в его работе.

Общество было создано более 120 лет назад, тогда, когда из России ежегодно разными путями приезжали на Святую Землю — колыбель христианской веры сотни и тысячи людей, чтобы поклониться местам, где жил и учил Сын Божий. Евангельское учение оживало в их сердцах, соединяясь с дивными образами этой земли. Облегчить им эту трудную и дорогую дорогу, сделать возможным сносный ночлег в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и других местах, обеспечить возвращение на родину — вот одна из первых целей, которую ставили перед собой организаторы Общества.

Наряду с этим стояла задача помощи православным в Палестине, принадлежавшей тогда Оттоманской империи. Там жили не только православные греки, которые имели своего патриарха и свои школы, но и православные арабы, которые нуждались в духовной и материальной поддержке такой великой православной державы, как Россия. Католическая церковь вела активную деятельность на Святой Земле, обустраивала храмы и монастыри. И Россия также стремилась через Русскую духовную миссию в Иерусалиме оказывать поддержку местному православному населению и паломникам, всячески содействуя открытию детских школ, строительству больниц…

Инициатором создания Православного Палестинского Общества и его первым председателем стал Великий Князь Сергей Александрович. После его убийства в 1905 году деятельность Общества продолжалась под покровительством Великой Княгини, преподобномученицы Елисаветы Федоровны, мощи которой покоятся в Иерусалиме.

Обществу оказывали поддержку императоры и члены их семей, не случайно оно получило почетное наименование Императорское. В начале ХХ века ИППО насчитывало около 5 тысяч членов, а пользовались помощью Общества в Палестине ежегодно до 10 тысяч человек. Благодаря его активности и усилиям русских дипломатических представителей в Палестине, удалось приобрести несколько десятков зданий и земельных участков, основать монастыри, которые служили целям Общества.

На русские деньги была построена Русская больница в Иерусалиме; в Палестине, Сирии и Ливане работало более 100 школ для православных арабов, где преподавался и русский язык.

После революции 1917 года благодаря авторитету членов Общества — известных в стране ученых — удалось сохранить его существование, но только в одном виде деятельности — научном. Общество стало именоваться «Российским Палестинским Обществом», его периодическое издание «Православный палестинский сборник» стал называться просто «Палестинским сборником». В нем публиковались статьи по истории Ближнего Востока, Средиземноморья, арабского мира.

Только в 1992 году Президиум Верховного Совета РСФСР вернул Обществу его историческое название, рекомендовал Правительству принять меры к восстановлению его традиционной деятельности, возвращению ему имущества и прав. Год спустя Министерство юстиции РФ перерегистрировало Общество в качестве правопреемника и дореволюционного Императорского Православного Палестинского Общества и Российского Палестинского Общества советского времени.

Сейчас ИППО возрождает традиционную для него деятельность, и мы надеемся, что в свое время, с Божией помощью, нам удастся воссоздать — хотя бы частично — ту обширную деятельность, которую Общество вело до революции.

— На встрече с Патриархом поднимались насущные вопросы сегодняшней работы Общества. Не могли бы Вы остановиться на этом подробнее.

— Начну с того, что при Обществе существует Комитет почетных членов, которые выбираются на нашем общем собрании. В его состав входят по традиции выдающиеся деятели России, а его Председатель — Святейший Патриарх Алексий. В последнее время решено обновить состав Комитета почетных членов с тем, чтобы они оказывали реальную помощь Обществу.

Предварительно был составлен новый список, и Святейший Патриарх утвердил его. В него входят сам Патриарх, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, великая княгиня Мария Владимировна как представительница Российского Императорского дома, Председатели Государственной Думы и Федерального Собрания РФ, мэр Москвы, мэр и губернатор Петербурга, видные ученые, общественные деятели, предприниматели, оказывающие помощь Обществу.

Следующий вопрос, рассмотренный на встрече с Патриархом, — о собственности Общества на Святой Земле. Дело в том, что при советском руководителе Хрущеве российская собственность была продана государству Израиль. Собственность Общества была брошена без пользователей. Мы неоднократно туда ездили и выясняли возможности ее возвращения.

В Иерусалиме есть здания, которые принадлежали Обществу. Они выделяются тем, что на их фасаде размещен знак Императорского Православного Палестинского общества — изображение яйца, креста, буквы ХВ, цитата из псалма. Прежде всего, было несколько таких подворий, в частности, Сергиевское подворье, названное так по имени Великого князя Сергея Александровича, а также Александровское, Елисаветинское…

Сейчас на верхних этажах, например, Сергиевского подворья располагается экологическое общество Израиля, а на нижнем этаже царит полная разруха — сыпется штукатурка, протекает потолок… В таком виде застали мы это здание, когда приехали туда в первый раз. Кстати, само здание не было продано Израилю, просто в 1956 оно было оставлено представителями Общества из-за начавшейся войны между Израилем и Египтом.

Главная задача сейчас — вернуть в собственность Общества Сергиевское подворье. После наших поездок мы доложили о сложившейся ситуации министру иностранных дел С.В. Лаврову и президенту России В.В. Путину. Тогда и был поставлен вопрос о возвращении подворья. Сейчас эта проблема активно разрабатывается, и одним из итогов встречи с Патриархом стало благословение на продолжение процесса возвращения Сергиевского подворья.

Кроме того, на нашей встрече обсуждалась издательская и научная деятельность Общества.

— Поделитесь, пожалуйста, издательскими планами Общества на ближайшее время.

— Прежде всего, речь идет о судьбе дневника одного из самых деятельных руководителей Русской духовной миссии в Иерусалиме — архимандрита Антонина (Капустина). Это крупнейший научно-издательский проект, который, безусловно, найдет благодарного читателя. Архимандрит Антонин — создатель «русской Палестины», историки говорили впоследствии, что ему одному Россия обязана тем, что «твердой ногой встала у Гроба Господня».

Отец Антонин прибыл в Святой Град в 1865 году, но начальником Русской Духовной Миссии стал только четыре года спустя. Главное, что он сумел сделать для Русской Церкви — это укрепление положения Миссии в Палестине, создание нормальных условий для пребывания русских людей во Святой Земле. Для этого он начал покупать земельные участки по всей Палестине, на которых его стараниями возводились монастыри, храмы, приюты для паломников.

Первое приобретение архимандрит Антонин сделал в Хевроне в 1862 году: это был участок земли с растущим на нем Мамврийском дубом — отпрыском той дубравы Мамре, под одним из деревьев которой патриарх Авраам принимал Господа, явившегося ему в виде трех странников. (Быт. 18, 1−15). В 1871 году архимандрит Антонин купил в селении Эйн-Карем близ Иерусалима (евангельская Горняя — «нагорная страна, город Иудин», где был рожден Иоанн Креститель; Лк. 1, 39−80) обширную плантацию оливковых деревьев. Вскоре там стал действовать Горненский женский монастырь, хорошо известный сегодня среди российских паломников. Со временем в Иерусалиме и его окрестностях были устроены и другие женские монастыри: Спасо-Вознесенский на Елеонской горе, Гефсиманский с храмом святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

Приобретение земель в Палестине было связано с немалыми трудностями. В Османской империи не признавались юридические лица — купить землю можно было лишь на имя физического лица, но не иностранца. Неоценимую помощь отцу Антонину в приобретении земель оказывал православный палестинец Яков Халеби, а также посол России в Константинополе граф Игнатьев.

Активно проводил отец Антонин и археологические изыскания: в 1883 году были произведены раскопки около храма Гроба Господня, в результате чего были открыты остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат, через которые вели на казнь Спасителя, и пропилеи Константиновой базилики. На этом месте позднее был воздвигнут храм в честь благоверного князя Александра Невского.

Дневник архимандрита Антонина представляет собой уникальный церковно-исторический источник, охватывающий 30-летний период. Именно эти 30 томов, относящиеся к его деятельности в Святой Земле, и предполагается публиковать. Эти поистине драгоценные рукописи, хранящиеся в Петербурге, уже переведены в цифровой формат и готовятся к изданию.

Конечно, это огромная работа, для осуществления которой Общество нуждается в помощи Русской Православной Церкви, привлечении государственных деятелей и ученых, поддержке спонсоров. Для этого формируется Издательско-попечительский комитет, в который дали согласие войти Святейший Патриарх Алексий и министр иностранных дел С.В.Лавров. Планируется завершить издание дневника к 2017 году — 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина).

— Какова оценка Святейшим Патриархом многогранной деятельности Общества?

— Патриарх высоко оценил работу Общества за период 2003—2005 гг. г. Нам удалось организовать курсы русского языка для палестинцев в Вифлееме. Их цель — укрепить дружественные отношения между нашими народами, помочь палестинцам в овладении русским языком. Можно сказать, что эти курсы — лишь «первая ласточка»; мы знаем, что они востребованы и в других палестинских городах.

Мы развиваем традиции ИППО и в научной деятельности. Ежегодно при содействии Общества организуются научные конференции. Уже прошли конференции, посвященные 200-летию со дня рождения Великой Княгини Елисаветы Федоровны, 100-летию со дня гибели Великого Князя Сергея Александровича, конференция, посвященная Великомученику и целителю Пантелеимону. Мы провели также конференцию, посвященную разделению Западной и Восточной Церквей в 1054 году, — «Православная Византия и латинский Запад». Очень интересными оказались материалы конференции «Паломничество в истории России».

Но самое главное, нам удалось организовать одну из конференций на Святой Земле — с помощью Русской Духовной Миссии и Российского посольства в израильском университете Скопус. В ней участвовали как специалисты из России, так и израильтяне и палестинцы. Темой для нее была выбрана роль Иерусалима в русской культуре. Кстати, тех, кто нам помогал в организации этой встречи — и с израильской стороны (ректора университета Скопус), и с палестинской (например, Махмуда Аббаса — главу Палестинской Автономии), — мы предложили внести в списки ассоциированных почетных членов Общества.

Значимым этапом на пути Общества явилась его регистрация в минувшем году в Международном комитете при ООН неправительственных организаций по социально-экономическим вопросам (ЭКОСОС). Мы очень благодарны Министерству иностранных дел РФ за содействие в этом деле. Мне довелось также посетить посольства ближневосточных государств: Египта, Иордании, Израиля, Ливана, Сирии. Мы обратились к ним с просьбой поддержать организацию деятельности нашего Общества на территории этих стран.

Ежегодно у нас выходит «Православный Палестинский сборник». Издательством «Индрик» опубликованы художественные альбомы, посвященные строительству церкви Марии Магдалины на Елеонской горе и русским археологическим раскопкам в Иерусалиме. Сейчас мы также переиздали книгу одного из основателей дореволюционного Общества — В.Н. Хитрово о паломничестве в Палестину.

В настоящее время Общество представлено в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и даже Молдавии. Но этого явно недостаточно. Поэтому мы испросили благословения у Патриарха на открытие филиалов Общества в тех епархиях, где они существовали до революции и содействовали паломникам из российских губерний в поездках на Святую Землю.

Надо сказать, что в начале XX века таких отделений насчитывалось 52. Общество тогда активно организовывало паломнические туры — из Одессы шли дешевые пароходы в Хайфу, а уже на территории Святой Земли наших паломников размещали в специально построенных для них домах. Сейчас Общество этим не занимается (такова функция, например, Паломнического центра Московского Патриархата и общества «Радонеж»), но стремится создать максимально благоприятные условия для пребывания паломников на Святой Земле.

Патриарх выразил удовлетворение и благодарность Обществу за ту работу, которая была проведена в последние годы, и пожелал благословенных успехов в дальнейшей деятельности.

С Ярославом Николаевичем Щаповым беседовал Василий Писаревский.

http://www.pravoslavie.ru/guest/60 224 164 003


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика